Мы охотно обращаем внимание на смешные, забавные, порой до неприличия, названия деревень. К примеру, интернет забит фотками шутников с бутылками на фоне указателя деревни Бухалово в Даниловском районе. Впору там уже поставить «знак, рядом с которым все фотографируются» и брать плату за достопримечательность.
Обратим же наше внимание и на красивые названия. На мой взгляд в этой номинации на первом месте деревня Бисерово, по крайней мере в середской стороне Даниловского района. Бисерово - какое красивое название! Это жемчужина коншенско-сотского края и не только по своему наименованию. Бисерово один из центров Сотского стана. Так называется старинный сельский удел в нижнем течении реки Соть. История Бисерова заслуживает отдельного рассказа и сегодня этой заметкой попытаемся начать этот рассказ и собрать воедино всё, что известно о деревне и её окрестностях.
Деревня Бисерово расположена в 4 километрах от трассы Данилов – Середа. Туда сегодня ведет хорошая, хоть и грунтовая дорога. Отворотка налево от Тюляфтино. Деревня красивая, под стать своему названию, правда в последнее время, как и все деревни, пообросла кустами и подлеском. Промышленное сельское хозяйство окончательно ушло из этих мест лет 20 назад.
Деревне повезло не только с названием, но и с историей. Редко какой город может похвастать такой древней родословной. Благодаря одной старинной грамоте мы можем достаточно уверенно сказать, когда примерно появилась деревня, но и даже (и это совсем невероятно!) можем назвать основателя этого населенного пункта. Таким фактом может похвастаться разве только Ярославль, Тутаев (Романов) и то с большими оговорками.
Самым древним населённым пунктом Даниловского района следует считать Шаготь, которая в виде названия волости упоминается в завещании великого князя московского Дмитрия Донского. Это конец 14 века, примерно 1389 год. Город Данилов в качестве села Даниловского впервые косвенно упоминается в грамоте, датируемой 20 марта 1457 года. Бисерово получается старше. Почему так, давайте разберемся.
Тяжба о селище Поповском
Давно, еще в 1857 году в издательстве Российской императорской академии наук был издан сборник древних документов под названием «Акты, относящиеся до юридического быта Древней России, под редакцией Николая Калачева». Под номером 103 в сборнике опубликована грамота из хранилища Московской синодальной библиотеки «Дело судное по тяжбе о селище Поповском», датируемая 1481 годом.
В грамоте описан спор, чья земля селище Поповское, митрополита или великого князя?
По приказу государя своего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, сей суд судил писец Константин Григорьевич Заболотский. Судился Ондрейко Перепёлкин с митрополичьим управляющим Сенькой.
Суд проходил прямо на месте:
Стоя на земле митрополичьего Бисеровского села на поле, на ржище, у селища Поповского.
Деревня Поповское находится рядом с Бисеровым на речке Коньше.
Стороны приступили к прениям. Первым выступил Ондрейко Перепёлкин. Несмотря на такое уменьшительное прозвание этот Ондрейко по всей видимости был непростым человеком. Вероятно, из боярской челяди или класса новых служивых людей, состоящих на службе у великого князя:
Ондрейко Перепёлкин так сказал:
- Господин, это селище Поповское – земля великого князя, а митрополичьи люди завладели этим селищем пятьдесят лет тому назад.
Константин спросил митрополичьего управляющего Сеньку:
- Отвечай!
Сенька ответил:
- Господин, это селище Поповское митрополичье. Оно у Бисеровского села третье поле.
Что такое третье поле? Раньше крестьяне делили землю на три части: озимое, яровое и пар. Поповское являлось третьим полем в системе трёхпольного севооборота бисеровского земельного надела.
Далее обе стороны привлекли свидетелей:
Костантин спросил Ондрейка Перепёлкина:
- почему ты называешь селище Поповское землей великого князя и кому это известно?
Ондрейко так ответил:
- известно, господин, крестьянам старожилам Митюку Костину да Олису: на них, господин, я ссылаюсь.
Костантин спросил митрополичьего управляющего Сеньку:
- а у тебя кому ведомо, что селище Поповское митрополичья земля?
И Сенька так отвечал:
- ведомо, господин, старожилам: Саве Перетрутову, Мите Шишолу, сотнику старому Лазарю, сотнику Степану и бисеровским крестьянам: Сухому Кузнецову, Сеньке Мартакову, Илье Савину, Наумку Матвееву да Гриде Ларионову.
Костантин велел всех свидетелей позвать и спросил их:
- скажите вы в Божью правду, чья та земля, на которой стоим?
Выступил свидетель первой стороны Олис:
- Господин, я помню, что пятьдесят лет назад эта земля принадлежала великому князю, а митрополичьи люди завладели этой землей тридцать лет тому назад.
Второй свидетель Митюк Костин ответил иначе:
- я слыхал у отца своего, что было здесь раньше селище Попково, а жил в нём Попко. Этот Попко отдал свою землю и селище Бисеру. А Бисер завещал после смерти своё село Бисерово и селище Попково митрополиту московскому Фотию. А было это пятьдесят лет назад.
Свидетели со стороны Сеньки дружно подтвердили слова Митюка Костина:
Костантин спросил Сенькиных старожильцев Саву Перетрутова, Митюка Шишола, сотника старого Лазаря, сотника Степана, Сухово Кузнецова, Сеньку Мартакова, Илью Савина, Наумка Матвеева да Гридю Ларионова:
- скажите вы в Божью правду, чья эта земля, на которой стоим?
И Сава Перетрутов с товарищи отвечали:
- мы, господине, помним это село Бисерово, а Попково у села третье поле, пашня Бисеровскаа; а сказывали нам, господине, отцы наши. Да и мы помним, что из старины то Попково тянет к Бисерову, а Бисер завещал своё село митрополиту Фотию вместе с Попковым.
Все здесь стало ясно судье:
И Костантин Григорьевич митрополичьего управляющего Сеньку оправил, а Ондрейка Перепёлкина обвинил, потому что о той земле молчал митрополичьим пятьдесят лет, и князю великому о той земле не бивал челом, и старожильцы его за поле не вступились. Присудил он эту землю митрополиту к его селу Бисерову.
Юридически решение судьи вполне обосновано. Он использовал принцип "срока давности в имущественном споре". Принцип имеет широкое применение и в современном административном праве.
Вот такая история случилась 540 лет назад. События земельных переделов и споров второй половины 15 века, которые нашли отражение в этой грамоте, связаны с периодом, когда Русь только освободилась от татарского ига, стала полностью независимой и наступила пора наводить порядок в земельных делах.
Из этой грамоты можно сделать следующие выводы. Первое, у села Бисерова был вполне конкретный владелец, возможно основатель починка, по имени Бисер. Имя Бисер у славян встречается нередко. У некоторых славянских народов оно ещё вполне в ходу. Например, в Болгарии был такой эстрадный певец Бисер Киров.
Второе, Бисер завещал 50 лет назад своё село митрополиту Фотию. Митрополит Киевский и Всея Руси Фотий действительно руководил русской православной церковью с 1408 по 1431 годы. Значит передача села Бисерова митрополиту произошло примерно в 1430 году. Учитывая, что село уже было ранее этого события, как сказано в грамоте «из старины», отсюда можно сделать вывод, что Бисерово появилось ранее 1400 года, а значит принадлежит к самым древним населённым пунктам Даниловского района.
Поповское
В грамоте фигурирует и селище Поповское. Это современная деревня Поповское на реке Коньше, отстоящее от Бисерова на расстоянии версты. Поповское выходит такое же древнее, как и Бисерово и тоже имеет своего зачинателя по имени Попко. Селищем в 15 веке называлось бывшее, то есть заброшенное село. Значит на момент суда там никто не жил.
В результате этого судебного дела земельные дела были решены, что способствовало развитию бисеровского удела. Вскоре в селище Попково, закрепленном официально в составе митрополичьих угодий, снова закипела жизнь, была построена деревянная церковь во имя святого Пророка Ильи. Через 30 лет, в 1510 году в документах упоминается "приход Ильи Святого на Коньше". Место стало отныне называться село Поповское.
Село Бисерово было вскоре пожаловано митрополитом одному из боярских детей в кормление и стало впоследствии центром помещичьей вотчины.
Ещё один вывод заключается в том, что данная грамота подтверждает основной способ образования названия деревень из формы, отвечающей на вопрос «чья? чьё?» и происходит от имени или прозвища одного из первых основателей починка. Поэтому так часты названия деревень, происшедших от христианских имен. Вероятно, и масса других, на первых взгляд необычных названий тоже несет в себе печать древнего прозвища. Тюляфтино от прозвища Теляфтя, Серково от Серко, Спицыно от Спица, Кочаево от имени Кочай и так далее.
Продолжение здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал.
#Бисерово #Данилов #Поповское