Найти в Дзене

ПРОБЛЕМЫ «СОЛЯРИСА» В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО

Роман Станислава Лема «Солярис» – признанная классика научно-философской фантастики. В своей книге писатель поднял больную тему возможности существования иноземного, инопланетного разума и его соотношения с человеческой личностью.

Автор сделал акцент на проблему взаимодействия человека с космосом и решил ее весьма неоднозначным образом. Несмотря на увлекательный сюжет, драматизм ситуации и новаторский подход, читатель все-таки не получает внятного ответа ни на один из заявленных вопросов.

В романе Лем изобразил космический разум в виде Океана на планете Солярис, с которым несколько ученых тщетно пытаются вступить в контакт. По сюжету книги Океан изощренно мучает людей, вскрывая их тайное подсознание и выводя наружу их темные секреты. Финал произведения безнадежен: главный герой опустошен после этой жестокой психологической игры, которую ему устроил Океан, и вынужден смириться с его неумолимой волей и суровым разумом, который подавил его.

История взаимодействия человека с инопланетным умом, соединенная с попыткой разобраться с самим собой, – актуальная и перспективная тема, которая мгновенно привлекла внимание не только литературных критиков и читателей, но и режиссеров. В 1972 году Андрей Тарковский снял по роману одноименный фильм, который, однако, сильно отличается от оригинала по своей идейной концепции.

Лем изобразил Океан как чужую, инопланетную субстанцию, с которой герои пытаются наладить контакт. В фильме же Тарковского космос – враждебная сила, которой противостоит планета Земля – прекрасная, добрая, любящая. И если в романе Лема главный герой остается на станции, то в фильме Тарковского он возвращается домой и даже находит в себе силы примириться с отцом, с которым долгое время не находил общего языка. Такой подход очень не понравился Лему, который даже поругался с Тарковским из-за слишком вольной интерпретации его детища.

Но спустя года Лем сменил гнев на милость – тем более, что в 2002 году вышел американский фильм Стивена Содерберга с тем же названием, который напрочь лишен философского смысла. Если Тарковский заменил научно-фантастическую основу книги символическими образами, то голливудский режиссер вообще превратил любимое детище Лема в мелодраму в космических декорациях. Писатель остался недоволен новой экранизацией еще больше, чем фильмом Тарковского: по его словам, вывод на первый план любовной линии равносилен провалу его произведения.