Как-то раз один молодой человек, знакомясь с преподобным Паисием Святогорцем, отрекомендовался: «Господин такой-то, богослов». Старец засмеялся и сказал: «Да неужели! Я-то, темнота, всего трёх Богословов знаю¹. Видно, довелось на старости лет познакомиться и с четвёртым».
¹ Наименование «Богослова» имеют всего три святых нашей Церкви: святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (I в.), святитель Григорий Назианзин (IV в.) и преподобный Симеон Новый Богослов (X–XI вв.)
А потом, уже серьёзным тоном, преподобный Паисий добавил: «Смотри, ты пока просто дипломированный выпускник богословского факультета. Богословом тебя может сделать только твоя православная жизнь, согласная со святыми отцами».
Вы читаете отрывок из Жития преподобного Паисия Святогорца. Ссылки на бумажные и электронные книги преподобного Паисия Святогорца в конце статьи
Сам преподобный Паисий, пройдя через святоотеческие подвиги, получил благодать Духа Святого и стал «Богословом опыта». Он мог разрешать недоумения даже профессоров богословия, которые часто к нему приезжали. Беседуя с преподобным, профессора научались тому, что истинное Богословие — это «слово Бога, которое воспринимают чистые, смиренные и духовно возрождённые души», что истинным богословием «нельзя называть то, что как дисциплина преподаётся на теологических факультетах. Предмет исследования „школьного богословия“—это обычно исторические аспекты церковной жизни, и значит, эта наука понимает вещи поверхностно и вся полна сомнений и вопросительных знаков».
Однажды студент богословского факультета спросил:
— Геронда, а как Моисей написал Пятикнижие²?
— Да очень просто, благословенная душа, — ответил старец Паисий. — Бог показал ему всё, как по телевизору.
Ответ преподобного прозвучал очень просто и естественно, потому что и ему самому по «духовному телевизору» тоже довелось увидеть многое.
²Пятикнижие — первые пять книг Библии, в которых историческое повествование ведётся от момента сотворения мира