Найти тему
Судострой

Первый российский бункеровщик СПГ идёт в Петербург

Судно «Дмитрий Менделеев», построенное в августе прошлого года в Китае по заказу компании «Газпром нефть», подходит к порту приписки.

Бункеровщик СПГ "Дмитрий Менделеев" / Фото: "Газпром нефть"
Бункеровщик СПГ "Дмитрий Менделеев" / Фото: "Газпром нефть"

Уже через несколько дней в Санкт-Петербург должно зайти первое российское судно-бункеровщик сжиженным природным газом (СПГ) «Дмитрий Менделеев». Согласно информации сервисов отслеживания данных автоматической идентификационной системы (AIS), 17 января судно прошло Калининградскую область. Прибытие в Северную столицу ожидается 19 января.

В Санкт-Петербург «Дмитрий Менделеев» идёт не случайно. Здесь находится его порт приписки, а также штаб-квартира судовладельца – компании «Газпром нефть». Судя по всему, в Петербурге пройдёт некое официальное мероприятие с участием бункеровщика. Судно новейшее, постройка завершилась в августе 2021 года.

Хотя судно и является первым отечественным бункеровщиком СПГ и идёт на Балтику под флагом РФ, строительство его велось в Китае на верфи Nantong Shipyard, которую контролирует сингапурская корпорация Keppel Offshore & Marine (Keppel O&M).

В отличие от Поднебесной, в России подобные суда пока не строятся. И даже не проектируется. Проект бункеровщика разработан инженерами из Keppel Marine & Deepwater Technology (KMDTech).

Судно предназначено для транспортировки и бункеровки сжиженным природным газом в формате ship-to-ship. Данная технология позволяет заправлять суда топливом у причала и на рейде в порту. Средняя продолжительность бункеровки, по данным судовладельца, составляет восемь часов.

«Дмитрий Менделеев» построен на класс Российского морского регистра судоходства. По данным классификационного общества, газовоз (именно такой тип судна указан в Регистровой книге) имеет следующие основные характеристики:

  • длина – 99,99 м;
  • ширина – 19 м;
  • водоизмещение – 7657 т;
  • дедвейт – 3594 т;
  • высота борта – 9,5 м;
  • осадка – 5,7 м;
  • мощность главного двигателя (CSSC Wartsila) – 3 МВт;
  • скорость – 13,8 узла;
  • ледовый класс – Arc4;
  • грузовместимость – 5800 куб. м.

Отпарной газ, неизбежно возникающий при хранении СПГ, планируется использовать как топливо для энергоустановки бункеровщика.

Наверняка, у многих возникает вопрос, кого же будет бункеровать «Дмитрий Менделеев». Во-первых, следом за бункеровщиком в Балтийское море из Турции идёт автомобильно-железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский». Судно с двухтопливной энергоустановкой, способной работать на СПГ, построено специально для линии Усть-Луга – Балтийск.

Во-вторых, в сентябре прошлого года «Газпром нефть» заключила соглашение с «Совкомфлотом» о декарбонизации морских перевозок за счёт использования альтернативных видов топлива – СПГ, водорода, аммиака и метанола. Предполагается, что заправлять двухтопливные танкеры «Совкомфлота» сжиженным газом будет как раз «Дмитрий Менделеев».

Будем ждать новое судно в Северной столице.