Часть 3. Сотская волость
В конце 15 века, ко времени появления первых хозяйственных грамот по Сотской волости, в жизни Русской земли произошло знаменательное и поворотное событие. Окончательно исчезло иго Золотой Орды. Страна фактически и юридически обрела независимость и одновременно с этим приобрела сильного и деятельного князя во главе.
В Москве, новом центре русских земель, сразу начались перемены. Развернулось градостроительство, столица стала стремительно расти. В Кремле стало тесно и в 1490 году великий князь московский Иван III велит перевести старый Спасский монастырь из Кремля на новое место, за город, на Крутицкий холм. Таким образом в пригороде Москвы был основан новый монастырь, который получил название Спаса Нового или Новоспасский.
В 1494 году в новом монастыре был построен каменный храм Спаса Преображения, что для Владимирской Руси было пока ещё редкостью. Видимо в компенсацию переезда и в залог последующего развития Иван III пожаловал новому монастырю земли. В вотчину монастыря были отписаны митрополичьи земли в Костромском и Ярославских уездах, в том числе и Пречистенский монастырёк, что на Соти.
Тарханно-льготная грамота
Документа о передачи земли не сохранилось. Но у нас есть документ более позднего времени, где уже внук Ивана III-го молодой царь Иван IV (тогда ещё совсем не грозный) подтверждает владения Новоспасского монастыря в Костромском уезде и, кроме того, освобождает волость от налогов и повинностей сроком на два года.
1544 г. июля 8. — Жалованная тарханно-льготная и несудимая грамота великого князя Ивана Васильевича архиепископу Новоспасского монастыря Нифонту на монастырские вотчины в Московском, Дмитровском, Переславском, Ростовском, Костромском, Бежецком и Владимирском уездах.
Список с государевы грамоты слово в слово.
Я, князь великий Иван Васильевич всея Русии, пожаловал Спасского Нового монастыря архимандрита Нифонта с братией или кто после него в том монастыре иной архимандрит будет.
Мне били челом и сказывают, что у них в монастыре кельи погнили и ограда огнила и обвалилась. Сёла их и деревни и слободка поопустели от ратных и от дороги, в Костромском уезде в Емстне сельцо Юрьевское с деревнями, да в волости в Соти сельцо Васильевское да сельцо Дерягинское, да сельцо Покровское с деревнями, да в Выледоме в Служне стану село Аристово с деревнями да монастырек Наумово, да в Бежецком уезде в Городецком стану село Градницы с деревнями, да в Володимерском Уезде в Опольском стану село Кутлучино. И мне бы их пожаловать, дать им на те их села и деревни и на слободки и на дворы льготы.
И я, князь великий Иван Васильевич всея Руси, архимандрита Нифонта с братией пожаловал, дал им льготы тем их селам с деревнями и с починками и слободке и дворам, что в Китае-городе и на Костроме. От всех пошлин на два года от Петрова дня лето 7052 до Петрова дня лета 7054 не надобна им с тех сел, и с деревень, и с починков, и слободки, и с дворов моя, великого князя, дань, ни ямские деньги, ни посошная служба, ни городовое дело, ни извести не возят, ни пищальных денег со слободки не дают, ни туковых денег не платят, ни лугов не косят, ни коня моего не кормят и всяких пошлин не дают. А наместники наши, и волостели, и их тиуны тех городов и волостелей кормов своих не емлют. А праведчики и доводчики поборов своих не берут и не въезжают к ним ни по что до тех их урочных лет.
А как те их урочные лета отойдут, то они потянут в мою, великого князя, дань, и земские деньги, и в посошную службу, и в городовое дело, и в наместничий корм, и во всякие пошлины по старине по книгам.
В грамоте перечислены по всей видимости все земли Новоспасского монастыря, лежащие за пределами Москвы. В том числе упоминаются земли в Костромском уезде в волости Соти.
да в волости в Соти сельцо Васильевское да сельцо Дерягинское, да сельцо Покровское с деревнями, да в Выледоме в Служне стану село Аристово с деревнями, да монастырек Наумово…
Все пять упомянутых населённых пунктов легко идентифицируются и сегодня. Это деревни Васильцево, Дерягино, современное село Покров на Лунке, деревня Ристово и погост Наумово.
Подробно состав волости не указан, так как смысл указа – предоставление льгот. Милости свои царская семья жалует неспроста. Несмотря на то, что страна давно уже освободилась от ордынского владычества, татарский вопрос ещё далеко не решён.
Казанское ханство, один из наследников Орды, претендовало на лидерство в Поволжье и доставляло Москве множество хлопот. В 1429 году Кострома была разорена отрядом казанских татар. В 1467 году костромской воевода Иван Стрига-Оболенский выступил в поход и победил казанцев, которые по всей видимости накануне сильно навредили уезду. В 1469 году воевода Иван Руно предпринимал активные действия по защите северо-восточных рубежей.
В 16 веке натиск с востока не утихал. В 1537 – 1540 набеги крупных отрядов казанцев буквально разорили северо-восточные уделы страны. Великий князь в это время был ещё мал летами и татары по всей видимости воспользовались слабостью центральной власти. Так разорили, что пришлось властям освободить костромские провинции от налогов для их восстановления.
Пречистое-Наумово
Упомянутый в грамоте «монастырек Наумово» даёт нам ключ к пониманию, что за Пречистенский монастырь фигурировал в документах 80-ю годами ранее. До середины 20 века на Соти, в 10 километрах к северу от деревни Сафроново, располагалось село, точнее церковный погост Пречистое-Наумово. В селе с 1835 года существовала кирпичная церковь с главным престолом в честь Преображения Господня.
Как правило, села с главным престолом в честь Спаса Преображения назывались Спасскими. Почему же Наумово называлось Пречистое, а не Спасское?
Дело в том, что до постройки в 19 веке каменного храма в селе была деревянная церковь. И главный её престол был как раз в честь Рождества Пречистой Богородицы. Поэтому и звалось село издавна Пречистым и древний монастырёк, который в нём располагался когда-то, также именовался Пречистенским. Когда на месте деревянной церкви в 1835 году построили новую из кирпича, один из боковых приделов храма был посвящен в честь Рождества Пречистой Богородицы, в память о бывшей здесь ранее старой, деревянной ещё церкви и в память о древнем сельском монастыре.
Документы последующего времени подтверждают эти выводы:
1. В 1562 г. Спаса Нового монастыря "село Дмитровское на реке Соти, а в нем 2 двора монастырских, ... да к селу погост, а на погосте церковь Рождества Пречистые, да двор попа, 2 кельи нищих питаются от церкви Божии...".
2. В 1615 г. упоминается "Наумова Пречистенской поп Кондратий Лукин".
4. В 1629 и 1630 гг. "погост Дмитровской на реке Соте, а в нем церковь Рождество Пречистые Богородицы в Наумове древяна клетцки, а в церкви образы и книги и свечи и ризы и колокола и всякое церковное строенье монастырское, да на погосте в церковном дворе поп Кондратей Лукин, дьячек Онфиногенко Лукин, пономарь Дорофейко Терентьев, проскурница Матреница, келья нищаго".
5. В январе 1631 г. "по книгам Костромского уезда Спаса Новаго монастыря вотчин, церкви Рожества Пречистые Богородицы, села Федоровскаго попа Кондратья прошлаго 1630 г. с 3 двоеженцов да с 3 отроков венечных пошлин 21 алтын взято".
6. В 1646 г. "села Федоровскаго погост Наумов, а в нем церковь Боголепное Преображение Господне с приделы, а у той церкви во дворах: поп Семион, поп Федор Кондратьев, дьячек Кондратко, да брат его Левка Анфиногенов, пономарь Ондрюшка Кузьмин, проскурница Настасьица, да 2 кельи нищих".
7. Описание храма из справочника 1908 года: Преображенская церковь села Наумова, каменная, зимняя и летняя, построена в 1835 г. иждивением прихожан. В зимней престол в честь Архистратига Михаила. В летней три престола: 1) в честь Преображения Господня, 2) в честь Рождества Пресвятой Богородицы и 3) в честь святителя Николая чудотворца. Особо чтимая икона Федоровской Божией Матери.
Монастырские крестьяне
В состав этих монастырских владений, сначала местного Пречистенского монастыря в Наумове, а затем владений Новоспасского монастыря, входила в том числе и деревня Сафроново. Первое прямое упоминание деревни Сафроново в документах встречается в писцовой переписной книге, составленной костромскими наместниками во времена правления Ивана Васильевича в 1562 году. В ней прямо указана принадлежность деревни монастырским владениям. При этом приводится и перепись дворов деревни.
Лета 7070 (1562). Сотная с костромских книг письма Василия Ивановича Наумова да Иная Ордынцева с товарищи. В Костромском уезде в Сотском стане земли монастырские Спаса Задворного что на Москве на Крутице.
… д.Софроново на реке на Коньше, во дворе Федько Степанов, во дворе Иванко Левин, во дворе Власко Леванидов, во дворе Офонаско Захаров.
Из данной выписки мы можем узнать, что к середине 16 века деревня Сафроново уже достаточно давно существовала и в ней находилось четыре крестьянских двора. Зафиксированы даже их хозяева по имени и отчеству. Имена указаны как правило с уменьшительным суффиксом "–к" и заканчиваются на "–о", как было принято в допетровской Руси. После каждого имени указано отчество без привычного нам суффикса "–ич". Он применялся для крестьян в новое время, в 20-м веке. Фамилии у крестьян в те времена уже появлялись, в основном в виде фамильных прозвищ, но в документах их указывали редко. Наличие фамилии являлось привилегией дворян и знати. Церковные служители избегали указывать фамилии крестьян, так как они не имели ничего общего с христианством и зачастую отражали пережитки язычества.
Крестьяне деревни занимались хлебопашеством и прочим сельским хозяйством и числились монастырскими. Монастырские крестьяне облагались теми же повинностями, что и крестьяне нецерковных владений.
В уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года монастырским крестьянам вменялось в обязанность платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все виды хозяйственных работ. В грамоте Киприана сказано, чтобы крестьяне «и церковь наряжали, и двор тынили, и хоромы ставили, и пашню пахали на монастырь изгоном (барщиной), убирали хлеб и сено, и прудили пруды, и сады оплетали, и пиво варили, и лён пряли, и на невод ходили, и хлебы пекли» — одним словом, отправляли всякие работы по хозяйству землевладельца. Крестьяне сдавали оброк монастырю в виде продуктов своего хозяйства «на монастырский амбар». Таким образом платили подати в монастырь в натуральном виде в размере от 10% до 30% от собранного урожая с каждого двора.
Московский Новоспасский монастырь был по всей видимости сравнительно богатым, столичным землевладельцем. Имения монастыря были разбросаны по всей центральной России. В числе земельных владений состояла и вотчина на реке Соти, протянувшаяся от села Покров на Лунке до Сафронова на Коньше. Административно монастырские земли по Соти в 16-17 веке входили в Сотский стан Костромского уезда Русского царства.
Сбором податей и управлением территорией занимались управляющие - слуги монастырские. Приказная изба управляющего находилась на монастырском подворье в окрестностях погоста Наумово. Управляющие со временем менялись. Сначала подворье размещалось в селе Дмитриевском, затем в селе Фёдоровском. Одно время центром вотчины считалось село Покров на Лунке. В дальнейшем в документах эта монастырская вотчина иногда зовется Фёдоровской, Дмитриевской или Покровской вотчиной по названиям сёл, в которых проживали управляющие старосты. Многие деревни округи хранят монастырское прошлое в своих названиях: Ченцы (Чернцы), Чернятино (их несколько в округе), Чёрново, Дьяконово, Поповское, Понафидино, Попадьино.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал.