29 декабря 2021 года произошло событие, которое наверное навсегда войдет в анналы отечественного автомобилестроения. Дело в том, что в последние рабочие дни ушедшего года на Заволжском Моторном Заводе(ЗМЗ) был собран последний экземпляр мотора V8, в линейку которого входили бензиновый силовой агрегат ЗМЗ-523 и битопливный ЗМЗ-524. (Вот официальная информация завода). На этом можно было бы и закончить, но на самом деле этому движку вовсе не 58 лет, а гораздо больше. Поэтому, наверное стоит отмотать барабан истории чуть назад и совершить путешествие в прошлое. Ну а поскольку мы не будем вмешиваться в ход истории, дабы не вызвать "эффект бабочки", то давайте просто понаблюдаем за всем.
Итак, отправляемся в 31 мая 1929 года. Именно в этот день заместитель Высшего совета народного хозяйства Валерий Межлаук, руководивший не только индустриализацией в #СССР, но и разработавший план I,II и III пятилеток, заключил соглашение с крупнейшим американским автомобильным концерном Ford на оказание технической помощи в строительстве автомобильного завода. Меньше чем через 10 лет, 1 декабря 1937 года, Валерия Ивановича ложно обвинят в сговоре с правительством Германии и создании латышского контрреволюционного подполья и расстреляют. Как и его братьев. Жена Межлаука, Софья Петровна, будет сослана на Колыму и погибнет в лагере.
Но вернемся к договору. Этот десятилетний контракт оцениваемый в 30 миллионов долларов предусматривал не только поставку оборудования и запасных частей, но, и это очень важно, обучение наших специалистов в США в Дирборне, что в Детройте.
Однако этому событию предшествовало еще одно. Вернемся чуть назад, а именно в 4 марта 1929 года. Тогда ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР подготовили совместное постановление. Согласно которому был сформирован Нижегородский Автострой под руководством Сергея Дыбеца. Тогда планировалось выпускать примерно 100 тысяч машин в год. Именно Сергей Дыбец станет первым директором Нижегородского автомобильного завода имени Молотова(НАЗ). Потом город переименуют в Горький, а завод в Государственный Автомобильный Завод имени Молотова или Молотовский первый. В 1937 Степана Семёновича Дыбеца расстреляют как врага народа.
Так какое отношение Ford имеет к моторам V8 от ЗМЗ? Ведь модель #ГАЗ М-1 имела в массе своей четырехцилидровый силовой агрегат. Да и само предприятие ЗМЗ было создано лишь после постановления Совета Министров СССР в апреле 1958 года.
Для этого мы снова посетим Горький и Дирборн. Где инженеры начали работать над предоставленными американской стороной чертежами. И моторами V-образной конфигурации. Дело в том, что Генри Форд первым додумался ставить на недорогую модель престижный большой #мотор. Прибавка в мощности, в отличие от четырехцилиндрового двигателя, была не столь высока, но Чарльз Соренсен или "Чугунный Чарли"(человек возглавлявший группу разработчиков) придумал довольно интересную штуку - отливать блок вместе с картером. Это сильно удешевляло конструкцию. А вот Арнот Сот и Лоуренс Шелдрик к 30-му году сделали головку блока алюминиевой. Правда мотор остался нижнеклапанным. Но именно с ним делались "Эмки" в специальных версиях для НКВД. Но даже после завершения контракта с американской компанией #Ford на ГАЗе продолжали работать с такими силовыми агрегатами.
И естественно после постройки завода в Горьковской области, а именно в Заволжье, вся имеющаяся документация была передана туда. К пятидесятым годам большая часть американских компаний начала переходить на верхнеклапанную схему и естественно наши инженеры не остались от этой тенденции в стороне. Может поэтому первый #мотор ЗМЗ-13 имел схожую с заокеанскими моторами схему. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что все моторы большой американской тройки были очень друг на друга похожими. Я больше скажу именно на ЗМЗ первыми решили использовать алюминий не только при изготовлении головки блока, но и самого блока цилиндров, правда гизьзы были чугунными.
Переместимся в начало 60-х годов прошлого века. Тогда в Заволжье на основе моторов ЗМЗ-13 была создана 53-я серия с уменьшенным рабочим объемом. Отличий было много. К примеру диаметр поршня сократили со 100 до 92 мм, а его ход с 88 до 80 мм. У 53-серии поршневые пальцы стали тоньше, всего 25 мм, в то время как у 13-й они были 28 мм. Появились и свои, оригинальные шатуны. Интересный факт у моторов действительно разные блоки и головки, другая цилиндропоршневая группа, но при этом очень высокая степень унификации. Вместе с началом производства 53-й серии появилась и 500-я. Именно эти моторы впоследствии установили под капотами #ГАЗ-53, #ГАЗ-66 и ГАЗ-3307, автобусов ПАЗ и КАвЗ. И вот сегодня она ушла на пенсию.
Впрочем аналогичная судьба постигла все моторы этой категории. Кстати именно пятисотую серию можно назвать наиболее массовой с 1963 по 2021 годы было выпущено 6 531 101 экземпляров этих силовых агрегатов. Ну а нам пора возвращаться домой.