как развивается рынок доверия на фоне всеобщей цифровизации в 2022 году
Парадигма взаимодействия с пользователем изменилась. Показная идеальность продукта/услуги если и воспринималась когда-либо всерьез, то теперь почти всегда ставится под сомнение и провоцирует дополнительный скепсис. Люди ожидают искренности и честности в отношении обращения с их персональными данными, потребительскими правами, временем и больше обращают внимание на процесс создания конечного продукта, придавая важность честному, добросовестному и этичному способу производства.
Как это повлияло на изменения в организации внутренних бизнес-процессов, появление новых должностей и смещение фокуса в позиционировании компаний – этому посвящена данная статья с опорой на обзор глобальных прогнозов от Forrester и Gartner в отношении феномена цифрового доверия.
Важно понимать, что глобальные прогнозы всегда так или иначе локализуются. Чтобы понять на примере российской действительности, какие действия предпринимают организации, какой уровень доверия к цифровым технологиям можно зафиксировать у пользователей в отношении обращения с их персональными данными и как вообще можно охарактеризовать ситуацию с безопасностью данных в России, мы обратились к исследованию PWC.
Digital Trust – это о чем?
Скандалы, разоблачающие утечку персональных данных, перестали быть чем-то из ряда вон за счет масштабов проблемы. В информационном поле подобных случаев становится все больше, черный рынок персональных данных растет. И проблема не привязана к каким-то определенным корпорациям – хотя на слуху в большей степени скандалы с Facebook в 2018 году и недавний скандал с Amazon, привязку стоит делать скорее к отраслям, чем к конкретным компаниям. Кража и продажа персональных данных для рекламных или иных целей особенно характерна для телеком- и медиа- компаний, и особенно для финансового сектора. Причем случаи угроз информационной безопасности одинаково ощутимы как для физических лиц, так и для юридических: в среднем за 2021 год одна организация сталкивалась с 270 кибератаками, что на 31% больше, чем в 2020 году. Стоит подчеркнуть, что понятие digital trust описывает в большей степени настроения конечных пользователей. Но в макро-масштабе оно применимо также к институциям и организациям. Ниже приведем две точки зрения, в которых фокус направлен на конечного пользователя, в одном случае, и на доверие к добросовестному использованию данных всех агентов информационных, экономических и социальных систем, в другом.
Проблема подрыва цифрового доверия активно фигурирует уже несколько лет в научной- и бизнес-среде и была поднята на обсуждение в рамках World Economic Forum. Эксперты определили понятие digital trust как необходимость надежности и гарантий в глобальной экономике, что зависит от постоянно расширяющихся возможностей подключения, использования данных и новых технологий. Чтобы быть надежной, технология должна быть безопасной (обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность подключенных систем), а также использоваться ответственно. Отсутствие гарантий в отношении этих двух аспектов привело сегодня к дефициту цифрового доверия.
Схожей позиции придерживается Джеффри Риттер, один из экспертов в области управления информацией, безопасности, внештатный преподаватель Оксфордского университета и инженерной школы Уайтинга Университета Джона Хопкинса. По его мнению, digital trust – это уверенность пользователей в способности людей, технологий и процессов создавать безопасный цифровой мир. Цифровое доверие предоставляется компаниям, которые показали своим пользователям, что они могут обеспечить безопасность, конфиденциальность, надежность и этическое обращение с данными с помощью своих онлайн-программ или устройств. Когда человек решает использовать продукт компании, он подтверждает свое цифровое доверие к бизнесу. Данная позиция описывает кредит на доверие институциональным субъектам, который предоставляет или не предоставляет пользователь.
Глобальный и российский рынок кибербезопасности
Рынок кибербезопасности в мире с каждым годом растет, его объем на 2021 год составлял примерно $217,9 млрд. По данным опроса PWC*, в 2022 году прогнозируется на 10% и более рост расходов на кибербезопасность в бюджете у 69% опрошенных организаций. В России рынок кибербезопасности оценивается в 142,6 млрд рублей и будет продолжать расти на 16-20% ежегодно до 2023 года. Это связано, в том числе, с тревожными ожиданиями по учащению случаев угроз информационной безопасности.
Распределение инвестиций в кибербезопасность по направлениям в млн $ (Gartner, 2021)
Состояние и направления развития российского рынка информационной безопасности имеют свою специфику. Заинтересованность инвестировать в кибербезопасность в России и мире практически одинаково высока, однако статус инвестиций довольно сильно расходится. В России готовность инвестировать находится на начальной стадии, что особенно показательно для следующих направлений: безопасность в облачных сервисах, управление рисками третьих сторон, защита конечных узлов, вопросы культуры кибербезопасности.
Вот как характеризует состояние российского рынка информационной безопасности Александр Граб, Business Development Director по направлению BI в Masterdata.
“Стоит обратить внимание на то, что мировая практика к постановке задач для специалистов по кибербезопасности движется в сторону обеспечения доверия к бизнесу и способствует его росту. Как мы видим из исследования, в России происходит иная ситуация: цель состоит в выстраивании “защитного механизма”, а не в развитии бизнеса. Это связано с “догоняющим” поведением отечественных компаний по отношению мировой практике в области информационной безопасности и отражает ту стадию, через которую большинство глобальных компаний уже прошли.
Не секрет, что многие сотрудники и компании-интеграторы сталкиваются при выполнении своих обязанностей и проектной деятельности с различными корпоративными защитными механизмами, которые замедляют работу и иногда не дают в срок приступить к задачам. Конечно, большой положительный эффект оказал перевод компаний на удаленный формат работы. Но, как видно в данном исследовании, проблемы с обеспечением доверия и развитием бизнеса никуда не исчезли и основная цель на ближайшие три года для РФ в области стратегии по кибербезопасности, кадровой и инвестиционной составляющей: ускорение запуска новых продуктов, что поможет отстроиться от конкурентов в выгодном ключе”.
Одной из основных внутренних угроз подрыва информационной безопасности в компаниях является их организационная сложность. В этой связи многие опрошенные руководящие лица подтвердили необходимость к упрощению операционных процессов с целью обеспечить более надежный уровень защиты от информационных угроз. Однако только 35% предприняли конкретные действия, как показывает то же исследование PWC. Наибольший уровень сложности зафиксирован в технологической инфраструктуре, технологических приложениях и в цепочке поставок.
"Из года в год растет не только количество киберпреступлений, но и масштаб ущерба для корпораций. Нет сомнений, что в результате дальнейшей диджитализации общества потребность в защите информации будет только расти, а сектор кибербезопасности станет одним из ключевых в цифровой экономике",
– выразил уверенность гендиректор управляющей компании "Тинькофф капитал" Руслан Мучипов.
Прогнозы на 2022 год: совместимы ли цифровые технологии и доверие конечных пользователей?
Цифровая трансформация бизнеса ускоряется с каждым годом, как и нарастание системных рисков. Цифровое доверие — это та область, где эти две тенденции пересекаются. По данным барометра доверия Edelman’s 2021 Trust Barometer, который фиксирует уровень распространения техлэша (techlash), показано, что в период с 2012 по 2021 год глобальное доверие к технологическому сектору снизилось с 77% до 68%. В обществе все больше проявляется скепсис по отношению к технологиям: такие проблемы, как дезинформация, конфиденциальность персональных данных, возможности и границы искусственного интеллекта возглавляют список волнующих вопросов.
*Techlash (technology + backlash) – сильное негативное чувство у группы людей в ответ на современные технологии и поведение крупных технологических компаний.
Вот что именно это может трансформироваться? Отвечают эксперты Forrester:
1. Многие компании будут открывать позиции Chief Trust Officer (CTRO, директор по управлению доверием пользователей). В особенности это касается] отраслей, требующих исключительно высокого уровня доверия: таких как инфраструктурные технологии и финансовые услуги. Chief Trust Officer будет подотчетен генеральному директору и согласовывать свои действия с другими управляющими позициями, такими как, например, CISO (Chief Information Security Officer). По меньшей мере 5 компаний уже предприняли этот шаг, и ожидается, что еще 15 компаний из списка Global 500 последуют их примеру в 2022 году. Роль Chief Trust Officer будет связана со следующим функционалом: консультирование совета директоров, управление рисками и технологическая экспертиза, а также более ориентированные на человека аспекты цифрового доверия, такие как стратегия развития компании и корпоративные ценности.
2. Выявление случаев предвзятости и дискриминации, связанных с работой AI-систем, будут вознаграждаться самими создателями этих систем. Становится очевидным, что многие технологии воплощают те же неявные предубеждения, которые могут ранить их основателей. В 2021 году, чтобы помочь в борьбе с этой проблемой, Twitter запустил первую крупную программу вознаграждений за обнаружение случаев предвзятых суждений. Твиттер предложил денежную награду студенту, который показал, что алгоритм обрезки изображений более расположен по отношению к светлым, стройным и молодым лицам. В 2022 году многие другие технологические компании, такие как Google и Microsoft, также будут внедрять аналогичные программы, за которыми быстро последуют нетехнологические компании в таких отраслях, как банковское дело и здравоохранение.
3. Инвестиции в технологии защиты конфиденциальности удвоятся в 2022 году. Глобальный рынок информационной безопасности, по оценкам экспертов, на сегодняшний день составляет от $150 млрд до $240 млрд, а к 2026 году ожидается рост практически в 2 раза. В среднем ежегодный прирост будет на уровне 11%.
В качестве заключения
Доверие пользователя, безопасность данных и ориентация в разработке корпоративной стратегии на повышение кибербезопасности – те векторы развития, благодаря которым бизнес может достигать новых высот, или же непоправимо отстать, если не будет уделять этому должного внимания. Надежность и безопасность стали критериями, по которым выдается кредит доверия в цифровой экономике – это характерно как для конечных пользователей, так и для корпоративных клиентов.
Любые прогнозы носят вероятностный характер, однако совершенно точно можно сказать, что цифровизация будет набирать еще большие обороты в ближайшем будущем. И это значит, что информационные риски, угрозы информационной безопасности и поиск новых способов борьбы с ними плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Masterdata как интегратор IT-решений от лидеров рынка помогает создать экосистему цифровых решений и адаптироваться к новой бизнес-реальности.
Больше информации о продуктах Masterdata, кейсы и истории успеха здесь:
Сайт: https://masterdata.ru/ LinkedIn: https://www.linkedin.com/company/masterdata/ Instagram: https://www.instagram.com/masterdata_cis/ Facebook: https://www.facebook.com/1masterdata
Источники
- Predictions 2022: Leaders Who Embrace Trust Set The Bar For New Sustainability And AI Goals / https://www.forrester.com/blogs/predictions-2022-leaders-who-embrace-trust-set-the-bar-for-new-sustainability-ai-goals/
- The 4 Dimensions of Digital Trust, Charted Across 42 Countries / Harvard Business Review / https://hbr.org/2018/02/the-4-dimensions-of-digital-trust-charted-across-42-countries
- Jeffrey Ritter, Digital Trust https://whatis.techtarget.com/definition/digital-trust
- World Economic Forum, Digital Trust / https://www.weforum.org/projects/digital-trust
- Глобальное исследование «Доверие к цифровым технологиям – 2022» / PWC https://www.pwc.ru/ru/publications/global-digital-trust-insights-2022.html