Найти тему
АвТОгус

Прощай легендарный V8 от ЗМЗ...Что у него общего с Ford?

29 декабря 2021 года произошло событие, которое наверное навсегда войдет в анналы отечественного автомобилестроения. Дело в том, что в последние рабочие дни ушедшего года на Заволжском Моторном Заводе(ЗМЗ) был собран последний экземпляр мотора V8, в линейку которого входили бензиновый силовой агрегат ЗМЗ-523 и битопливный ЗМЗ-524. (Вот официальная информация завода). На этом можно было бы и закончить, но на самом деле этому движку вовсе не 58 лет, а гораздо больше. Поэтому, наверное стоит отмотать барабан истории чуть назад и совершить путешествие в прошлое. Ну а поскольку мы не будем вмешиваться в ход истории, дабы не вызвать "эффект бабочки", то давайте просто понаблюдаем за всем.

Последний мотор ЗМЗ серии 500. Фотография "Российская газета".
Последний мотор ЗМЗ серии 500. Фотография "Российская газета".

Итак, отправляемся в 31 мая 1929 года. Именно в этот день заместитель Высшего совета народного хозяйства Валерий Межлаук, руководивший не только индустриализацией в #СССР, но и разработавший план I,II и III пятилеток, заключил соглашение с крупнейшим американским автомобильным концерном Ford на оказание технической помощи в строительстве автомобильного завода. Меньше чем через 10 лет, 1 декабря 1937 года, Валерия Ивановича ложно обвинят в сговоре с правительством Германии и создании латышского контрреволюционного подполья и расстреляют. Как и его братьев. Жена Межлаука, Софья Петровна, будет сослана на Колыму и погибнет в лагере.

Межлаук, Форд и Брон подписание соглашения о постройке завода в РСФСР. фотография сайта Timenote
Межлаук, Форд и Брон подписание соглашения о постройке завода в РСФСР. фотография сайта Timenote

Но вернемся к договору. Этот десятилетний контракт оцениваемый в 30 миллионов долларов предусматривал не только поставку оборудования и запасных частей, но, и это очень важно, обучение наших специалистов в США в Дирборне, что в Детройте.

Продукция НАЗ(Нижегородский автомобильный завод) фотография сайта ОАО ГАЗ
Продукция НАЗ(Нижегородский автомобильный завод) фотография сайта ОАО ГАЗ

Однако этому событию предшествовало еще одно. Вернемся чуть назад, а именно в 4 марта 1929 года. Тогда ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР подготовили совместное постановление. Согласно которому был сформирован Нижегородский Автострой под руководством Сергея Дыбеца. Тогда планировалось выпускать примерно 100 тысяч машин в год. Именно Сергей Дыбец станет первым директором Нижегородского автомобильного завода имени Молотова(НАЗ). Потом город переименуют в Горький, а завод в Государственный Автомобильный Завод имени Молотова или Молотовский первый. В 1937 Степана Семёновича Дыбеца расстреляют как врага народа.

Так какое отношение Ford имеет к моторам V8 от ЗМЗ? Ведь модель #ГАЗ М-1 имела в массе своей четырехцилидровый силовой агрегат. Да и само предприятие ЗМЗ было создано лишь после постановления Совета Министров СССР в апреле 1958 года.

Автомобиль М-1. Фотография сайта КОЛЕСА.ру
Автомобиль М-1. Фотография сайта КОЛЕСА.ру

Для этого мы снова посетим Горький и Дирборн. Где инженеры начали работать над предоставленными американской стороной чертежами. И моторами V-образной конфигурации. Дело в том, что Генри Форд первым додумался ставить на недорогую модель престижный большой #мотор. Прибавка в мощности, в отличие от четырехцилиндрового двигателя, была не столь высока, но Чарльз Соренсен или "Чугунный Чарли"(человек возглавлявший группу разработчиков) придумал довольно интересную штуку - отливать блок вместе с картером. Это сильно удешевляло конструкцию. А вот Арнот Сот и Лоуренс Шелдрик к 30-му году сделали головку блока алюминиевой. Правда мотор остался нижнеклапанным. Но именно с ним делались "Эмки" в специальных версиях для НКВД. Но даже после завершения контракта с американской компанией #Ford на ГАЗе продолжали работать с такими силовыми агрегатами.

Генри Форд и мотор V8. Фотография сайта DriveTribe
Генри Форд и мотор V8. Фотография сайта DriveTribe

И естественно после постройки завода в Горьковской области, а именно в Заволжье, вся имеющаяся документация была передана туда. К пятидесятым годам большая часть американских компаний начала переходить на верхнеклапанную схему и естественно наши инженеры не остались от этой тенденции в стороне. Может поэтому первый #мотор ЗМЗ-13 имел схожую с заокеанскими моторами схему. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что все моторы большой американской тройки были очень друг на друга похожими. Я больше скажу именно на ЗМЗ первыми решили использовать алюминий не только при изготовлении головки блока, но и самого блока цилиндров, правда гизьзы были чугунными.

ГАЗ-66. Фотография сайта КОЛЕСА.ру
ГАЗ-66. Фотография сайта КОЛЕСА.ру

Переместимся в начало 60-х годов прошлого века. Тогда в Заволжье на основе моторов ЗМЗ-13 была создана 53-я серия с уменьшенным рабочим объемом. Отличий было много. К примеру диаметр поршня сократили со 100 до 92 мм, а его ход с 88 до 80 мм. У 53-серии поршневые пальцы стали тоньше, всего 25 мм, в то время как у 13-й они были 28 мм. Появились и свои, оригинальные шатуны. Интересный факт у моторов действительно разные блоки и головки, другая цилиндропоршневая группа, но при этом очень высокая степень унификации. Вместе с началом производства 53-й серии появилась и 500-я. Именно эти моторы впоследствии установили под капотами #ГАЗ-53, #ГАЗ-66 и ГАЗ-3307, автобусов ПАЗ и КАвЗ. И вот сегодня она ушла на пенсию.

Впрочем аналогичная судьба постигла все моторы этой категории. Кстати именно пятисотую серию можно назвать наиболее массовой с 1963 по 2021 годы было выпущено 6 531 101 экземпляров этих силовых агрегатов. Ну а нам пора возвращаться домой.