Найти в Дзене

Ильинский храм в Сергиевом Посаде действовал и тогда, когда была закрыта Лавра

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Ильинская церковь в бывшей Пушкарской слободе Сергиева Посада была построена в 1773 году и считается лучшей по архитектуре городской церковью стиля барокко. Начало истории Ильинского прихода связано с чудесным исцелением, которое было явлено через преподобного Дионисия Радонежского местному священнику Феодору. В период антицерковных гонений 1930-х годов Ильинская церковь оставалась единственной действующей в Загорске, вплоть до восстановления Троице-Сергиевой лавры в 1946 году.

Ильинский приход в Сергиевом Посаде возник в первой четверти XVIII века. После осады Троице-Сергиева монастыря поляками и литовцами в 1608-1610 гг. монастырское начальство установило крепостной гарнизон стрельцов и пушкарей. До этого в монастыре не было своего оборонительного отряда.

Для дворов стрельцов и пушкарей было отведено место за стенами монастыря с западной стороны. Таким образом, возникли Пушкарская и Стрелецкие слободы в Сергиевом Посаде. Для их обитателей создали особый приход с деревянным храмом Казанской иконы Божией Матери и приделом пророка Илии.

Раннее упоминание этой церкви встречается в сказании троицкого келаря Симона Азарьина. Связано оно было с чудесным явлением преподобного Дионисия Радонежского. В 1650 году священник Казанской церкви Пушкарской слободы Феодор Мальцов, сильно заболел и находился при смерти. Накануне праздника великомученика Димитрия он увидел в явлении, как в его комнату неожиданно вошел покойный троицкий архимандрит Дионисий в полном священническом облачении и в сопровождении незнакомца. Дионисий взял больного священника Феодора за руку и повел в Казанскую церковь. Там святой поставил свечи перед иконами, и, встав у образа Святой Троицы, произнес:

Слава тебе, Господи, что церковь св. пророка Ильи устроилась!

Дионисий велел Феодору тоже облечься в священные ризы и отслужить молебен Казанской иконе и пророку Илие. Когда видение закончилось, иерей Феодор оказался вновь в своей постели. Однако он почувствовал себя намного лучше и вскоре полностью выздоровел.

Ильинская церковь в 1930-е годы. Из собрания музея архитектуры им. Щусева
Ильинская церковь в 1930-е годы. Из собрания музея архитектуры им. Щусева

Преподобный Дионисий Радонежский еще при жизни желал устроить церковь во имя пророка Илии около Троицкого монастыря, но не успел. Храм в Пушкарской слободе был возведен уже при его преемниках: архимандрите Андриане, келарях Авраамии Подлесове и Симоне Азарьине. Последний и записал со слов священника Феодора чудесную историю его исцеления.

Первые упоминания в документах о деревянной церкви в Пушкарской (Стрелецкой) слободе относятся к 1640-м годам. А в писцовой книге 1684 года есть краткое описание внешнего вида церкви:

Церковь Пресвятыя Богородицы Казанския, да в приделе пророка Божия Илии, вверх шатрова, а в церкви образы и книги, и на колокольнице колокола – мирское строение.

Церковь состояла как бы из двух частей: холодная Казанская церковь вплотную примыкала к теплой Ильинской.

К 1726 году Ильинский придел сильно обветшал: потолок и стены обвалились и угрожали обрушить примыкавшую к нему Казанскую церковь. С разрешения монастырского начальства вместо ветхих зданий были построены две новые отдельно стоящие деревянные церкви с прежними посвящениями: Казанской иконе и пророку Илие. 17 мая 1746 года в пожаре, уничтожившем почти весь посад, эти две церкви сгорели до основания. Причт и прихожане скоро вновь отстроили оба храма: в 1749 году – был освящен новый (третий по счету) Ильинский, а в 1752 году – Казанский храм.

Деревянный Казанский храм 1752 года постройки простоял еще два столетия. Храм был разобран только в конце 1950-х годов. Сохранилось описание Казанской церкви, сделанное иноком Арсением Лобовиковым в конце XIX века:

Построена из сосны в виде продолговатого четвероугольника, над восточною частию которого возвышается осьмиугольник, а на нем другой еще меньший с куполом осьмиугольник, завершающийся круглым фонарем, главою и крестом на полумесяце; западная же часть церковного здания, именующаяся трапезою, с плоским потолком и кровлею на два ската. С восточной стороны здания примыкает к нему пятиугольный алтарь, а с западной тесовая паперть.
Деревянная церковь Ильинского прихода 1880-е годы. Из собрания ГИМ
Деревянная церковь Ильинского прихода 1880-е годы. Из собрания ГИМ

Каменный храм Илии пророка с приделом святителя Димитрия Ростовского, сохранившийся до сего дня, был возведен в 1765-1773 годах примерно в 20 метрах от деревянной Казанской церкви. Справочник "Памятники архитектуры Московской области" называл Ильинскую церковь лучшей среди городских церквей Сергиева Посада барочного стиля.

В украшении Казанского и Ильинского храмов участвовал художник-иконописец Иван Матвеевич Малышев, бывший церковным старостой в течение 30 лет с 1848 по 1880 годы. Он написал многие иконы для церкви, в том числе для иконостасов, сделал настенную живопись Ильинского храма. Она сохранилось в храме и сегодня.

Малышев происходил из семьи штатных служителей монастыря. Художественное образование он получил в Троице-Сергиевой лавре под руководством архимандрита Афанасия, который и сам был иконописцем. Следующий наместник архимандрит Антоний устроил для занятий иконописью Малышева удобное помещение в третьем этаже западного Казначейского корпуса монастыря. В 1859 году Малышев был удостоен звания художника от Императорской академии художеств. В 1877 году Малышев перенес свою иконописную мастерскую из Лавры на посад в один из своих домов. Иван Матвеевич скончался в 1880 году и был погребен у Казанской церкви.

Дело отца продолжил сын Константин Малышев. Он возглавил семейную иконописную мастерскую и стал старостой Ильинского храма. В этой должности оставался в течение 32 лет. В 1890-х годах артель Константина Малышева занималась обновлением настенной живописи храма, был выложен пол из керамической плитки. В 1884 году им был написан образы для иконостаса Казанской церкви.

В 1876-1878 годах на средства купца Федора Васильевича Каптелина была расширена трапезная Ильинской церкви и устроен новый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1881-1884 годах на деньги его родственника Петра Сергеевича Каптелина была устроена каменная ограда церкви. Среди ильинских меценатов были также купцы Овчинниковы, Пикуновы, Прохоровы и другие.

После революции 1917 года Ильинская церковь стала хранителем духовной традиции Троицкой лавры в годы гонений. Троице-Сергиев монастырь был закрыт в 1920 году, а монахам было предложено проводить службы в соседних Пятницкой и Введенской церквях. Однако в начале 1930-х годов были закрыты и эти две церкви. Вскоре были закрыты все городские церкви советского города Загорска. Кроме одной – Ильинской. Этот храм стал последним очагом церковной молитвы вплоть до 1946 года.

Но по промыслу Божьему, советские власти позволят вновь открыть Троице-Сергиеву лавру вскоре после окончания Великой Отечественной войны. В июне 1943 года будущий преподаватель Духовной академии Сергей Волков сделал такую запись в дневнике:

Говорят, что в 6 ч. Вечера в Ильинской церкви будет молебствие о победе и крестный ход… Некоторые высказывали предположение, что крестный ход будет в Лавру и молебен состоится в Успенском соборе. Но этого не может быть. Собор в таком виде, что там никакое богослужение невозможно…

Еще война не кончилась, а в феврале 1945 года в Ильинском храме начались реставрационные работы. Параллельно шла подготовка к открытию Троице-Сергиевой лавры. В сентябре того же года почетным настоятелем в Ильинскую церковь был назначен священник Гурий (Егоров). Протодиакон Сергий Боскин вспоминал, как торжественно прошло осеннее празднование памяти Сергия Радонежского в 1945 году в Ильинской церкви. Литургию совершил митрополит Николай в сослужении многих священников. Во время проповеди он сказал во всеуслышание, что следующее празднование будет уже у мощей преподобного Сергия.

Для первых богослужений в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры на Пасху 1946 года Ильинский храм поделился богослужебными книгами, аналоями, подсвечниками и прочей утварью. В первых службах участвовали регент и хор Ильинской церкви, а ее настоятель о. Гурий (Егоров) вскоре стал и новым наместником Троице-Сергиевой Лавры.