Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая афазия. Работа над значением слова: синонимы, антонимы, омонимы

Оглавление

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы

Цели:

1. Знакомство с различными языковыми явлениями.

2. Отработка понимания значения слова.

Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

I. Работа с омонимами

Омонимы — это слова которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

1. Например, слово ключ. Что вы под ним понимаете? Это может быть дверной ключ, родник и музыкальный ключ. Слово одно, но понятия разные. Как же это объяснить? Сначала просто говорим слово и просим больного составить с ним предложение. А в зависимости от того, что он составит, отрабатываем другие понятия. Возьмём тот же ключ. Как думаете, какое предложение будет составлено первым? Думаю, что будет примерно так: «Я открыл дверь своим ключом». Далее показываем картинку с дверным ключом и просим объяснить, что это такое. Если определение вызывает сложность, вводим в поисковую строку Яндекса словосочетание «дверной ключ». Получаем определение: «Дверной ключ — это снаряд для запирания и отпирания дверного замка, состоящий из головки (кольца), трубки и бородки. Обратите внимание, здесь у нам сразу прошли родо-видовые понятия и определения. Появились новые слова. Стоит взять ключ и показать все детали на нём.

Далее показываем картинку с родником и говорим, что это тоже ключ. Как можно назвать его по-другому? Родник, источник, криница. Если больной не вспомнит сам, напоминаем ему об этом. Просим объяснить, что он понимает под словом ключ-родник. Это естественный выход подземных вод на поверхность. Составляем предложение со словом ключ в значении родник, например: В лесу я пил воду из ключа.

Следующее значение слова — музыкальный ключ. Снова показываем картинки и спрашиваем: «А это что такое?» Выясняем, что это тоже ключ. Даём определение этому слову: «Это знак, который ставится в начале нотного стана». Вспоминаем, какие музыкальные клчи бывают и составляем предложение с этим словом, например: «Вся пьеса написана в скрипичном ключе».

2. Работу с омонимами продолжают упражнения на дополнение предложний. В предлоении пропущено слово, но из текста понятно, что это. Нужно его вставить, например:

В ринге выступал известный … (боксёр). У соседей появился рыжий щенок с чёрной мордой. Это … (боксёр). Если предложений только 2, сллова для справок не даём, но просим объяснить значние вставленных слов, хотя бы простым подбором синонимов, например: боксёр — спортсмен, боксёр — собака.

Упражнение можно усложнить, подобрав предложения ни с одной парой, а с рядом омонимов. Например:

Я ели сочные …. У наших друзей счастливый … В колье вставлены редкие … Испорченный станок выпускает …

Словам для справок: брак, гранат. В конце обязательно объснить значение слова. Брак — семейный союз, некачественная работа. Гранат — плод, камень.

Омонимы бывают разными. В предыдущих упражнениях мы рассмотрели абсолютные омонимы. Это слова одной части речи, которые звучат одинаково, но могут обозначать разные предметы.

3. Но среди омонимов выделяются слова, которые совпадают в звучании только в некоторых формах. Это слова, которые совпадают в написании только в некоторых формах. Они могут относиться к различным частям речи. Это омоформы. Например, слово печь. Разбираем значения этих слова снова на пример картинок и составления предложений. Печь — это существительное и глагол. Показываем картинку.

- Что на ней изображено? (Печка или печь. Составьте предложение с этим словом: «В доме стоит русская печь». А что изображено на этой картинке? (Женщина печёт пироги). А если она только собирается это делать, как скажем? (Женщина собирается печь пироги). Теперь, чтобы было понятнее о чем речь, изменяем эти слова. Существительное склоняем, а глагол спрягаем. Помогаем больному предложениями. Что? Печь — это существительное. Оно склоняется, то есть изменяется по падежам.

- У нас нет (Чего?) печи.

- Я замёрзла, подойду к (чему?) к печи.

- В музее я увижу старинную (что?) печь.

- Я горжусь своей старой (чем?) печью.

- Я не хочу говорить (о чем?) о печи.

Глагол печь спрягается, то есть изменяется по лицам и числам.

Что делать? Печь.

Я (что делаю?) пеку. Мы (что делаем?) печём.

Ты (что делаешь?) печёшь. Вы (что делаете?) печёте.

Он, она, оно (что делает?) печёт. Они (что делают?) пекут.

Вот так мы показали, что слова имеют разное значение и разные формы.

4. Среди омонимов есть слова, пишутся по-разному, но звучат одинаково. Это омофоны. Они могут быть как одной части речи, так и разных. Омофоны встречаются среди существительных и существительных с предлогами. Например, такие слова, как гриб и грипп. В работе с омофонами больше помогут выразительные тексты, хотя и карти нки не исключаются. Но работать здесь будем наоборот. Сначала вставляем слова в текст, а потом подбираем к ним картинки. Например:

- Я пошёл в лес и нашёл большой белый … . Обратно мне пришлось ехать в переполненном автобусе с открытыми окнами, и я подхватил … . Дома я хотел пожарить белый …, но высокая температура и … не дали мне этого сделать. Я вызвал врача и выписал мне лекарства от …. Когда я вышел на кухню, то не обнаружил своего … на столе. С … я пролежал неделю, за это время от … остался только сушёный стручок.

Вставляем слова, поясняя, что грипп — это болезнь, и гриб — это растение.

5. Сложнее, когда омофоны представлены существительным и существительным с предлогом. Например, слов занос и за нос. Здесь тоже делаем упор на текст, но попутно говорим, что между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Сильный на дворе мороз.

Он схватил меня …

Много снега во дворе.

Занесло машину мне.

Пока чистил я …

Не мешался мне мороз.

Такой шутливый стишок ярко иллюстрирует значение слов занос и за нос. Дополнительно составляем словосочетания со словами занос и за нос: Сильный занос, большой занос, за мой нос, за тёплый нос и т. п.

Следующий вид офонимов — это омографы. Омографы — это слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному. Чаще всего омографы отличаются ударением, например: рыжие белки, но взбитые белки, дверной замок, но старинный замок.

Здесь важно поставить ударения в словах, проиллюстрировать картинками и только потом вставлять их в предложения.

6. Берём карточки со словами или записываем их на листочках бумаги. Предлагаем рассмотреть картинки и положить под них карточки с соответствующими подписями. Затем составляем предложения по картинкам.

Антонимы. Это слова, противоположные по значению.

Из всей работы по восстановлению понимания значения слова работы с антонимами самая простая.

7. Рассматриваем предметы и называем их отличия. Например, картинка в Букваре:

Этот мишка тонкий, а этот толстый. Этот лист широкий, а этот узкий.

8. Постарайтесь подобрать как можно больше действий, противоположных данному:

приближаться — удаляться, уходить, убегать, уезжать.

Такая работа дополнительно подготавливает к работы с синонимами.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу:

мир, тепло, свет, громкий, мало, громкий, большой, острый, плохо.

Составьте с ними предложения или словосочетания: яркий свет — полная тьма, громкий крик — тихий шопот.

10. Сделай день ясным.

Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора.

Более сложной является работа с синонимами. Синонимы -это слова, близкие по значению.

11. Самый простой способ — это подбор синонимов к слову или объяснение слова через синонимы, например: ключ — родник, эталон — образец, огромный — очень большой, прекрасный — красивый.

Но это способ бывает очень сложен для людей со слабым словарным запасом.

12. Подбери синонимы из слов для справок. В этом варианте упражнения даётся текст и слова для справок. Нужно подобрать подходящие слова и вставить их в текст:

Зима в лесу – особенно красивое ----------- явление. Огромное ----------количество снега, которым покрыто абсолютно всё вокруг – это красивый --------- пейзаж, которым хочется любоваться до бесконечности. Берёзы, которые становятся особенно заметны на этом фоне оголяются ------------ и провисают -------------- под тяжестью снега. В это время всё становится абсолютно--------------- необыкновенным. Весь лес становится до того------------ белым, что ослепляет----------------- своей красотой.

Слова для справок: роскошный, великолепный, живописный, громадный, большой, стоят голые, опускаются, беспримерный, выдающийся, белоснежный, чистый, поражает, ошеломляет.

Предыдущий урок:https://dzen.ru/a/YdtGHmhlcS91MIPu

Следующий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/61ed9f848009d96727c6c837/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=66241ed113a6712dd0592601

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.