Найти тему
Максим Бурмистров

Резная религиозная миниатюра из Сергиева Посада. Это надо видеть! Часть 3.

Работы мастеров, выполненные для паломников в Троице-Сергиеву Лавру, на мой взгляд, наиболее интересны в русле изучения памятников деревянной пластики дореволюционного периода.
Свой разговор о миниатюрах мы уже начали
ЗДЕСЬ и я продемонстрировал несколько работ местных резчиков. Наше путешествие в религиозную старину было продолжено в ЭТОЙ статье, где речь шла о миниатюрах из Киева – загляните, не поленитесь!
Сергиев монастырь – основа возникшего промысла в Центральной части империи, и не только в русле того, что он стал в девятнадцатом столетии одним из самых посещаемых богомольцами в России, но прежде всего в том, что сам основатель обители, святой Сергий Радонежский являлся мастером и резал по дереву.
Изучая историю возникновения монастырей, невольно понимаешь: люди, организующие на пустом не обжитом месте общину, просто обязаны были обладать одним качеством – умением работать с деревом. Речь, безусловно, не идет о мастерстве миниатюрной резьбы, но навыки плотника им были просто необходимы!
Дерево – на многие века строительный и поделочный материал, из него строили дома и храмы, изготавливали мебель и посуду, мастерили хозяйственный инвентарь, инструменты, а потому не так удивительно, что будущий Светильник земли русской, преподобный Сергий умел обращаться и с топором и с ножом, обустраивая свою обитель и изготавливая необходимые предметы обихода, украшая их резьбой.
Это ведь еще одно очень важное свойство нашего народа – тяга к украшательству жилища и вещей, в нем имеющихся. Роспись, резьба – вот, что было доступно каждому, что эксплуатировалось в быту многими и многими поколениями людей, не равнодушных к предметам, их окружающим!..
Я уже затрагивал
феномен русского паломничества, ярко вспыхнувшего на волне освобождения людей от крепостничества. Искренне верующие массы богомольцев устремились к Святыням и Сергиев монастырь стал одним из центров русского паломнического «бума».
А поскольку сама местность уже была вполне охвачена кустарными промыслами, легко понять, отчего именно тут, вокруг Лавры быстро сложилось и постоянно разрасталось производство самых разных религиозных сувениров (евлогий) для пилигримов.
Посетители монастыря имели возможность купить живописные иконы (в Лавре работала своя иконописная мастерская), а также разнообразную и красочную печатную продукцию, которая кроме иконных сюжетов предлагала листы с видами монастыря. На рубеже XIX-XX веков, когда ассортимент сувениров максимально расширился, паломники в лаврской лавке имели возможность купить фарфоровые тарелки, чашки и чайники с видами монастыря и памятными надписями, но все же нет сомнений в том, что именно резные миниатюрные складни, иконы и кресты, изготавливаемые местными мастерами из кипариса, стали визитной карточкой Сергиевой Лавры и были наиболее востребованы в среде паломников.
Увы, при всем моем желании и попытках выяснить все аспекты деятельности местных резчиков, ни мне, ни другим исследователям так и не удалось установить хотя бы приблизительное количество мастерских и мастеров, трудившихся на благо удовлетворения потребностей в резных миниатюрах, паломников. Крайне скудны сведения и об именах самих мастеров, поставлявших свои произведения в Лаврские лавки, я уже упоминал лишь об одном ярчайшем представителе и основателе династии талантливых резчиков – Иване Семеновиче Хрустачеве, работы которого будут представлены чуть ниже.
Оценивая кратко пласт памятников, сохранившихся до нашего времени, можно сказать, что местные кустари, в отличие от резчиков Киева, ориентировались в резьбе на живоподобие в изображении ликов и фигур святых. Одной из основных форм евлогий стало изготовление трехстворчатых складней, а в сюжетной линии, безусловно, предпочтение отдавалось местным сюжетам, основанным на образе преподобного Сергия Радонежского. «Сергиево Видение», «Преподобный Сергий», «Святой Сергий На Фоне Монастыря», «Преподобный Сергий У Гроба Родителей», «Преподобный Никон Радонежский», «Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская» - вот основной список изображений, встречающийся на кипарисовых миниатюрах.
Перед тем, как перейти к демонстрации работ резчиков, хочется сказать о мастерстве. Кустари, в целом, старались работать на пределе своих возможностей, причем причина была не только в их амбициях и тяге к самосовершенствованию, а в том, что приемщики сувениров в лаврских лавках особо платили за качественные изделия, тем самым поощряя резчика. Однако среди работ, которые будут продемонстрированы Читателю, есть как работы исключительного качества, так и откровенно примитивные и грубоватые. Лично я, оценивая их качество руководствуюсь двумя посылами, из которых первый – низкая квалификация резчика, а второй – особый временной период существования промысла, относящийся к началу XX века, когда конкуренция между резчиками достигла своего апогея и в борьбе за сохранения промысла им приходилось не столько размышлять о качестве своих изделий, сколько об их тиражности.
В этом смысле резной промысел в Сергиевом Посаде испытывал колоссальное давление, точно такое же, как и иконописный, где живописцы боролись за выживание, бесконечно упрощая свои произведения и одновременно увеличивая количество продукции.
Ну а теперь давайте посмотрим, какую красоту делали миниатюристы в XIX столетии и в начале XX века, когда промысел постепенно изживал сам себя.
Взгляните на этот замечательный складень! Классический сюжет «Сергиева Явления» разместился в среднике, в левой створке можно увидеть ростовое изображение святителя Николая Чудотворца, а в правом – преподобного Никона Радонежского.

Складень резной, Сергиев Посад, XIX век.  
Кипарис, металл, резьба, монтировка.
13.0 х 12.8 х 1.3 см (в раскрытом виде).
Складень резной, Сергиев Посад, XIX век. Кипарис, металл, резьба, монтировка. 13.0 х 12.8 х 1.3 см (в раскрытом виде).

Произведение, что называется, демонстрирует «крепкое» мастерство резчика, но разве можно сравнить эту работу с иконой прославленного и удивительного ваятеля – Ивана Семеновича Хрустачева?
Образ святых Кирилла и Мефодия, основателей русской письменности – редкость для резных миниатюр из Сергиева Посада, этот сюжет мне лично не встречался более ни разу и есть основания полагать, что, возможно, икона исполнялась мастером под заказ.

Икона резная, Сергиев Посад, XIX век. Мастер И.С. Хрустачев. 
Кипарис, липа (рамка), ткань, резьба, монтировка.
6.0 х 6.0 х 1.2 см.
Икона резная, Сергиев Посад, XIX век. Мастер И.С. Хрустачев. Кипарис, липа (рамка), ткань, резьба, монтировка. 6.0 х 6.0 х 1.2 см.

И еще одна работа великого мастера – поясное изображение преподобного Сергия, икона, выполненная в той же конфигурации круглого образка (сзади имеется ушко для подвешивания). Здесь сохранилось выпуклое стекло, но частично утрачена рамка иконы.

Икона резная, Сергиев Посад, XIX век. Мастер И.С. Хрустачев. 
Кипарис, липа (рамка), ткань, резьба, монтировка.
6.0 х 6.0 х 1.2 см.
Икона резная, Сергиев Посад, XIX век. Мастер И.С. Хрустачев. Кипарис, липа (рамка), ткань, резьба, монтировка. 6.0 х 6.0 х 1.2 см.

Четкие линии, продуманный и виртуозно исполненный рельеф, живоподобие – вот отличительные черты работ Ивана Хрустачева и резчиков его семейной мастерской.
А теперь, для контраста – самые простые изделия местных резчиков: сравните сами, насколько они проигрывают именитому мастеру в своем качестве, но надо понимать, что даже такие примитивные работы тогда находили своего почитателя, хранившего святыньки многие десятилетия и передававшего их подрастающему поколению. Спасибо уже за то, что они сохранились до нашего времени!
Складень с образом Боголюбской Божией Матери и фигурами святых Сергия и Никона Радонежских не может похвастаться сложностью резьбы и высотой рельефа, тем не менее он иллюстрирует поздний временной период существования резного промысла в окрестностях Лавры, когда качество уступало место количеству изделий, изготавливаемых резчиком на продажу.

Резной складень, Сергиев Посад, начало XX века.  
Кипарис, металл, резьба, монтировка.
10.2 х 11.2 х 1.0 см (в раскрытом виде).
Резной складень, Сергиев Посад, начало XX века. Кипарис, металл, резьба, монтировка. 10.2 х 11.2 х 1.0 см (в раскрытом виде).

И еще один излюбленный сюжет, «Преподобный Сергий Радонежский У Гроба Родителей», выполненный, очевидно, тоже в начале XX века, но мастером более даровитым и старательным, хотя и не избегающим всеобщего поветрия упрощения своих изделий.

Образок резной, Сергиев Посад, начало XX века.  
Кипарис, металл, бумага, стекло, монтировка, пайка.
6.7 х 6.0 х 0.6 см.
Образок резной, Сергиев Посад, начало XX века. Кипарис, металл, бумага, стекло, монтировка, пайка. 6.7 х 6.0 х 0.6 см.

Миниатюрная религиозная пластика Сергиева Посада, на мой взгляд, была и остается эталоном подобной продукции того времени и выработав свой собственный стиль, сохраняла его до окончательного исчезновения промысла. Еще за несколько лет до революции 1917 года кризис жанра в производстве любых религиозных атрибутов личного благочестия заставил многих мастеров сначала идти по пути упрощения продукции и одновременного наращивания объема выпуска, а потом и обесценил промысел, заставил переквалифицироваться на выпуск иных изделий. Кто-то ушел в игрушечную тему, а кто-то и вовсе оказался за бортом. В изменившемся государственном строе и идеологии мастера-миниатюристы, оттачивавшие свои навыки на изготовлении предметов культа были абсолютно не востребованы, робкие попытки перейти на выпуск бытовых предметов (пудрениц, шкатулок, портсигаров, спичечниц и так далее) пресекались слабым спросом, кустарный промысел попросту прекратил свое существование и в наше время не возродился.
Удивительно, но Богородская игрушка выжила, хотя и она в советское время не имела особого успеха, но тем не менее, поддерживалась на государственном уровне и существует и ныне, а вот миниатюрная религиозная резьба по кипарису закончила свое существование в первые годы после революции: не стало паломников, не стало и мастеров.
Но тем ценнее для нас, наверное, то, что талантливые произведения, пусть и в ничтожных количествах, но сохранились до нашего времени и радуют глаз и душу современных людей, всегда удивленно восклицающих при знакомстве с этим самобытным явлением:
- Вот как они это умели делать, а???..

Поддержите меня в моем труде, если вам понравилась статья!
Подписка, лайк и пост - вот все, что мне нужно в моем желании двигаться вперед!

Опубликованные материалы на тему религиозных произведений прошлого Вы можете прочитать тут:


Старинная русская паломническая миниатюра. Часть 1.

Старинная деревянная паломническая резная пластика Киева. Часть 2.

Как старинная икона святителя Николая к себе на родину ездила.

Антикварная редкость: роговые паломнические реликвии Святой Земли.