Найти в Дзене
Первые впечатления

Джон и Роджер откровенно о личном

«Какие же они замечательные!» - с восторгом подумала я, когда бегло просмотрела интервью Джона Дикона и Роджера Тейлора, которое музыканты Queen дали японскому журналу «Ongaku Senka» в 1984 году. Конечно, в такой оценке было много субъективного, да и женский взгляд сказался на восприятии. Тем не менее это интервью показалось мне достаточно информативным, поэтому я и решила познакомить с ним наших читателей.

Майский номер журнала "Ongaku Senka", в котором появилось интервью с Джоном и Роджером (1984)
Майский номер журнала "Ongaku Senka", в котором появилось интервью с Джоном и Роджером (1984)

Ongaku Senka: «Вы много лет занимаетесь музыкой. Изменились ли ваши представления о шоу-бизнесе за все эти годы?»

Роджер Тейлор:«Непростой вопрос. Я, например, всегда хотел заниматься музыкой. Я видел в этом свое будущее, так что…»

Джон Дикон:«Раньше, когда я еще не играл в группе, у меня были весьма смутные представления о том, с чем мне придется столкнуться. Со временем я стал лучше ориентироваться во многих вопросах, таких, как менеджмент, звукозаписывающие компании, принципы работы группы».

Роджер Тейлор:«Когда вы так долго живете в этом мире, вам нередко приходится встречаться с настоящими волками в овечьей шкуре. В Англии, в частности, ими иногда оказываются менеджеры и концертные промоутеры. Когда-то мы активно взаимодействовали с ними, но теперь контролируем все сами. Так что сейчас мы не видим в этом проблемы».

O.S.: «Расскажите о тех изменениях, которые случились с вами за это время»

Д.Д.: «Было много изменений. Мы экспериментировали с музыкой, со своим внешним видом… меняли студии звукозаписи. Таким образом изменяется и сам подход к музыке. Кроме того, нельзя пренебрегать значимостью командной работы. Здесь нужна помощь как минимум двух человек. Например, у Yazoo (английского электронного дуэта) всего два участника, но лично мне нравится Ховард Джонс» (смеется).

O.S.: «Одним словом, что это за мир?»

Р.Т.: «Место, где люди отстаивают право на свою творческую жизнь. И именно благодаря этому рождается что-то новое».

Д.Д.: «Это мир, где приходится усердно работать. Многое здесь зависит от удачи и таланта».

O.S.: «Как вы с этим справляетесь?»

Д.Д.: «В нашей группе четверо, и мы давно разделили обязанности. Роджер, например, придумывает новые идеи для живых концертов, а Фредди занимается музыкальными клипами. Это настоящая командная работа».

Р.Т.: «Чтобы выжить здесь, нужна воля к победе. Не помешает и удача, но все-таки самое главное – это хорошая атмосфера внутри группы. Если бы кто-то из нас ушел, Queen бы стала другой группой. Со временем мы выработали определенную стратегию, которая помогла нам добиться успеха. Тем не менее я знаю много групп, в которых произошла ротация состава».

Джон Дикон и Роджер Тейлор в Токио
Джон Дикон и Роджер Тейлор в Токио

O.S.: «Есть ли различия между музыкальным миром Англии и США?»

Д.Д.: «Я не могу сказать вам точно о различиях по части менеджмента, но для меня английские звукозаписывающие компании лучше, чем американские».

Р.Т.: «В американском музыкальном бизнесе мало творчества. Они всегда думают только о деньгах и прибыли. Вот почему я думаю, что в Англии создают более интересную музыку».

O.S.: «Расскажите нам о своем образе жизни в качестве музыкантов».

Д.Д.: «Очевидно, что на этот счет у всех нас разное мнение, но лично я по возможности стараюсь вести обычную жизнь. Я иногда даже один спускаюсь в метро» (смеется).

Р.Т.: «Конечно, некоторые вещи вам трудно объяснить, но все не так гламурно, как многие думают. Музыка — это морально изматывающий бизнес. Тем не менее дома я становлюсь нормальным (улыбается). Впрочем, мне нравится такая жизнь, и я счастлив, что могу этого придерживаться. Естественно, приходится много работать, и иногда это выглядит довольно непредсказуемо, но потом наступают времена, когда все дается легко».

O.S.: «Что в последнее время разочаровало вас?»

Д.Д.: «Два или три года назад, во время турне по Южной Америке, когда мы выступали в Венесуэле и Мексике. Там было действительно опасно. Кроме того, наш альбом "Hot Space" получил невеселые отзывы».

O.S.: «А приятные моменты?»

Д.Д.: «Мы всегда ставили перед собой множество целей, которые помогали нам развиваться в качестве группы. Впрочем, когда все выглядит слишком спокойно (например, в студии), мне становится скучно».

Р.Т.: «После хорошего концерта».

O.S.: «У вас возникали какие-то проблемы из-за вашей известности?»

Р.Т.: «Мне надоело, что меня беспокоят в мое личное время».

Д.Д.: «Да, это весьма непросто. Меня также очень беспокоит, когда я не могу просто прогуляться по городу с обычными людьми. Хотя в каждой стране по-своему. Интересно, что в Англии мы обычно остаемся довольно неприметными, кроме, естественно, Брайана, которого выдают высокий рост и прическа» (улыбается).

Р.Т.: «Мы знамениты в Англии, поэтому люди ждут, что мы дадим им то, что они захотят. Но я всегда дорожу своим личным временем, о котором говорю не так много».

O.S.: «В каком направлении сейчас движется Queen?»

Д.Д.: «Не знаю. И я не могу представить, каким будет наш следующий альбом. Пока мы не планируем делать какие-то записи…»

Р.Т.: «Лично мне бы хотелось, чтобы мы двигались в направлении, которое заинтересует всех. Думаю, мы должны выглядеть современно. В нашем последнем альбоме (The Works) собраны различные стили, в том числе и совершенно новые для нас. Но там есть и то, что нравилось нашим поклонникам прежде. Кроме того, мы используем там самую современную технику. Сейчас довольно сложно предугадать, что произойдет с нами дальше. Возможно, мы станем более тяжелыми».

Д.Д.: «В новом альбоме мы попытались уловить главную суть Queen. И там есть несколько довольно тяжелых штрихов».

O.S.: «В каких странах вы бы хотели выступить?»

Д.Д.: «Их много. Южная Корея, Таиланд, Сингапур».

Р.Т.: «Я бы хотел съездить в Китай. У меня нет большого желания ехать в СССР (улыбается). Впрочем, мы все равно не сможем туда попасть».

Д.Д.: «Но у Клиффа Ричарда получилось! (он первым (в 1976 году) из зарубежных звезд приехал на гастроли в Советский Союз. – Прим. пер.). Но, вероятно, пройдет еще лет пять или шесть, прежде чем мы сможем выступить в том же Китае».

Р.Т.: «Мы объехали почти всю Южную Америку, и это было здорово. Нам удалось побывать во многих великих странах, хотя бывали и менее знаменитые».

O.S.: «Почему вы назвали свой новый альбом "The Works"?»

Р.Т.: «На первом этапе мы собрали все, что интересовало нас в начале карьеры, а потом добавили к этому некоторые современные тенденции. Так постепенно мы поняли, как будет выглядеть этот альбом. Что касается названия, то оно в некотором роде обыгрывает принцип "все включено". Но здесь заключен и другой смысл. Мы имеем в виду сам процесс записи, наши представления о внутренней структуре песен».

O.S.: «Как будет выглядеть сцена в вашем следующем туре?»

Р.Т.: «Более масштабно, особенно в сравнении с тем, что мы показывали в прошлый раз. В этом году она просто огромная. И зрителям, независимо от того, какие они купили билеты, все будет отлично видно».

O.S.: «Должно быть, в студенческие годы у вас было не так много денег…»

Д.Д.: «У нас не было денег, поэтому мы никогда не думали об этом. Мы думали только о том, что у нас было. Сейчас у нас есть деньги, но это создает определенные проблемы. Иногда довольно сложно решить, на что их потратить».

O.S.: «Роджер, насколько я знаю, вы с Фредди работали на Кенсингтонском рынке…»

Р.Т.: «Да. Тогда у нас не было денег, но мы были счастливы. Не думаю, что деньги решают все. Мы с Фредди работали на рынке, чтобы заработать деньги на жизнь группы».

O.S.: «Со временем вы стали звездами мирового масштаба. Как при этом вы справляетесь с налоговыми обязательствами?»

Р.Т.: «В Англии, где мы живем, экономическая ситуация в последнее время несколько улучшилась, особенно если сравнивать с тем, что было в стране два-три года назад. Теперь жить там стало гораздо легче. Я никогда не хотел жить в США, хотя у меня и есть дом в Лос-Анджелесе. Впрочем, там мне не особо нравится».

Д.Д.: «Если вы регистрируетесь за границей, дома вам предлагают сниженную налоговую ставку. Поэтому мы так часто уезжали из Англии. Но я точно знаю, что в будущем буду жить только в Англии».

O.S.: «На что вы тратите свои деньги?»

Д.Д.: «Большая часть моих денег уходит на семью. Недавно мы наконец-то переехали в более просторный дом».

Р.Т.: «Я купил дом в Испании. Кроме того, часть денег уходит на самые обычные вещи – одежду, ретроавтомобили… Да, это обычные вещи (смеется). Еще я люблю покупать книги. А около недели назад мы с Джоном катались на лыжах. При этом я чуть не сломал ребро (улыбается). Когда же я хочу немного позагорать, я еду в Испанию».

O.S.: «Говорят, что богатые люди часто оказываются очень скупыми».

Д.Д.: «Не думаю, что это правда» (смеется).

Р.Т.: «Вы говорите о Роде Стюарте? Этот парень настоящий скряга. Он мой друг, и я его люблю, но выглядит он очень дешево. Впрочем, как и Дэвид Боуи».

O.S.: «Что вы думаете о женщинах?»

Р.Т.: «Они замечательные. Я люблю женщин».

Д.Д.: «Это очаровательные существа. Настоящая радость для глаз».

Роджер с матерью и сестрой Клер
Роджер с матерью и сестрой Клер

O.S.: «Расскажите о своих близких женщинах (мать, сестра, жена)».

Д.Д.: «Для меня моя жена – самая лучшая. Потом идет мама, но вот со своей сестрой я не слишком близок эмоционально. Но я рад, что у меня есть по крайней мере одна дочь».

Р.Т.: «Мы очень хорошо ладим с сестрой. Но вот с матерью так происходит не всегда. Обычно я не говорю об этом».

O.S.: «Что вы думаете о своих поклонницах?»

Р.Т.: «Думаю, что я понимаю, что вы имеете в виду. Мы всегда чувствуем разницу. Но что вы подразумеваете под словом "поклонницы"?»

O.S.: «Женщин, с которыми вы когда-то были близки».

Р.Т.: «А, понятно. Ну, сейчас у нас не так много поклонниц, как раньше. Наверное, потому что мы стали старше» (улыбается).

Д.Д.: «Это для молодых людей. У поклонниц есть несколько качеств, которые я не понимаю».

O.S.: «Как вы относитесь к браку?»

Д.Д.: «Я думаю, что это хорошая идея. Но поддерживать отношения трудно. В Англии и США сейчас много разводов. Люди, занятые в музыкальном бизнесе, также стали все чаще разводиться».

Р.Т.: «Я против брака!»

O.S.: «Ходят слухи, что вы давно женаты, хотя…»

Р.Т.: «Нет. Я никогда не был женат. Все это чепуха».

O.S.: «У вас же есть сын, верно?»

Р.Т.: «Да, у меня есть сын, но я никогда не был женат. Моего сына зовут Феликс, и я забочусь о нем. Он – самое дорогое, что у меня есть. Вот почему, когда я его редко вижу, я испытываю чувство вины».

С сыном Феликсом
С сыном Феликсом

O.S.: «Вы берете его с собой на гастроли?»

Р.Т.: «Он еще маленький. На гастролях нам приходится непросто, и я не могу его просто запереть в гостиничном номере».

O.S.: «Что лучше: когда женщины видят в вас рок-музыкантов или обычных парней?»

Д.Д.: «Непростой вопрос. Внутри меня как бы живут два человека: например, за границей, я общаюсь с обычными людьми, которые не знают, чем я зарабатываю на жизнь. И я очень рад, что у меня есть возможность свободно общаться с людьми».

Р.Т.: «Мне не нравится, когда люди видят во мне исключительно рок-музыканта. Я уверен, что есть люди, которые общаются со мной только потому, что я знаменитость. Мне больше нравится разговаривать с людьми на равной ноте».

O.S.: «Как вы относитесь к пол-ому воспитанию молодежи?» (данное сокращение вызвано правилами цензуры. Приносим вам свои извинения. – Прим. пер.)

Д.Д.: «Хм, как все это сложно (смеется). Мои родители вообще не говорили со мной о таких вещах. В Англии принято, что об этом отец говорит с сыном, а мать – с дочерью».

Р.Т.: «Мне бы не хотелось, чтобы у моего сына сформировались какие-то неправильные идеи на этот счет. Так что я планирую когда-нибудь с ним поговорить».

O.S.: «После стольких лет ожидания?»

Р.Т.: «Если у него появятся вопросы, я отвечу на них в любое время».

Примечание от авторов статьи (Эрико Окада и Наоко Эндо)

«"Я ждала этой встречи много лет. Тем более что я была большой поклонницей Роджера и остаюсь ей до сих пор. Вначале я чувствовала себя неловко, но, к моей радости, они оказались добрыми и приятными людьми, с чувством собственного достоинства", - рассказала наш корреспондент после встречи с Джоном и Роджером.

С музыкантами Queen я тогда встречался во второй раз. Джон был похож на учителя английского языка (он сам признал это), а Роджер выглядел как настоящий казанова. Конечно, они были звездами, но лично я увидел в них лишь добродушных юношей. В конце нашей встречи они пообещали вскоре вновь приехать в Японию».