Найти в Дзене

Мушкетер XV века (часть 58) Как Бастард Орлеанский Папу Римского посадил на престол

В предыдущей "серии" нашего увлекательного сериала об одном из благороднейших людей Франции XV столетия - Бастарде Орлеанском, мы с вами, дорогие читатели, дошли до того момента в биографии Жана, когда он стал одной из самых влиятельных персон при дворе Карла VII. Казалось бы, человек достиг всех мыслимых (с учетом незаконности его рождения) высот и может почивать на лаврах. Чем еще он может нас удивить? Оказывается, может! Не много не мало, а всего лишь разобраться с легатами, претендующими на престол, по значимости стоящий выше отдельно взятого королевского - престол самого папы римского.

Все дело в том, что именно в это время в папском хозяйстве произошел раскол (оказывается самозванцы и Лжедмитрии водились не только на Руси!) и сразу образовалось несколько претендентов на папский престол. Кроме законно избранного Николая V было еще несколько, называвшихся "антипапами" (любопытное какое название! 😉). Грызня между этими папами-антипапами порядком утомила всех европейских монархов и они порешили положить этому конец.

Именно графу Дюнуа французский король поручил убедить герцога Амадея Савойского, известного под именем антипапы Феликса V признать и пойти под руку официального римского понтифика. Жан отправился в Лозанну, где обосновался герцог и, что самое удивительное - его миссия увенчалась успехом! Не сразу, конечно - нашему герою понадобилось около двух лет на то, чтобы склонить хитрого старика Савойского принять столь необходимое для всего католического мира решение.

Антипапа выставил кучу условий, в связи с чем Бастарду понадобилась еще большая куча усилий, чтобы добиться желаемого. Но его прекрасное знание теологии (вот когда пригодились занятия богословием в детстве!), огромный опыт в дипломатии и наконец терпение, благожелательность и такт сослужили ему неоценимую службу в этом важном деле. Граф Дюнуа практически превратился в курьера, курсируя между законным и незаконным папами и проводя переговоры за переговорами. В итоге в апреле 1449 герцог Савойский подписал таки отречение, а Николай V гарантировал ему выполнение его условий.

Антипапа герцог Савойский. Иллюстрация с сайта http://www.wikitranslators.org/wiki
Антипапа герцог Савойский. Иллюстрация с сайта http://www.wikitranslators.org/wiki

Радости католиков всех стран не было предела, Карл VII получил почетное звание миротворца, но мы то с вами знаем, что на самом деле все почести должны были принадлежать нашему герою, как обычно скромно ушедшему в тень. Кстати, даже во время столь важной миссии Жан не забывал о семье и, в надежде помочь Карлу с итальянским наследством, ухитрился заключить с герцогом Савойским договор против миланцев. (К сожалению, ожидаемой выгоды этот договор не принес, но ведь главное, что Жан пытался!)

Кстати, история с миланским наследством продолжилась еще в 1447 году, когда неожиданно умер герцог Миланский. Оба принца Орлеанских немедленно собрали войска (которые снарядил братьям наш Бастард) и отправились завоевывать наследство своей матери, но, увы, потерпели разгромное поражение и вынуждены были вернуться во Францию ни с чем.

Но вернемся к истории с папским престолом. Помимо чествований и хвалебных речей Франция получила и вполне материальную благодарность папы, и, что особо примечательно, ее ощутил непосредственно и сам граф Дюнуа: аббатству Божанси (фото здания, сохранившегося до наших дней, можно увидеть на обложке статьи) было даровано право на протяжении 10 следующих лет производить "великое отпущение грехов" всем прихожанам во время праздника Вознесения Господня. Это должно было стать ощутимым финансовым подспорьем как для аббатства, тоже пострадавшего за годы войны, так и для города, а значит и для самого Жана и его семьи.

Как складывалась жизненная история Жана Дюнуа, Бастарда Орлеанского дальше, вы, дорогие читатели, сможете узнать, подписавшись на мой канал. А предыдущие части этой истории, как и рассказ об аббатстве Божанси можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 57) На службе королю и Отечеству

Мушкетер XV века (часть 56) Освобождение Жана Ангулемского и его знаменитый проказливый потомок

Божанси. Древнее аббатство, отданное под отель