Работы мастеров, выполненные для паломников в Троице-Сергиеву Лавру, на мой взгляд, наиболее интересны в русле изучения памятников деревянной пластики дореволюционного периода.
Свой разговор о миниатюрах мы уже начали ЗДЕСЬ и я продемонстрировал несколько работ местных резчиков. Наше путешествие в религиозную старину было продолжено в ЭТОЙ статье, где речь шла о миниатюрах из Киева – загляните, не поленитесь!
Сергиев монастырь – основа возникшего промысла в Центральной части империи, и не только в русле того, что он стал в девятнадцатом столетии одним из самых посещаемых богомольцами в России, но прежде всего в том, что сам основатель обители, святой Сергий Радонежский являлся мастером и резал по дереву.
Изучая историю возникновения монастырей, невольно понимаешь: люди, организующие на пустом не обжитом месте общину, просто обязаны были обладать одним качеством – умением работать с деревом. Речь, безусловно, не идет о мастерстве миниатюрной резьбы, но навыки плотника им были просто необходимы!
Дерево – на многие века строительный и поделочный материал, из него строили дома и храмы, изготавливали мебель и посуду, мастерили хозяйственный инвентарь, инструменты, а потому не так удивительно, что будущий Светильник земли русской, преподобный Сергий умел обращаться и с топором и с ножом, обустраивая свою обитель и изготавливая необходимые предметы обихода, украшая их резьбой.
Это ведь еще одно очень важное свойство нашего народа – тяга к украшательству жилища и вещей, в нем имеющихся. Роспись, резьба – вот, что было доступно каждому, что эксплуатировалось в быту многими и многими поколениями людей, не равнодушных к предметам, их окружающим!..
Я уже затрагивал феномен русского паломничества, ярко вспыхнувшего на волне освобождения людей от крепостничества. Искренне верующие массы богомольцев устремились к Святыням и Сергиев монастырь стал одним из центров русского паломнического «бума».
А поскольку сама местность уже была вполне охвачена кустарными промыслами, легко понять, отчего именно тут, вокруг Лавры быстро сложилось и постоянно разрасталось производство самых разных религиозных сувениров (евлогий) для пилигримов.
Посетители монастыря имели возможность купить живописные иконы (в Лавре работала своя иконописная мастерская), а также разнообразную и красочную печатную продукцию, которая кроме иконных сюжетов предлагала листы с видами монастыря. На рубеже XIX-XX веков, когда ассортимент сувениров максимально расширился, паломники в лаврской лавке имели возможность купить фарфоровые тарелки, чашки и чайники с видами монастыря и памятными надписями, но все же нет сомнений в том, что именно резные миниатюрные складни, иконы и кресты, изготавливаемые местными мастерами из кипариса, стали визитной карточкой Сергиевой Лавры и были наиболее востребованы в среде паломников.
Увы, при всем моем желании и попытках выяснить все аспекты деятельности местных резчиков, ни мне, ни другим исследователям так и не удалось установить хотя бы приблизительное количество мастерских и мастеров, трудившихся на благо удовлетворения потребностей в резных миниатюрах, паломников. Крайне скудны сведения и об именах самих мастеров, поставлявших свои произведения в Лаврские лавки, я уже упоминал лишь об одном ярчайшем представителе и основателе династии талантливых резчиков – Иване Семеновиче Хрустачеве, работы которого будут представлены чуть ниже.
Оценивая кратко пласт памятников, сохранившихся до нашего времени, можно сказать, что местные кустари, в отличие от резчиков Киева, ориентировались в резьбе на живоподобие в изображении ликов и фигур святых. Одной из основных форм евлогий стало изготовление трехстворчатых складней, а в сюжетной линии, безусловно, предпочтение отдавалось местным сюжетам, основанным на образе преподобного Сергия Радонежского. «Сергиево Видение», «Преподобный Сергий», «Святой Сергий На Фоне Монастыря», «Преподобный Сергий У Гроба Родителей», «Преподобный Никон Радонежский», «Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская» - вот основной список изображений, встречающийся на кипарисовых миниатюрах.
Перед тем, как перейти к демонстрации работ резчиков, хочется сказать о мастерстве. Кустари, в целом, старались работать на пределе своих возможностей, причем причина была не только в их амбициях и тяге к самосовершенствованию, а в том, что приемщики сувениров в лаврских лавках особо платили за качественные изделия, тем самым поощряя резчика. Однако среди работ, которые будут продемонстрированы Читателю, есть как работы исключительного качества, так и откровенно примитивные и грубоватые. Лично я, оценивая их качество руководствуюсь двумя посылами, из которых первый – низкая квалификация резчика, а второй – особый временной период существования промысла, относящийся к началу XX века, когда конкуренция между резчиками достигла своего апогея и в борьбе за сохранения промысла им приходилось не столько размышлять о качестве своих изделий, сколько об их тиражности.
В этом смысле резной промысел в Сергиевом Посаде испытывал колоссальное давление, точно такое же, как и иконописный, где живописцы боролись за выживание, бесконечно упрощая свои произведения и одновременно увеличивая количество продукции.
Ну а теперь давайте посмотрим, какую красоту делали миниатюристы в XIX столетии и в начале XX века, когда промысел постепенно изживал сам себя.
Взгляните на этот замечательный складень! Классический сюжет «Сергиева Явления» разместился в среднике, в левой створке можно увидеть ростовое изображение святителя Николая Чудотворца, а в правом – преподобного Никона Радонежского.
Произведение, что называется, демонстрирует «крепкое» мастерство резчика, но разве можно сравнить эту работу с иконой прославленного и удивительного ваятеля – Ивана Семеновича Хрустачева?
Образ святых Кирилла и Мефодия, основателей русской письменности – редкость для резных миниатюр из Сергиева Посада, этот сюжет мне лично не встречался более ни разу и есть основания полагать, что, возможно, икона исполнялась мастером под заказ.
И еще одна работа великого мастера – поясное изображение преподобного Сергия, икона, выполненная в той же конфигурации круглого образка (сзади имеется ушко для подвешивания). Здесь сохранилось выпуклое стекло, но частично утрачена рамка иконы.
Четкие линии, продуманный и виртуозно исполненный рельеф, живоподобие – вот отличительные черты работ Ивана Хрустачева и резчиков его семейной мастерской.
А теперь, для контраста – самые простые изделия местных резчиков: сравните сами, насколько они проигрывают именитому мастеру в своем качестве, но надо понимать, что даже такие примитивные работы тогда находили своего почитателя, хранившего святыньки многие десятилетия и передававшего их подрастающему поколению. Спасибо уже за то, что они сохранились до нашего времени!
Складень с образом Боголюбской Божией Матери и фигурами святых Сергия и Никона Радонежских не может похвастаться сложностью резьбы и высотой рельефа, тем не менее он иллюстрирует поздний временной период существования резного промысла в окрестностях Лавры, когда качество уступало место количеству изделий, изготавливаемых резчиком на продажу.
И еще один излюбленный сюжет, «Преподобный Сергий Радонежский У Гроба Родителей», выполненный, очевидно, тоже в начале XX века, но мастером более даровитым и старательным, хотя и не избегающим всеобщего поветрия упрощения своих изделий.
Миниатюрная религиозная пластика Сергиева Посада, на мой взгляд, была и остается эталоном подобной продукции того времени и выработав свой собственный стиль, сохраняла его до окончательного исчезновения промысла. Еще за несколько лет до революции 1917 года кризис жанра в производстве любых религиозных атрибутов личного благочестия заставил многих мастеров сначала идти по пути упрощения продукции и одновременного наращивания объема выпуска, а потом и обесценил промысел, заставил переквалифицироваться на выпуск иных изделий. Кто-то ушел в игрушечную тему, а кто-то и вовсе оказался за бортом. В изменившемся государственном строе и идеологии мастера-миниатюристы, оттачивавшие свои навыки на изготовлении предметов культа были абсолютно не востребованы, робкие попытки перейти на выпуск бытовых предметов (пудрениц, шкатулок, портсигаров, спичечниц и так далее) пресекались слабым спросом, кустарный промысел попросту прекратил свое существование и в наше время не возродился.
Удивительно, но Богородская игрушка выжила, хотя и она в советское время не имела особого успеха, но тем не менее, поддерживалась на государственном уровне и существует и ныне, а вот миниатюрная религиозная резьба по кипарису закончила свое существование в первые годы после революции: не стало паломников, не стало и мастеров.
Но тем ценнее для нас, наверное, то, что талантливые произведения, пусть и в ничтожных количествах, но сохранились до нашего времени и радуют глаз и душу современных людей, всегда удивленно восклицающих при знакомстве с этим самобытным явлением:
- Вот как они это умели делать, а???..
Поддержите меня в моем труде, если вам понравилась статья!
Подписка, лайк и пост - вот все, что мне нужно в моем желании двигаться вперед!
Опубликованные материалы на тему религиозных произведений прошлого Вы можете прочитать тут:
Старинная русская паломническая миниатюра. Часть 1.
Старинная деревянная паломническая резная пластика Киева. Часть 2.
Как старинная икона святителя Николая к себе на родину ездила.
Антикварная редкость: роговые паломнические реликвии Святой Земли.