Экскурсоводу периодически приходится создавать экскурсию с нуля, даже если тема хорошо известна, а экспозиция не меняется. Казалось бы, что может быть проще? Выбрать нужную тему и объекты показа, почитать материалы, написать текст, пару раз пройтись по маршруту, и экскурсия готова.
Но это только на первый взгляд. Бывает, что нужна не просто экскурсия, а качественно новый продукт, предназначенный для конкретной аудитории. Например, есть обзорная экскурсия, включающая основные и наиболее интересные сюжеты. А есть тематическая, более углубленная и специализированная. Есть экскурсии ознакомительные для тех, кто только начал изучать какую-то тему или хочет освежить знания. А кому-то нужна более детальная информация. Всё это будут разные экскурсии с учетом разных запросов.
Но сделать из одной обзорной несколько специализированных можно, только владея материалом. Иногда же молодому сотруднику приходится на ходу создавать новую узкоспециализированную экскурсию.
Например, задача - экскурсия о революции 1917 года для школьников 10-11 классов. Ориентируемся на среднестатистический школьный курс истории, добавляем основные определения, которые должны даваться на уроках, и несколько несложных вопросов на закрепление материала.
Но в экспозиции есть несколько подлинных предметов, которые привлекают внимание и не вписываются в краткий рассказ по учебнику. Это создает определенные трудности в выстраивании маршрута. Нельзя просто пройти мимо витрин и нельзя перегружать экскурсию излишней информацией. Нужно учитывать и готовность учеников к освоению новой темы. Кто-то еще только начал курс истории XX века, а кто-то готовится к олимпиаде и хочет узнать как можно больше. И еще нужно провести экскурсию, не пересказывая слово в слово уроки в классе, а дополняя и поясняя уже известный материал.
К тому же, из-за ковидных ограничений несколько изменился маршрут. Путь стал дольше, и необходимо продумать вступительную часть, провести группу так, чтобы не потерять время по дороге к основной части экспозиции.
Также нужно учесть, что значительная часть тематических экскурсий приходится на взрослую аудиторию. И после сдачи «школьного» варианта нужно быть готовым перестроить экскурсию для взрослых. Здесь обычно не требуются дополнительные вопросы и термины, но нужно уделить внимание подлинным предметам, более подробно рассказать о событиях и персоналиях, порекомендовать литературу.
Как видите, экскурсоводу приходится творить и импровизировать на ходу. Такова особенность музейной работы.
#музеи и выставки #музей изнутри #экскурсоводы #экскурсии #работа в музее #музейное дело #экскурсии для школьников