Найти тему

На пути к новой экскурсии: рабочие трудности

Экскурсоводу периодически приходится создавать экскурсию с нуля, даже если тема хорошо известна, а экспозиция не меняется. Казалось бы, что может быть проще? Выбрать нужную тему и объекты показа, почитать материалы, написать текст, пару раз пройтись по маршруту, и экскурсия готова.

Но это только на первый взгляд. Бывает, что нужна не просто экскурсия, а качественно новый продукт, предназначенный для конкретной аудитории. Например, есть обзорная экскурсия, включающая основные и наиболее интересные сюжеты. А есть тематическая, более углубленная и специализированная. Есть экскурсии ознакомительные для тех, кто только начал изучать какую-то тему или хочет освежить знания. А кому-то нужна более детальная информация. Всё это будут разные экскурсии с учетом разных запросов.

Но сделать из одной обзорной несколько специализированных можно, только владея материалом. Иногда же молодому сотруднику приходится на ходу создавать новую узкоспециализированную экскурсию.

Музей политической истории. Фрагмент экспозиции "Человек и власть в России"
Музей политической истории. Фрагмент экспозиции "Человек и власть в России"

Например, задача - экскурсия о революции 1917 года для школьников 10-11 классов. Ориентируемся на среднестатистический школьный курс истории, добавляем основные определения, которые должны даваться на уроках, и несколько несложных вопросов на закрепление материала.

Но в экспозиции есть несколько подлинных предметов, которые привлекают внимание и не вписываются в краткий рассказ по учебнику. Это создает определенные трудности в выстраивании маршрута. Нельзя просто пройти мимо витрин и нельзя перегружать экскурсию излишней информацией. Нужно учитывать и готовность учеников к освоению новой темы. Кто-то еще только начал курс истории XX века, а кто-то готовится к олимпиаде и хочет узнать как можно больше. И еще нужно провести экскурсию, не пересказывая слово в слово уроки в классе, а дополняя и поясняя уже известный материал.

К тому же, из-за ковидных ограничений несколько изменился маршрут. Путь стал дольше, и необходимо продумать вступительную часть, провести группу так, чтобы не потерять время по дороге к основной части экспозиции.

Также нужно учесть, что значительная часть тематических экскурсий приходится на взрослую аудиторию. И после сдачи «школьного» варианта нужно быть готовым перестроить экскурсию для взрослых. Здесь обычно не требуются дополнительные вопросы и термины, но нужно уделить внимание подлинным предметам, более подробно рассказать о событиях и персоналиях, порекомендовать литературу.

Как видите, экскурсоводу приходится творить и импровизировать на ходу. Такова особенность музейной работы.

#музеи и выставки #музей изнутри #экскурсоводы #экскурсии #работа в музее #музейное дело #экскурсии для школьников