Мы путешествовали по Бразилии, где познакомились с Игорем Фатеевым, который выпустил нашим проводником по Сан-Паулу. Ему 51 год. Более 20 лет назад он отправился в кругосветное путешествие автостопом по миру и в итоге остался в Бразилии, где жил в самых разных местам — в том числе в спальном мешке на улице.
Игорь, как ты попал в Бразилию?
Я и моя жена, которая уже бывшая, мы выехали в кругосветное путешествие 23 мая 2000 года. Проехали автостопом по земле по восточной Европе, доехали через Сирию до Иордании.
В Сирии тогда же было спокойно?
Да, это 2000 год, там было спокойно, не было войны. Там мы попрошайничали денег на самолет и прилетели в Тунис. Из Туниса нас не пустили в Алжир, и мы снова насобирали денег на самолет и прилетели в Марокко. Оттуда по земле доехали до Сенегала. Там мы нашли какой-то пароход, который смог бы отвезти нас в Бразилию.
То есть ты приплыл на пароходе в Бразилию?
Хотели, но не удалось. Мы нашли частную яхту одного француза, который довез нас до Островов Зеленого мыса (Кабо-Верде). Он мог бы отвезти нас и в Бразилию, но моя жена заболела морской болезнью, и он оставил нас в Кабо-Верде. Ты мы поездили по островам при поддержки Красного Креста, после чего ООН оплатила нам перелет до Бразилии. Таким образом мы прилетеле в Форталезу.
Ты говорил вы попрошайничали денег, что это значит?
Наши друзья арабы написали письмо на арабском языке, что мы такие путешественники, совершаем кругосветное путешествие, и попросили людей помочь кто, сколько сможет. С этой просьбой мы ходили по ресторанам и барам, местам, где собиралось много людей. А жили у наших друзей арабов.
Окей, вы прибыли в Бразилию, что происходило дальше? У вас же ничего не было — ни денег, ни жилья.
Да, мы знали по-португальски только “доброе утро”, “спасибо”, “извините”, и “прохладная вода”. Мы искали народ, который хоть как-то понимает по английски и языками жестов пытались объяснить, что нам нужно.
А где вы жили в этот момент?
Им было интересно вписывать иностранца у себя дома, поэтому мы останавливались у народа, с которым знакомились. Когда мы чуть выучили португальский язык, мы стали жить в студенческих общежитиях. Моя жена быстро начала понимать португальский, появилась интуиция, что эти фразы означают, мне же пришлось учить по словам. Поэтому я иногда составляю фразы не так, как это делают бразильцы.
Ты нам рассказывал, что вы долго жили на улице, как это происходило?
Я буквально спал в спальном мешке на улице в различных городах, а жена больше пыталась закрепиться в Сан-Паулу, поэтому сквоты, это пустые дома, захваченные бездомными, там было проще найти понимания народа и жить с ними.
То есть ты тоже успел пожить в таких домах?
Я слишком мало там жил, в общей сложности месяца два, не больше. Мне не нравится Сан-Паулу — это горы мусора, шум, толкотня, поэтому я искал спокойную жизни и путешествовал по северо-востоку страны.
Вы путешествовали с женой вместе?
Первое время да, но в 2006 году она от меня отстранилась, потому что я на нее наезжаю, а она меня не слушается. После чего я уже ездил один.
Почему вы остались в Бразилии, а не поехали по миру дальше?
Дашка (жена — прим. редактора) решила остаться здесь, потому что тут тепло. Я же увидел, что жизнь проще — если другим не создавать трудности, тут выжить очень просто. Никто тебе не мешает жить так, как ты хочешь. Здесь не будет наезжать на тебя, если ты по-другому мыслишь или поступаешь.
Ты посетил много стран, Бразилия тебе нравится больше всего?
Я посетил много стран, которые попроще, например, в Африке. В Бразилии две крайности — технологии как в Европе или США, и в то же время простота и бедность как в Африке. Я нашел свою экологическую нишу, я могу свободно общаться с народом и никому не мешать. Я могу общаться, как с миллионерами, так и самыми последними негодяями. Никто не будет меня за это преследовать или осуждать.
Чем ты занимаешься? Работаешь?
Чтобы купить дом, я раздавал листовки в пиццерии. Потом я зарегистрировал книжное издательства, как частный предприниматель, чтобы помочь другим опубликовать книги. Последнее время я просто живу. Обычно люди думают, что когда я выйду на пенсию, я буду жить так, как хочу. Я уже так живу. Я просто начал жить.
Ты спал на улице в спальном мешке. Как это было?
Я приезжал в города, где мне негде было остановиться. Поэтому я находил укромный уголок и жил там в спальном мешке. В Сан-Паулу я так жил около года. В других городах иногда неделями, иногда месяцами. Жизнь на улице никак не преследуется, она очень спокойна.
А откуда ты брал еду?
Есть много благотворительных организаций, как от правительства, так и от религиозных организаций, которые помогают этим бедным людям — дают еду и одежду. Здесь даже есть ночлежка, где тебе помогут получить профессиональное образование.
Ты сталкивался с криминалом на улицах Бразилии?
Да, в моем присутствии убили человека в Сан-Паулу. Проходил богатый человек с охранником, а мимо проходил вор, который вытащил бумажник. Охранник схватил его за руку, и этот вор в ответ выстрелил в охранника и убежал. От меня в трех метрах. [полная видео-версия интервью с Игорем по этой сcылке].