Найти в Дзене

Сотский стан. Бисерово. Вотчина стольника Ивана Полева

Грамота 1481 года замечательна прежде всего тем, что рассказывает нам о первом возможном основателе или зачинателе поселения Бисерово с замечательным древнеславянским именем Бисер. Грамота также сообщает нам, что село с земельными угодьями по крайней мере с начала 15 века вошло в состав церковных владений. Этот Бисер передал своё хозяйство вместе с землей митрополиту в дар – «на помин души». Наивно полагать, что такой дар произошёл «просто так, от чистого сердца» или от излишней любви к митрополиту. Ссылка на предыдущую часть: В деревне кроме Бисера и его семьи проживали и другие христиане-землепашцы. Наверняка это решение передаться под руку церкви сулило им немалые выгоды. Это и физическая, и судебная защита, и возможная материальная помощь в случае неурожая. Митрополичий управляющий делами вотчины размещался неподалёку, в сельце Бунькове. Это современная деревня Покров возле Семлова. Звали управляющего Гридя Пятин и он неплохо справлялся со своими обязанностями. В состав местной мит

Грамота 1481 года замечательна прежде всего тем, что рассказывает нам о первом возможном основателе или зачинателе поселения Бисерово с замечательным древнеславянским именем Бисер. Грамота также сообщает нам, что село с земельными угодьями по крайней мере с начала 15 века вошло в состав церковных владений. Этот Бисер передал своё хозяйство вместе с землей митрополиту в дар – «на помин души». Наивно полагать, что такой дар произошёл «просто так, от чистого сердца» или от излишней любви к митрополиту.

Ссылка на предыдущую часть:

В деревне кроме Бисера и его семьи проживали и другие христиане-землепашцы. Наверняка это решение передаться под руку церкви сулило им немалые выгоды. Это и физическая, и судебная защита, и возможная материальная помощь в случае неурожая. Митрополичий управляющий делами вотчины размещался неподалёку, в сельце Бунькове. Это современная деревня Покров возле Семлова. Звали управляющего Гридя Пятин и он неплохо справлялся со своими обязанностями. В состав местной митрополичьей Сотской волости в конце 15 века входили следующие деревни: Буньково (Покров), Семёновское, Фатьяново, Ильинское, Копнинское, Окуловское, Филиповское, Давыдовское, Антипино, Баскаково, Суковое (Суховское). Так что, по всей видимости, бисеровские крестьяне решили присоединиться к соседям, чтобы стать частью хозяйственной вотчины с хорошим хозяином.

фото - село Покров в Бунькове
фото - село Покров в Бунькове

Церковь в средневековой Руси была крупным землевладельцем. Она легко завоевывала расположение жителей, не грабила, не оставляла их в беде, несла свет просвещения. Но со временем, по мере укрепления государства начал происходить постепенный процесс передачи церковных земельных владений под контроль великого князя, а затем и царского двора. Уже сама грамота 1481 года демонстрирует нам конфликт интересов двух противоборствующих сторон: митрополита Фотия и великого князя Ивана III-го.

Не избежали этого феодального процесса и вотчины митрополита в Костромском уезде и сельце Бунькове в частности. В 17 веке в Сотском стане уже отсутствовали митрополичьи угодья. Все они перешли в ведение царского двора. Далее эти земли были розданы в кормление различным служивым людям за ратные подвиги, верную службу. В итоге бывшие митрополичьи земли постепенно были распределены среди нового класса помещиков-землевладельцев.

В 17 веке при первых царях Романовых сельцо Бисерово упоминается как часть имения стольника Ивана Андреевича из древнего дворянского рода Полевых. Сын воеводы и сам он служил воеводой в Вологде, в Костроме и особенно отличился на службе в пограничном городке Севске во время конфликтов с Речью Посполитой. Стольник Иван Полев вряд ли жил когда-либо в Бисерове, так как до самой своей смерти в 1672 году он упоминается при царском дворе в числе прочих стольников, обязанностью которых было «есть ставить пред Великого Государя», то есть прислуживать за царским столом.

-2

От фамилии Полевы сохранились такие топонимы в Даниловском уезде: деревня Чернятино в Полеве, село Новое в Полеве (Новополево). От этого села местность южнее Середы звалась в народе Полёвшина (Полёвщина).

Бисеровские крестьяне числились в церковном приходе соседнего села Поповского, что располагалось на слиянии речек Коньши и Тилгони. Это то самое селище Поповское из вышерассмотренной грамоты. В 15 веке это была заимка, оно являлось лишь «третьим полем» от Бисерова. Числилось в 1481 году селищем, то есть на тот момент там никто не жил, деревня тогда пустовала.

Но в 1510 году, то есть через 30 лет после описываемых в грамоте событий появляется письменное упоминание о церковном приходе святого пророка Ильи на Коньше. Ильинская церковь в Поповском упоминается в духовной грамоте служивого костромского человека Семёна Захарьина сына Арыпова-Матафтина:

"А Богоявленью великому в Кушелево да к Илье святому на Коншю сорокоуста рубль...".

Автор текста сам родом из-за Соти служивый человек в своём завещании перед уходом на службу на границу завещает 1 рубль в Ильинскую церковь для того, чтобы поп поминал его во время Великого поста в течении сорока дней. Такое поминание называлось сорокоуст. Это значит, что в период с 1481 по 1510 год в Поповском была построена церковь. Основными заказчиками стройки выступили по всей видимости именно крестьяне митрополичьего сельца Бисерова.

Во-первых, бисеровцы решили проблему наличия церкви в округе. Во-вторых, строительством церкви они закрепили за собой и спорную землю за Коньшей.

окрестности деревни Бисерово на современной карте
окрестности деревни Бисерово на современной карте

В небольшом селе в 16 веке находилась деревянная церковь, посвященная святому Илье Пророку и при нем кладбище. От Бисерова до погоста по прямой полторы версты. Название села также претерпело в результате изменения. Если раньше деревенька звалась Попково (по имени жителя Попко), то теперь стало именоваться село Поповское. Созвучие оказалось удачным и подчеркнуло в народе факт того, что теперь там будут жить попы.

В писцовой книге 1628 года встречается описание села Поповского:

"в Соцком стану на государеве цареве великаго князя Михаила Фёдоровича всея русии земле погост на реке Колши, а на погосте церковь Ильи пророка, да другая церковь Бориса и Глеба, да Фрола и Лавра древены клецки, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей, да на погосте ж во дворах: поп Василий Савинов, дьячек Ивашка Прокофьев, пономарь Первушка Константинов, пашни паханыя церковныя середния земли 8 чети в поле, ... сена по реке Колше 20 копен."

Судя по описанию в Поповском был комплекс, состоящий из двух отдельных церквей. Дьяк-писец, составивший грамоту, по всей видимости ошибся, написал Колше вместо Конше. Грамоты обычно записывали под диктовку, со слов так называемых «послухов», поэтому в названиях деревень и рек часто встречаются ошибки. Церкви в селе в то время были деревянные, слово «клецки» означает что здания были сложены из брёвен срубом-клетью. В селе всего три двора, в которых живут только церковные служащие: поп, дьячек и пономарь.

Только к середине 17 века в селе появился первый крестьянский двор, что отражено в описании Поповского от 1646 года:

"за стольником Иваном Ондреевым сыном Полева село Поповское, а в нем церковь Живоначальные Троицы с приделы, во дворах поп Дмитрий Анфиногенов, дьячек Петрунька Фомин, пономарь Первушка Константинов, просвирня Василиска с сыном Назарком, да 5 келей нищих питаются от церкви Божии, да двор помещиков, во дворе человек Илейка Григорьев".
фото - примерный вид церкви святого Пророка Ильи в селе Поповском, судя по описаниям
фото - примерный вид церкви святого Пророка Ильи в селе Поповском, судя по описаниям

Продолжение здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал.

#Бисерово #Данилов #Полевы