Кто ж не знает, что Иван Иванович Шишкин – «Царь Русского леса». Казалось бы, более «русского народного» художника сложно представить. У него и «русский дух», и «Русью пахнет». А вот представьте себе, что Шишкин жил бы не в России, но не время от времени, как это действительно с ним бывало, а постоянно. Что бы он тогда писал? Чем вдохновлялся бы? Например, судьба занесла бы Иван Ивановича в Скандинавию. Что бы он там нашёл? Рискну ответить – не «что» а «кого». Других «Шишкиных». Людей очень близких ему по живописному духу и по художественному методу. По-научному это называется «дюссельдорфская школа». Как совершенно очевидно из названия, она возникла в Германии (тогда ещё не единой) в городе Дюссельдорф в начале XIX века. Что же это? - возмутится патриотически настроенный читатель. - Что за «норманнские теории» в истории русской живописи? Какие такие немцы в родных русских лесах?
Вот именно, «норманнские». На Север и отправимся. Для начала недалеко. Можно даже не покидать пределов Империи. Знакомимся с «финским Шишкиным». Ялмар Мунстеръелм (1840-1905)
Ну, это не характерный пример, - скажет строгий скептик. – Художник почти русский, с русскими наверняка общался много, так как был членом Императорской академии художеств.
Хорошо, обратимся к соседней Норвегии. Там нас ждёт «норвежский Шишкин». Норман Адельстен (1848-1918). А я бы даже сказал «один из норвежских Шишкиных». Но для первого знакомства достаточно одного. Вот только Норвегия, в отличие от России и Финляндии, — это больше море и камень, чем лес, но художественный метод остаётся прежним.
Леса совсем не видно, да и вообще, перепрыгнули из Финляндии в Норвегию, а Швецию пропустили, наверное, из-за того, что там нечего показать, – опять проворчит строгий скептик. Ладно, будет вам «шведский Шишкин». Юхан Эдвард Берг (1828-1880).
У последней картины даже название частично совпадает с «Лесными далями» Шишкина. Это неспроста. К числу характерных отличий дюссельдорфской школы относится благоговейное отношение к величию природы, частый выбор «эпических» пейзажных мотивов. Думаю, что сегодняшние иллюстрации это подтверждают. Ещё один признак – почти фотографическая точность изображения. С этим, на мой взгляд, тоже вопросов не возникает.
Упреждая вопрос о том, зачем это написано, отвечу, что, во-первых - для проверки высказанной гипотезы. Если кому охота покритиковать, поспорить, то милости просим, особенно если много аргументов.
Во-вторых - для пропаганды тезиса о том, что мудрый зритель двух маток сосёт получает удовольствие и от своего национального, и от «чужого», даже если это «чужое» придумали немцы.
На этом можно было бы и закончить, но уж больно интересно не только художественное, но и фотографическое совпадение героев этой заметки. Ведь все они жили уже в эпоху фотографии. Итак,
А вам кто из "Шишкиных" больше понравился?