Найти тему

Как святой Иоанн Кронштадтский профессору из Казани будущее предсказал

Про святого праведного Иоанна Кронштадтского, священника Андреевского собора города Кронштадта, я уже писала несколько статей, и вроде стоило бы на этом остановиться, но жизнь батюшки в миру была настолько многогранна и интересна, что никак не получается этого сделать. А раз пошла такая пляска - перефразируя слова из песни Владимира Высоцкого, - нужно продолжать.

И на этот раз, братья и сестры, я расскажу вам историю о том, как Иоанн Кронштадтский профессору из Казани будущее предсказал. Не знаю, слышали вы эту историю или нет, но мне она показалась достойной для написания. И, в первую очередь, потому, что в Казани, столице Татарстана, в которой я бывала не единожды, - замечательный, интересный и красивый город, кстати, - живут по большей части не православные христиане, а мусульмане.

Впрочем, слушайте мою вольную интерпретацию далеко не всем известной истории. А может и вовсе неизвестной.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Фото из открытых источников
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Фото из открытых источников

Дело было в году эдак... нет, чтобы не ошибиться, напишу лучше так: история наша происходила где-то в конце XIX века, когда протоиерей Иоанн Кронштадтский совершал очередную свою миссионерскую поездку по городам и весям нашей необъятной матушки-Родины.

Путешествовал батюшка, как правило, либо на поезде, либо на корабле. На этот раз он плыл на корабле и путь его пролегал через Казань, которая стоит у нас, как вы знаете, на Волге (и ее притоке Казанке). В городе отца Иоанна давно звала к себе в гости одна верующая православная семья, и он решил попутно заехать к ним и отслужить в их доме молебен.

Эта семья дружила с одним известным в то время профессором Александром Ивановичем Александровым, на тот момент преподававшим в Казанском университете. Глава семейства написал профессору письмо о визите к ним легендарного батюшки и пригласил его приехать на молебен. Тем более что Александр Иванович хоть и являлся профессором-учёным, в совершенстве владеющим несколькими иностранными языками и древним санскритом, был человеком верующим.

Родился он в семье священника, которого, как и нашего святого Иоанна Кронштадтского, звали Иоанном. Священник Иоанн Александров был небезызвестной личностью в Казанской губернии. Когда Александр был еще младенцем, в их селе случился пожар. В это время отец его служил литургию в сельском храме. Узнав о пожаре, священник не остановил службу и решил отслужить ее до конца. С ним остался только один причетник. Так вдвоем они и славили Господа, пока местные жители тушили пожар. Во время службы огонь подобрался и к церкви, окружил ее пламенем и грозил погубить самоотверженного батюшку и его верного помощника. Но Господь не дал случиться непоправимому, ведь Его славили, Ему молитвы возносили в тяжкий момент.
Как потом говорили люди, именно батюшкина литургия помогла остановить пожар: спасла церковь и село. Правда, дом самого священника сгорел дотла.

Вот в семье такого самоотверженного батюшки и рос Александр. Конечно, он с малых лет верил в Господа, но без особого рвения, спокойно. Ему больше нравилась наука, филология, история, языки, особенно он увлекался славянской филологией. И учиться он, когда вырос, пошел по этому же направлению.

Профессор Александр Александров. Фото из открытых источников
Профессор Александр Александров. Фото из открытых источников

В общем, когда профессору, имеющему ученую степень доктора славянской филологии и немало наград, пришло приглашение приехать на молебен к священнику Иоанну Кронштадтскому, он, вопреки чаяниям пригласившей его семьи, не обрадовался приглашению, а, напротив, расстроился и даже обиделся.

"Меня, сына священника, ученого-профессора, пригласили к какому-то там священнику, будто я и раньше церковных служителей не видел," - горячо размышлял Александр Иванович, читая письмо и сразу же мысленно категорически отвергая предложение друзей. О том, кто такой Иоанн Кронштадтский и какой чудотворной силой он обладает уже при жизни, профессор не знал. Откуда ему было интересоваться делами церковными, да и мирскими тоже, когда он весь был погружен в науку, языки, преподавание. Зарылся в них полностью, вынашивал множество идей, планов, целей, готовился к научным командировкам, и прочее, прочее, прочее.

Однако когда настал час "икс", Александр Иванович, мучимый любопытством и странным предчувствием, все-таки решил отправиться в дом друзей. Парадные двери дома к моменту, когда он подъехал к друзьям, были уже закрыты. Но он решил зайти через черный ход, подумав про себя, что так, вероятно, даже к лучшему.

Молебен, когда он подошел в комнате, где собрались верующие люди во главе с семьей его друзей и батюшкой Иоанном Кронштадтским, уже шел. Никем не замеченный мужчина не стал заходить в комнату и притаился за дверью. Слышимость в коридоре была отличная. Когда молебен закончился отец Иоанн подозвал всех целовать крест. Александр Иванович не сдвинулся с места. Все находившиеся в комнате люди, тем временем, приложились к кресту.

На этом все могло бы закончиться. Но не тут-то было. Отец Иоанн был не только чудотворцем, умеющим исцелять болезни и помогать в житейских нуждах, но и прозорливцем. Он знал, что за дверью стоит профессор.
Батюшка Иоанн. Фото из открытых источников
Батюшка Иоанн. Фото из открытых источников

Священник обернулся к двери, за которой притаился Александр Иванович, и громко спросил: "Ну, профессор? Что же вы не идете?"

В этот миг видавший виды профессор готов был провалиться сквозь землю, сгореть от стыда или бежать куда глаза глядят. Что угодно, лишь бы не быть в этот миг за злополучной дверью. Но он так и не сдвинулся с места, удивленный неординарными способностями батюшки Иоанна, пока его из-за дверей не вытащили его друзья и не ввели в комнату.

И пошел пристыженный Александр Иванович целовать крест, пряча глаза в пол, как провинившийся ребенок, под несколько десятков устремленных на него глаз. Как на заклание.
Тут Иоанн Кронштадтский без тени осуждения подмигнул ему ласково и сказал: "Ну, смелее, смелее, профессор. Что это вы перед крестом робеете? А ведь совсем скоро сами будете людям крест давать целовать".

Тогда Александр Иванович не обратил внимание на слова кронштадтского батюшки, не до того было, но несколько лет спустя он понял, что имел в виду отец Иоанн.

В 1910 году профессор Александр Александров принял постриг в монашество под именем Анастасий, в 1911 году стал архимандритом, в 1912 возглавил Казанскую духовную академию и был возведен в сан епископа, а в 1913 году стал епископом Ямбургским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Одновременно с этим он возглавил Петроградскую духовную академию, в которой стал последним ректором, так как с приходом в нашу страну революции прежний уклад жизни полетел в тартарары. В 1918 году академия была закрыта (сегодня это, слава Богу, действующая Санкт-Петербургская духовная академия, которую возглавляет епископ Петергофский Силуан), а епископ Анастасий в том же году скончался от воспаления легких, пережив Иоанна Кронштадтского на 9 лет.

Епископ Анастасий. Фото из открытых источников
Епископ Анастасий. Фото из открытых источников

Вот так неординарно отец Иоанн Кронштадтский профессору из Казани будущее предсказал. Удивительно, не правда ли? Слава Богу за все!

Ремарка

Не хочу заканчивать эту историю на грустной ноте и еще кое-что вам расскажу, дорогие братья и сестры. После знакомства с Иоанном Кронштадтским Александр Иванович, еще не ведая, что примет монашество, проникся к нему уважением и любовью, стал интересоваться деятельностью и трудами всенародного батюшки (так называли Иоанна Кронштадтского в народе).

Это подвигло его в 1896 году организовать в Казани мужскую воскресную школу для рабочего класса. Он сам руководил ею вплоть до 1905 года. Однако вскоре с ним случилась беда: он тяжело заболел и думал, что не выживет. Тогда профессор написал в Кронштадт отцу Иоанну с просьбой помолиться о его выздоровлении. Всенародный любимец прислал ему ответ, что просьба его исполнена. В тот же день больной Александр Иванович пошел на поправку и выздоровел.

Это еще больше заставило профессора полюбить батюшку Иоанна. После смерти кронштадтского пастыря он заинтересовался святым преподобным Иоанном Рыльским, в честь которого нарекли Иоанна Кронштадтского. А позже, когда Александр Александров стал Анастасием, он составил акафист и житие святому Иоанну Рыльскому, увековечив память небесного покровителя кронштадтского чудотворца в сердцах русских людей.

Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас, грешных!

Мира и благополучия вам, братья и сестры! С Богом!