Найти тему

Перестрелка: Olympus C-4000Z против Panasonic LC5

Обе камеры оснащены матрицей в 4Мп.

Panasonic LC5 выпущен на рынок в 2001 году, Olympus C-4000Z - в 2002. Так что, делаем скидку на возраст!

Если LC5 малоизвестен нашей публике, то C-4000Z - камера, продававшаяся большими тиражами и полюбившаяся за отличное сочетание цены и качества.

Olympus C-4000Z и Panasonic LC5
Olympus C-4000Z и Panasonic LC5

Монитор Olympus C-4000Z меньше в размерах, но гораздо чётче, ярче, точнее в цветах и оставляет самое приятное впечатление при использовании. Монитор Panasonic LC5 темный, мыльный; а при его использовании в режиме съёмки внизу экрана постоянно присутствует сплошная полупрозрачная полоса с основными настройками, что, признаться, мешает точно строить кадр.

Panasonic LC5 и Olympus C-4000Z
Panasonic LC5 и Olympus C-4000Z

2002 год. Мониторы - хорошо, но батареи, кажется, не успевали за великолепным аппетитом старых CCD-матриц и экранов. Обе модели оснащены согласованными оптическими видоискателями. Это не просто дань моде и классу фотоаппарата - это актуальная опция, экономившая заряд батарей.

Вот почему я использовал оба фотоаппарата в программном режиме (P). Это отличный режим на LC5, т.к. мне нравится использовать оптический согласованный видоискатель на этой камере. При этом, из-за неинформативного монохромного дисплея LC5, использовать какой-либо другой режим (A, S, M) становится невозможным - нужно включать монитор для контроля экспозиции.

Olympus C-4000Z также имеет оптический согласованный видоискатель, но его выходной зрачок расположен не по центральной оптической оси объектива, как на LC5, поэтому границы кадра чуть смещены относительно реально получаемого изображения, да и сам видоискатель отображает только 70-80% картинки.

Оптический видоискатель C-4000Z не так плох, как видоискатель на Canon G5, но и не так хорош, как видоискатель на LC5. Из-за отсутствия какого-либо дополнительного монитора вообще, режимы A, S, M с оптическим видоискателем на камере Olympus C-4000Z использовать невозможно - нужно включать основной монитор.

Panasonic LC5 и Olympus C-4000Z
Panasonic LC5 и Olympus C-4000Z

Обе камеры использовались на стандартных (заводских) настройках резкости, контрастности и цвета. Баланс белого автоматический.

Светочувствительность на минимальном возможном значении - 100ISO. 100ISO от Olympus не следует слепо приравнивать к 100ISO от Panasonic. В случае LC5 это, скорее всего - 160-200ISO (исходя из сравнений значений выдержек и диафрагм в сходных условиях съёмки). К сожалению, выставить значение светочувствительности меньше на LC5 просто невозможно.

Olympus C-4000Z даёт картинку с разрешением 2288х1712 точек. Размер файла jpeg минимального сжатия (SHQ) составляет 1,5-1,8Мб. На древнюю карту SmartMedia максимального размера (128Мб) войдет около 48 фотографий. Весьма скромно. Почти катушка с плёнкой.

У меня теперь есть две карты по 64Мб - 24 кадра на каждой. Время пустить слезу умиления - были такие катушки с плёнкой. Две карты - две катушки. Вторая карта от моего первого цифрового фотоаппарата Olympus C-120.

Panasonic LC5 даёт картинку с разрешением 2240х1680 точек (незначительно меньше C-4000Z). Размер файла jpeg минимального сжатия составляет 1,7-2Мб. На карту SD максимально размера (больше 512Мб нельзя) войдет около 254 фотографий.

Panasonic LC5 и Olympus C-4000Z
Panasonic LC5 и Olympus C-4000Z

На тестовой съёмке не использовались уникальные возможности камер. Например, брекетинг фокуса на LC5, Multi-metering на C-4000Z и другие. Камеры работали в режиме "наведи и снимай". Ведь именно на такой сегмент пользователей, в первую очередь, и были рассчитаны модели. И с той, и с другой камерой можно получить снимки лучше, используя разные настройки и снимая в ручных режимах.

Снимки не претендуют на какую-либо художественность. Это просто сравнение двух камер по качеству получаемого с них изображения в автоматическом режиме.

Удобно сравнить фотографии в моём специальном альбоме на flickr.com (там же вы сможете увидеть все технические подробности снимка). Ссылка в конце статьи.

Olympus C-4000Z

Panasonic LC5

Из-за рассогласованности в ISO мы наблюдаем такую разную по резкости картинку в программном режиме.

Повышенное реальное ISO на LC5 приводит к тому, что камера сильнее закрывает диафрагму и даже незначительные промахи фокуса просто теряются на фоне значительной глубины резкости (смотрите на примере с ветками рябины). LC5 даёт более резкую картинку в автомате не только из-за более закрытых диафрагм, но и из-за большего внутрикамерного повышения резкости. LC5 предоставляет 3 уровней резкости. Съёмка велась на среднем значении.

Olympus C-4000Z предоставляет 11 уровней резкости: -5...0...+5. Съёмка велась на значении "0".

F2.8 против F5.0 в режиме P. Не все ягоды попали в зону резкости на снимке с C-4000Z
F2.8 против F5.0 в режиме P. Не все ягоды попали в зону резкости на снимке с C-4000Z

Olympus C-4000Z, по возможности, старается использовать на благо достаточно высокую светосилу своего объектива и реальные 100ISO. Поэтому, в кадре меньше шума. Достаточно сравнить небо на снимках с обоих камер. Гладкое изображение на C-4000Z и зернистое, грязноватое на LC5. Даже в условиях отличной освещённости.

С другой стороны, иногда, C-4000Z не стоило бы оставаться на открытой диафрагме - страдает глубина резкости, изображение получается чрезмерно светлым (наиболее показательны фото елей с шишками и ледяных скульптур).

F2.8 против F5.4 в режиме P. Снова C-4000Z стоило закрыть диафрагму сильнее.
F2.8 против F5.4 в режиме P. Снова C-4000Z стоило закрыть диафрагму сильнее.

Мультисегментная экспонометрия на C-4000Z больше стремится к центровзвешенной, в то время как LC5 действительно старается анализировать всю площадь кадра (смотрите показательную в этом отношении вторую пару снимков).

В этом нет ничего страшного, т.к. обе камеры имеют возможность ввести поправку, выполнить съемку с экспозиционной вилкой, а на C-4000Z есть достаточно редкая для компактов функция Multi-metering (усреднение экспозиции по восьми и менее заданным точкам).

Мультисегментная экспонометрия на C-4000Z больше стремится к центровзвешенной (фокус по правой верхней части ротонды в обоих случаях)
Мультисегментная экспонометрия на C-4000Z больше стремится к центровзвешенной (фокус по правой верхней части ротонды в обоих случаях)

Теперь перейдём к цветопередаче. Помним, что баланс белого на автомате.

Я ещё раз пролистал фотографии с обеих камер и сравнил их с реальностью из моей памяти. Удивительная вещь: обе камеры наврали одинаковое число раз. Промах в четырёх образцах из десяти.

Panasonic LC5, как обычно, показывает вам совершенно свой, особенный цвет. Какие-то мотивы Айвазовского прослеживаются в его попытке передать цвет зимнего неба над Челябинском. Я не говорю, что это идеальный (реальный) цвет. Но цвет C-4000Z, как большинства других фотокамер... простите... правдивее и скучнее.

Красный цвет LC5 вновь вне конкуренции (смотрите фото с Черномором или рябиной). Весьма оригинален зелёный (смотрите фото с беседкой).

Помнится, ещё Стапа Сайто в своём обзоре обратил внимание на неточную передачу цвета Panasonic LC5. При этом он писал о том, что фотоаппарат обладает художественными возможностями, которые не часто можно увидеть в японских камерах. По его словам это ощущение типа «Вау, может быть, это европейский стиль!»

Сегодня я думаю, что Panasonic LC5 постоянно немного желтит картинку (особенности фильтра, стекла?) и коррекция температуры (баланс белого) в ACDSee на -20 немного улучшает ситуацию. Но с этим нужно ещё разбираться!

А вот наглядное сравнение возможностей мультисегментного замера на LC5 и многоточечного замера на C-4000Z. Мультисегментный замер дал неудовлетворительный результат. Максимальная экспокоррекция помогла незначительно. Светлые области пересвечены. Многоточечный замер позволил стабилизировать тени и светлые участки.

Обе фотографии выполнены примерно на одном фокусном расстоянии и на одинаково открытой диафрагме (F2.5...2.8). Фокус по ферзю. Однако, LC5 решил сделать "ход конём", сфокусировавшись на более близком объекте. Получилось оригинально, но я задумывал иначе.

Panasonic LC5. Мультисегментный замер экспозиции. Ручная коррекция -2. Сильно не помогло - базовая светочувствительность очень высокая.
Panasonic LC5. Мультисегментный замер экспозиции. Ручная коррекция -2. Сильно не помогло - базовая светочувствительность очень высокая.
Olympus C-4000Z. Многоточечный замер экспозиции + реальные ISO100. Без экспокоррекции. Удалось сохранить детали доски. Детали в тенях менее важны - с ними всегда можно поработать в редакторе.
Olympus C-4000Z. Многоточечный замер экспозиции + реальные ISO100. Без экспокоррекции. Удалось сохранить детали доски. Детали в тенях менее важны - с ними всегда можно поработать в редакторе.

Многоточечный замер экспозиции (функцию Multi-metering) на Olympus C-4000Z можно использовать и без включения монитора. Заранее установите фокусировку по центральной точке и наводите перекрестье прицела в оптическом видоискателе на значимые участки будущего кадра, производя замеры.

Простой вывод, который следует сделать из этой тестовой съёмки: на Olympus C-4000Z нужно снимать в ручном режиме (например, в режиме приоритета диафрагмы) через монитор. В этой камере всё можно настроить. Тогда снимки с C-4000Z могут ничем не уступить снимкам с более продвинутых камер.

Совсем недавно я написал материал, где заявил, что LC5 - лучшая фотокамера начала 2000-х... Кажется, это по-прежнему так ;)

При этом, что бы вы ни думали о цветопередаче на LC5, внешний вид камеры остается вне конкуренции. Это образчик замечательного дизайна.

Оригиналы фотографий из статьи в моём специальном альбоме на flickr.com.

Публикации по теме:

Если у вас есть ненужная, но рабочая старая цифровая камера и вы готовы отдать её в дар - пишите на ovch@me.com или через группу ВК. Доставку оплачиваю.