Найти тему
ActivityEdu

Рекомендации педагогов: что читать детям всех возрастов

Как провести свободное время с пользой? Продуктивным может стать, например, вечер с хорошей книгой в руках. Какую выбрать книгу для чтения, чтобы было интересно, познавательно и увлекательно детям всех возрастов? На эти и многие другие вопросы отвечают ведущий эксперт Московского центра качества образования, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Ирина Вшивкова и учитель русского и литературы школы № 1571 Ольга Мартынова.

Сказки для дошкольников

Рекомендации педагога-психолога Городского психолого-педагогического центра (Москва) Ирины Вшивковой.

-2

Сказки для ребенка должны быть несложными по смыслу и не очень длинными. Пусть количество действующих лиц и событий в них будет невелико – так проще и комфортнее удерживать все перипетии сюжета.

Прежде всего обратите внимание на старую добрую классику.

«Колобок», который и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, – это проживание увлекательного приключения, в котором герою удается побыть одному и получить опыт принятия решений. А ведь каждый ребенок хоть иногда хочет попробовать свои силы, как колобок. Встречи с героями сказки в путешествии колобка – это примеры того, что незнакомцы могут быть разные, а при встрече с ними можно повести себя так, что или съедят тебя, или пойдешь дальше. Часто в период, когда ребенок увлечен этой сказкой, на улице он становится осторожнее, например, на прогулке старается не убегать далеко от родителей.

«Курочка Ряба» – сказка, в которой вместе с главными героями ребенок-читатель проживает опыт осмысления ценностей: что важно для жизни, трудно ли пережить утрату и какую труднее. Ребенок учится сопереживать другим, относиться бережно к вещам.

«Репка» – сказка, в которой проблема решается только тогда, когда все объединяются и вместе берутся за дело. Способность предложить свою помощь или откликнуться на призыв другого – важное качество в человеческих отношениях. В период увлечения этим текстом ребенок может сначала больше наблюдать за членами семьи, а потом постепенно самому пробовать помогать. Взрослому важно принимать эту помощь, даже если потом придется все переделать – ребенок учится видеть, где нужны его силы.

Сказки о бабе-Яге очень популярны. Слушая сказки про Бабу-Ягу, ребенок понимает, что не всегда страшное и пугающее, – это обязательно злое, что всегда можно понять другого человека и договориться, а еще, что тебе всегда помогут, но и ты должен сам постараться что-то сделать для других.

Современные произведения для детей 11-15 лет

Рассказывает Ольга Мартынова, учитель русского и литературы школы № 1571 (Москва).

-3

Как читать осмысленно? Для этого произведения литературы должны быть понятны подростку, а круг чтения достаточно широк. Нужно, чтобы описанные в книгах реалии совпадали с окружающим миром ребенка, чтобы в книгах он находил ответы на волнующие его вопросы.

Современная детская литература представлена многообразно, она активно развивается. В ней отражаются важные как для ребенка, так и для взрослого проблемы, рисуются конфликты, встречающиеся на жизненном пути. Современные авторы, пишущие для детей, при всех новых приемах и темах, сохраняют важнейшие человеческие ценности: доброту, сострадание, чувство ответственности, любовь и дружбу.

Повесть Ю. Кузнецовой «Дом П» о том, как важно ценить свою семью, что случается, когда мы не говорим друг другу, что чувствуем на самом деле. Важно быть рядом с тем, кого действительно любишь.

Повесть Э. Веркина «Облачный полк». Герои – самые обычные подростки, дети-партизаны, для которых главным желанием в жизни было освободить родину от врага. Это современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве.

Повесть Ольги Громовой «Сахарный ребенок». В ней рассказывается, как маленькая девочка по имени Стелла жила в прекрасной квартире с любящими мамой и папой. Родители всегда находили время для ребёнка, играли с девочкой, пели песни, и рассказывали ей сказки. Однажды ночью у них был обыск. Отца Стеллы осудили. Мать с шестилетней дочерью отправили в ссылку в Киргизию, где прошли детские годы маленькой Стеллы. Жизнь в ссылке была далеко не сахар. Об этом свидетельствуют рубцы и шрамы на теле девочки.

Антиутопия Фомбеля «Девочка из башни 330» рассказывает о недалеком будущем нашей планеты, где загрязнены реки и воздух, где исчезают леса, и никто не обращает внимание на происходящее вокруг, потому что это уже норма. Мир стекла и бетона, существующий на недосягаемой высоте. Книга показывает пусть гиперболизированно, но нашу жизнь, в которой с каждым днём Земле причиняется все больше и больше боли. В захватывающей подростковой повести о, казалось бы, первой любви затрагиваются современные проблемы человечества, главная из которых – проблема загрязнения окружающей среды.

Повесть Даниэля Пеннака «Собака Пёс», где через призму жизни маленькой, жалкой, некрасивой собаки описывается собачья жизнь со всеми ее горестями и радостями. И оказывается, что и собака чувствовать умеет! Собака хочет верить в то, что хозяйка действительно ее любит, хотя и совершает ошибки, она пытается понять человеческую натуру. А мы задумываемся над тем, какова роль человека в жизни наших питомцев? Насколько ответственны люди за тех, кого приручили?

Для тех, кто хочет стать лучше и сдать ЕГЭ по литературе

Рассказывает Ведущий эксперт Московского центра качества образования, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева.

-4

Хорошая книга – и учебник жизни, и друг. Она сделает жизнь интереснее и содержательнее, поможет в сложных жизненных ситуациях и не подведёт на экзаменационных испытаниях в конце учебного года. Выпускникам школ можно только позавидовать: они владеют языком, позволяющим знакомиться с выдающимися произведениями литературы в подлиннике, а не в переводе. А это очень важно: ни краткое изложение содержания, ни киноверсия литературного произведения не могут заменить самой книги: эти ресурсы не передают, а иногда и искажают содержание литературного произведения. А потому они лишь помогут вам накануне экзамена воспроизвести в памяти то, что могло забыться.

Какую бы жизненную позицию ни занимал человек, он не может отгородиться от исторических событий. Как оценить горькие уроки и славные страницы прошлого? Как ответить на вопросы о том, какие исторические события влияют на сущность человека, можно ли переделать, переписать историю, повлиять на её ход? Как именно влияет большая история на судьбу обычного человека? Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях, созданных в разные исторические периоды.

  • М. Ю. Лермонтов «Бородино»
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
  • М. Булгаков «Белая гвардия»
  • А. Блок «Двенадцать»
  • М. Шолохов «Донские рассказы» («Родинка», «Продкомиссар», «Бахчевник», «Чужая кровь»)
  • А. Ахматова «Реквием»
  • А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • В. Шаламов «Колымские рассказы» («Надгробное слово», «Последний бой майора Пугачёва», «Почерк»)
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие»
  • В. Быков «Обелиск».

Как понять причины возникновения и разрешения межличностных конфликтов, как научиться достигать взаимопонимания и согласия между людьми? Кто объяснит вам, обладает ли человек правом на индивидуальное счастье или нужно жить только ради других? Могут ли друзья и близкие люди смотреть на мир по-разному? Какие жизненные смыслы достойны настоящего человека? Возможна ли настоящая дружба и в чём причины недопонимания, несогласия между людьми? Где заканчиваются границы одной личности и начинается свобода других людей? На эти вопросы постарались ответить авторы следующих произведений:

  • А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н. В. Гоголь «Шинель»
  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • А. П. Чехов «Тоска»
  • А. Куприн «Олеся»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На дне»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Платонов «Юшка».

Мир меняется со скоростью света и человеку порой очень сложно найти своё место в жизни, верно совершить выбор, перед которым его ежедневно ставит жизнь. Что требовать от себя и с какими требованиями подходить к окружающим? Можно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Делают ли испытания человека сильнее? Что способно изменить внутренний мир человека? Закон? Мораль? Собственная воля? На какие правила опереться в жизни, чтобы сохранить человеческое начало в сложной жизненной ситуации? Эти вопросы непросты, неоднозначны и решаются индивидуально. Познакомившись с книгами авторов, для которых эти проблемы принципиально значимы, вы убедитесь, что единого мнения нет и быть не может. Точнее, главное мнение – ваше: каждый из вас, выбрав произведения по душе, если и не сразу ответит, то задумается о важных, значимых вопросах, определяющих суть жизни:

  • А. С. Пушкин «Медный всадник»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М. Булгаков «Белая гвардия», «Собачье сердце»
  • М. Шолохов «Донские рассказы» (рассказы – по выбору), «Судьба человека», «Тихий Дон»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
  • В. Распутин «Прощание с Матёрой».

Не пытайтесь механически сложить количество рекомендованных книг, лучше примените «метод совмещения»: проанализируйте всё, что вам предлагается прочитать. В результате вы получите 10–15 книг, которые универсальны в силу мудрости и таланта их авторов, масштаба изображаемого (даже там, где речь идёт о рассказах), глубины и охвата смыслов.

Для самоподготовки я рекомендую материалы Библиотеки «Московской электронной школы». Материалы подготовлены учителями Москвы и прошли тщательную проверку перед размещением. А еще в МЭШ есть самодиагностики. Их можно легко найти в поиске по ключевым словам, а проверять знания можно неограниченное количество раз.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.