Найти тему

Земля ветров и шаманов. Часть 4

Вернуться на Байкал захотелось уже на иркутском перроне

Кратчайший путь от Иркутска на берега великого озера – 65 километров до посёлка Листвянка, расположенного на Байкале. Там есть подъёмник, ведущий на вершину, откуда открывается захватывающая панорама с истоком Ангары. Там проходит зимний музыкальный фестиваль «Baikal-live» (6+). Но сейчас наш путь лежит на летний «Baikal-live» (6+) за 250 километров от Иркутска в посёлок Сахюрта, рядом с которым находится переправа на остров Ольхон.

Мыс Бурхан на острове Ольхон
Мыс Бурхан на острове Ольхон

Прибайкальская тайга

Первые километры за городом пейзаж кажется узнаваемым: натурально Башкирия. Но вскоре картинка меняется. Приморский хребет – это не Южный Урал, где дорога петляет меж горных круч. Здесь красота иная – непривычное сочетание величественных гор и простора. Затяжные подъёмы, долгие спуски и много неба. Лес становится другим. Это уже настоящая тайга, с замшелыми стволами деревьев-великанов, густым подлеском и дикими зверями. Говорят, встретить медведя в этих местах – дело обычное. Кажется, отойди на расстояние оклика от дороги – и заблудишься в зарослях.

Останавливаемся на перевале, где начинается граница Ольхонского района. Россыпи сувениров, кафе с бурятской кухней.

Тажеранская степь

В селе Еланцы тайга обрывается, и начинается заповедная Тажеранская степь. Учёные говорят, что её растительный и животный мир уникален. Здесь и минералы особенные, нигде больше не встречающиеся.

Дикая, первозданная красота, от которой захватывает дух. С трассы кажется: здесь только древние горы, выгоревшая трава и сумасшедшая синева над ними. На самом деле в горах много пещер. Земля здесь – светлая, коричневато-серая, после дождя жадно впитывающая влагу.

Горы расступаются – и взгляду открывается синева ещё более густая и глубокая, чем в зените, словно подёрнутая мерцающей дымкой. Байкал!

Скалы Байкала
Скалы Байкала

Вскоре въезжаем в посёлок Сахюрта – цель нашего путешествия.

Дом, похожий на корабль

В Сахюрте множество маленьких уютных баз отдыха. В высокий сезон здесь наверняка яблоку негде упасть. Но и в конце августа чаще всего купаться ещё можно – что и делают участники и гости фестиваля Baikal-live (6+). С директором «Ковчега Байкала» и главным организатором фестиваля Александром Жилинским виртуально с ним знакома давно – наконец-то видимся в реале.

 Александр Жилинский на сцене фестиваля Baikal-live.
Александр Жилинский на сцене фестиваля Baikal-live.

Главное здание турбазы и правда напоминает корабль.

Турбаза «Ковчег Байкала»
Турбаза «Ковчег Байкала»

Первым делом с дороги – чай в столовой, из панорамных окон которой открывается байкальская синь. Потом бросаем вещи в номерах и дружной компанией, в которой, кажется, уже все свои, идём купаться.

Ольхон, Хужир, Бурхан

Друзья советуют: «Обязательно съезди на Ольхон!» И рассказывают легенду: когда этими краями проходил Чингисхан, он обматывал тканью копыта коней, чтобы шум не беспокоил Бурхана – духа Байкала. У бурятов до сих пор не принято скакать на лошади мимо мыса, в просторечии именуемого Шаманкой.

Переправа на Ольхон на паромах, бесплатная и для людей и для транспорта, – в двух километрах от турбазы.

Ольхонский паром
Ольхонский паром

Мыс Бурхан находится рядом с посёлком Хужир, главным населённым пунктом острова длиной в 70 с лишним километров, а ехать от переправы до Хужира – около 40 километров.

В свой первый байкальский вечер гуляю по окрестностям и катаюсь на пароме туда и обратно, наблюдая с воды закат.

Байкальский закат
Байкальский закат

А в пятницу ни свет ни заря отправляюсь на Ольхон.

До посёлка добираюсь на попутном уазике-«буханке», перевозящем багаж китайских туристов. Судя по изобилию вывесок кафе и сувенирных магазинчиков, отдыхающих здесь немало. И наконец-то передо мной – священная земля байкальских шаманов.

Чужаков просят уважать обычаи древней земли
Чужаков просят уважать обычаи древней земли

Ощущается ли там нечто мистическое, магическое, непостижимое? Наверное, зависит от восприятия.

Мыс Бурхан, центр байкальского шаманизма
Мыс Бурхан, центр байкальского шаманизма

Но, думаю, даже заядлым скептикам захочется вслушаться в голоса ветров, поющих над травой, скалами, прибрежной галькой и лазурной бездной воды.

 Красоты Ольхона
Красоты Ольхона

И полюбоваться скалами, напоминающими гребни сказочных драконов.

 Драконий гребень
Драконий гребень

В Сахюрту возвращаюсь на «Ольхонском экспрессе» – микроавтобус идёт через весь остров и затем до Иркутска, а мне всего-то и надо – до парома. Так что на первый фестивальный концерт успеваю. Говорили же мне на дорожку: «Всё будет правильно».

Имена штормов и поэтов

А потом был чудесный фестиваль «Baikal-live» с мощными разножанровыми концертами и шикарными мастер-классами, из которых особенно впечатлила лекция учёного, популяризатора математики Алексея Савватеева – найдите его видеоуроки в Интернете, и вашим детям будут легче даваться точные науки.

Лекция Алексея Савватеева на турбазе «Ковчег Байкала»
Лекция Алексея Савватеева на турбазе «Ковчег Байкала»

Уже близился к завершению субботний концерт, когда тучи встали стеною, засверкали молнии.

– У байкальских ветров есть имена. Похоже, это Сарма,– говорит поэт, редактор, культурный деятель Анна Асеева, с которой мне посчастливилось жить в одном номере.

Вот же совпадение: как раз перед отъездом на «Baikal-live» друзья мне рассказывали о Международном фестивале поэзии на Байкале, который проводили Аня и её муж – поэт Игорь Дронов, скончавшийся в 2018-м…

Знаю, что на этом фестивале побывал цвет современной поэзии, но когда Аня вспоминает:

– Представляешь, здесь, на фоне байкальских волн, сидел Александр Кабанов и читал новые стихи! – меня просто подбрасывает от белой зависти – давно читаю в Сети гениального русскоязычного поэта с Украины.

– Ура, тебе не надо объяснять, кто это, мы говорим на одном языке, – констатирует Аня.

С Байкала я привезла книги Анны Асеевой и Игоря Дронова, несколько дисков, море любительских фото и океан впечатлений.

 Автор этого материала на острове Ольхон
Автор этого материала на острове Ольхон

И только сев в поезд, поняла: так и не попробовала копчёного омуля, гастрономическую легенду Байкала. Что ж, не в еде счастье. Хотя… чем не повод вернуться?

Автор: Елена Лещинская

Фото автора

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц