Мы привыкли думать, что если в кино появляется какое-то сказочное существо, которого в реальном мире не существует, то для его создания непременно была использована компьютерная графика. Однако, даже в наше время это утверждение не всегда верно, что уж говорить об экранизациях "Гарри Поттера", которые снимали более десятка лет назад.
Приветствую, студенты-подписчики и просто вольные слушатели Оксенфуртской Академии. Это второй выпуск рубрики, в которой я рассказываю о том, как создавали различных магических существ для фильмов о Гарри Поттере. Сегодня разговор пойдет о Добби, пауке Арагоге, его потомстве, корнуэльских пикси и оборотне. А ссылку на предыдущую часть, в которой подробно разбирается процесс создания Василиска, Фоукса, Гремучей Ивы и Пушка, вы можете найти в конце этой статьи. Приятного просмотра!
Добби
В отличие от "Властелина Колец", в котором активно использовалась технология захвата движений, призванная сделать Голлума как можно более реалистичным, заслуга в создании Добби почти полностью принадлежит команде по компьютерным эффектам. Впрочем, даже им нужна была отправная точка, которой стал Тоби Джонс - британский актер, озвучивший домовика. Его вы можете знать по роли Арнима Зола в фильмах Marvel, или Калвертона Смита в сериале "Шерлок".
- Мы записываем его игру, - объясняет руководитель отдела визуальных эффектов Тим Берк, - а после передаем эмоции и актерскую игру компьютерному персонажу - Добби. Мне нравится думать, что мы способны создать персонажа, с которым режиссер может работать как с настоящим актером.
- "Гарри Поттер. Рождение легенды"
Разумеется, актеры (особенно дети) столкнулись с определенными сложностями при работе с Добби, которого просто не было на съемочной площадке. Вот что по этому поводу говорит Джейсон Айзек, сыгравший Люциуса Малфоя:
Впервые работая с Добби, я спросил: "Где Добби? Куда мне смотреть?" А мне ответили: "Куда посмотришь - там он и будет!"
Впрочем, он не растерялся и даже начал импровизировать. Так, спускаясь с лестницы в кабинете Дамблдора, Айзек зачем-то пнул воздух и сделал короткое движение тростью. Режиссеру Крису Коламбусу показалось, что актер просто споткнулся, но он объяснил, что столкнул Добби с лестницы, а затем ударил домовика по голове, когда тот попытался подняться на ноги. И эта импровизация, как мы знаем, попала в итоговый монтаж фильма.
Но не смотря на то, что персонаж был смоделирован на компьютере, в мастерской по созданию магических существ все равно изготовили силиконовый макет Добби в натуральную величину, который стал ещё одним подспорьем для специалистов по компьютерной графике. Кроме того, он использовался для того, чтобы актеры, операторы и осветители на площадке лучше понимали, где примерно должен находиться домовик.
В седьмом фильме, где также появился Добби, подход к созданию домовика несколько отличался. Прежде всего, в этот раз Тоби Джонс не просто озвучил эльфа, но и самолично присутствовал на площадке, отыгрывая некоторые сцены (например, смерть Добби) вместе с другими актерами. Впрочем, это был скорее символический жест, позволяющий прочувствовать важность момента, ведь чаще всего Тоби Джонс находился среди остальных членов съемочной группы, консультируя актеров, произнося свои реплики за кадром или просто наблюдая за происходящим.
Продолжим тему последних мгновений жизни Добби. В руках Гарри держал ту самую силиконовую модель с подвижным скелетом, которая "ожила" трудами специалистов по компьютерной графике. Кроме того, в этот раз использовалась и технология захвата движений: раненного Добби, который стоит на пляже и идет к Гарри Поттеру, сыграла актриса-карлик Диана Гиббинс. Точно таким же образом снимали и остальные сцены с Добби и Кикимером в фильме.
Арагог и акромантулы
Далеко не каждый режиссер рискнет взяться за фильм, в котором на первом плане находятся дети. Это всегда большой риск, ведь молодые актеры зачастую капризны, неусидчивы и практически не имеют нужного опыта, что серьезно усложняет работу. А в "Гарри Поттере" именно дети находятся в центре внимания, что, впрочем, не испугало Криса Коламбуса.
Однако, сложности от этого никуда не делись. Перед режиссером встала непростая задача: помочь юным актерам сыграть не хуже, чем их более опытные коллеги, да так, чтобы зрители поверили им и не почувствовали фальши. Где-то в этом помогло умение Криса Коламбуса общаться с детьми, а также его грамотные режиссерские указания. Но немалую роль сыграли и проработанные декорации, позволившие запечатлеть искренние эмоции ребятишек.
Собственно, в случае с Арагогом было решено вновь воспользоваться детской впечатлительностью. Дэниэла Рэдклиффа и Руперта Гринта привели в детально проработанные декорации Запретного леса и выкатили на них настоящего многотонного паука, перебирающего лапками и угрожающе щелкающего жвалами.
Все верно, Арагог в фильме был создан без использования компьютерной графики. Это была полноразмерная аниматронная модель, способная выполнять простые движения и даже произносить заранее записанные реплики. Представляю себе эмоции актеров, когда они впервые увидели этого монстра в действии. Особенно жаль Руперта Гринта, который и в реальной жизни до жути боится пауков. Неудивительно, что эмоции Рона в этой сцене получились настолько выразительными.
С потомками Арагога все было куда проще. Как можно судить по кадрам со съемок, в декорациях логова акромантулов присутствовало чуть больше десятка моделей "детишек", но лишь для антуража. Сама же копошащаяся масса пауков, которая напала на Гарри и Рона, была создана с помощью компьютерной графики.
Корнуэльские пикси
Корнуэльские пикси были целиком и полностью созданы усилиями специалистов по компьютерным эффектам. Тут мне вас, увы, удивить нечем. Ну, разве что парочкой интересных фактов.
По словам Криса Коламбуса пикси из "Тайной комнаты" многое позаимствовали от гремлинов из одноименного фильма 1984 года, сценарий к которому написал он сам. Так что проделки этих озорных синих человечков частично являются данью уважения к одной из прошлых работ режиссера.
Да и дети на съемках смогли неплохо повеселиться, колошматя воздух и уворачиваясь от несуществующих противников. Ну, разве что Эмме Уотсон по инициативе режиссера доставили дополнительные неудобства, привязав к волосам проволоку и дергая за них, имитируя проделки пикси. Хотя, по сравнению с Невиллом это просто мелочи.
Оборотень
А вот над чем пришлось действительно потрудиться, так это над превращением Люпина в оборотня. Дабы реализовать его на достойном уровне в ход пошли чуть ли не все существующие методы из арсенала специалистов по спецэффектам.
Прежде всего, создатели фильма намеренно решили отойти от привычной концепции сильных и могучих оборотней, которая была использована во многих фильмах до этого. Именно поэтому в "Узнике Азкабана" мы увидели довольно жалкое, очень худое и странное существо, слабо напоминающее волка. Его дизайн был основан на рисунках Уэйна Барлоу - американского художника, работавшего над обеими частями "Хеллбоя" и "Аватаром".
После разработки общего концепта были созданы несколько макетов. В данном случае это была небольшая модель оборотня, а также целая серия бюстов, демонстрирующих разные этапы превращения Люпина в зверя. Эти наработки использовали гримеры, мастера по костюмам, а также специалисты по компьютерной графике.
Сам процесс превращения снимали по старинке. На актера Дэвида Тьюлиса накладывали протезный грим, а он сам отыгрывал на площадке трансформацию в зверя. Но и без компьютерной графики, разумеется, не обошлось. Её добавили на постпродакшене, скрыв несовершенства грима и сделав превращение более плавным и реалистичным.
Сам оборотень на площадке тоже присутствовал. Это был человек в костюме и на специальных ходулях (lowely stilts), делающих его и без того худое тело ещё более вытянутым. Правда, по словам Ника Дадмэна, вместо Дэвида Тьюлиса внутри костюма поочередно находились два очень стройных каскадера, один из которых был кикбоксером, а другой - танцором. Оба научились неплохо двигаться и даже бегать на этих ходулях, что очень понравилось режиссеру Альфонсо Куарону, желавшему чтобы оборотень выглядел быстрым и опасным.
Правда, съемочной группе пришлось столкнуться с непредвиденными сложностями, ведь оказалось, что костюм был слишком тесным, что ограничивало возможности каскадера внутри, а потому двигаться также проворно он не мог (даже просто удерживать равновесие было проблематично). Пришлось идти на уступки.
Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсировали специалисты по компьютерной графике. Они не только превратили резинового оборотня во вполне реалистичное создание, но и сделали его более проворным, что особенно заметно в сцене сражения с Сириусом. И это просто идеальный пример того, как проверенные годами методы и современные технологии вместе позволяют добиться отличного результата.
Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением в комментариях, а также подписываться на канал и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить продолжение и другие интересные статьи.