Найти тему
Дикое поле

Борисовы камни.

Издревле гранитные валуны, принесенные на Русскую равнину скандинавскими ледниками, почитались древними славянами как хранители божественной силы. С принятием христианства в 988 году позиция людей относительно древних валунов не изменилась - их продолжили почитать и христиане, о чем ярко рассказывала история Борисовых камней на Западной Двине.

Борисовы камни.
Борисовы камни.

Первым, кто обратил внимание на огромные валуны с выбитыми на ними крестами и надписями на старославянском языке, стал польский историк Матей Стрыйковский во второй половине XVI века, который верно определил время создания Борисовых камней - XII век и перевел надписи на них - "Господи, помоги рабу твоему Борису". С той поры Борисовы камни как выдающийся памятник древнерусской эпиграфики подверглись всестороннему изучению, но дальше пана Стрыйковского в нем не удалось пройти пока никому.

Матей Стрыйковский (1546-1586/94), первый историограф Великого княжества Литовского, первооткрыватель Борисовых камней.
Матей Стрыйковский (1546-1586/94), первый историограф Великого княжества Литовского, первооткрыватель Борисовых камней.
Предположительный создатель Борисовых камней князь полоцкий Борис Всеславич (1054-1127).
Предположительный создатель Борисовых камней князь полоцкий Борис Всеславич (1054-1127).
Карта расположения известных Борисовых камней:
I — Борисов камень у Полоцка; II — Борисов камень у д. Наковники; III — Борисов камень у д. Болотки; IV — Борисов камень у с. В. Городец; V — Борисов камень у г. Друя; VI — Борисов камень у д. Каменки; VII — Рогволодов камень; VIII — «Сулиборь хрьсть»; IX — камень «Святополк-Александр».
Карта расположения известных Борисовых камней: I — Борисов камень у Полоцка; II — Борисов камень у д. Наковники; III — Борисов камень у д. Болотки; IV — Борисов камень у с. В. Городец; V — Борисов камень у г. Друя; VI — Борисов камень у д. Каменки; VII — Рогволодов камень; VIII — «Сулиборь хрьсть»; IX — камень «Святополк-Александр».

Изучение Борисовых камней усложняется тем, что до наших дней дожили всего 3 экземпляра, непонятны даже их функции. Прежние мнения о том, что Борисовы камни были пограничными столбами или просто молитвой, оказались ошибкой, сейчас их считают обетными камнями, сделанными в благодарность за избавление от голода (в пользу этой версии говорит то, что полоцкий Борисов камень называли еще "Борисом-хлебником", так как он появлялся из вод Западной Двины 24 августа, в день начала жатвы, пока его не перенесли к полоцкому Софийскому собору, где он стоит и по сей день), либо переосвященными языческими капищами (в пользу второй версии говорит поверье о камне "Воротишин крест", который якобы сам шил одежду, да и полоцкий князь Борис всячески пытался отгородиться от славы отца, князя полоцкого Всеслава, которого запомнили как чародея и оборотня). Неизвестно даже, сколько изначально было Борисовых камней, до недавних пор считалось, что до наших дней дошли только два камня, но в 2002 году из вод обмелевшей Западной Двины у агрогородка Друя появился еще один Борисов камень, который в 2011 году был вытащен на землю и установлен на центральную площадь Друи, кроме того, к Борисовым камням традиционно относят еще несколько валунов с выбитыми на поверхности крестами, но без характерных надписей.

Борис-хлебник или Борисов камень из Полоцка.
Борис-хлебник или Борисов камень из Полоцка.
Воротишин крест.
Воротишин крест.
Вновь обретенный в XXI веке Друйский Борисов камень.
Вновь обретенный в XXI веке Друйский Борисов камень.
Камень "Сулибор крест", традиционно относимый к Борисовым камням, но в реальности ни время его создания, ни автор неизвестны.
Камень "Сулибор крест", традиционно относимый к Борисовым камням, но в реальности ни время его создания, ни автор неизвестны.

С самого своего обнаружения Борисовы камни привлекали к себе не самый здоровый интерес. Их боялись и в Речи Посполитой, и в Российской империи, попытка их уничтожения в 1818 году окончилась провалом, а последовавшие вслед за этим смерть императора Александра I, польское восстание, эпидемию холеры и череду голодных лет белорусы сочли наказанием за надругательство над святыней. В конце XIX века на волне белорусского национального возрождения Борисовы камни подверглись всестороннему изучению с явным политическим подтекстом и, дабы предотвратить их использование в интересах белорусских националистов, большая часть Борисовых камней в 1930-х годах была взорвана, а оставшиеся стали обьектом нездорового интереса как со стороны "Анненербе", так и со стороны современных неоязычников, но это не умаляет значения Борисовых камней как памятников сильному русскому государству, Великому княжеству Полоцкому.