Полный катарсис и слезодавильня. Гузель Яхина, помимо глубокого интереса к началу XX века, - время, которое она копает так и сяк с разных сторон, - обладает редким даром вышибить из читателя честную, глубокую, искреннюю слезу. Ничего плохого я в этом не нахожу, просто приготовьтесь плакать. Особенно если у вас есть дети, но, честно говоря, тут и без своих детей есть о чем рыдать.
Это первая книга Яхиной, которую я прочла буквами («Зулейху» и «Детей моих» слушала в наушниках, так вышло), - и хотя опасалась, что роман в этом случае вызовет совсем другое впечатление, восприятие концептуально не изменилось. В отзывах прочла, что роман сравнивают с «Зулейхой» (и ставят это писательнице в укор, что вообще бессмысленно). Как по мне, из общего тут разве что временной период, плюс-минус.
Сюжет: идеалисту, фронтовику Гражданской и опытному транспортнику Дееву поручают собрать состав и вести в Самарканд санитарный поезд с детьми из Поволжья. Схожий типаж встречался недавно в «Вечной мерзлоте» под именем капитана Белова, но идеальный коммунист Иван Игнатов из «Зулейха открывает глаза» при знакомстве с Деевым вспоминается тоже. В помощь Дееву дают детского комиссара по фамилии Белая, повара, который почти не говорит по-русски, престарелого фельдшера и одиннадцать социальных сестер без опыта. С этим персоналом ему нужно довести в хлебный край пять сотен сирот. Какой-то минимум еды, чудом доставшиеся от военных рубахи (здесь я заплакала первый раз). Такое вот роуд-муви, на протяжении которого Деев будет нечеловеческими усилиями добывать еду, лекарство и топливо, - и вспоминать, вспоминать.
Зачем вообще читать такие книги? Обозреватели и политологи говорят, что таким образом мы прорабатываем нашу коллективную, наследственную травму XX века. Травма не может изжить себя, не будучи высказанной вслух. Запечатанная внутри травма – как воспаление, которое потихоньку отравляет весь организм.
И пишут, я уверена, для того же: это психотерапевтическое письмо поколения, предназначенное выписать травму – выплакать ее – выкричать. И может быть, выздороветь.
Тест Бехдель не пройдет, моя оценка 10 из 10.