В новогодние праздники многие жители нашей страны раньше уезжали на австрийские и швейцарские горнолыжные курорты. Теперь же заграница закрыта, а на горных лыжах можно покататься разве что в Дмитровском районе Московской области. Ну вот люди и сидели дома, смотрели различные сериалы. А кто-то просто фильмы. И недавно я наткнулся на статью, где автор, не читавшая книг и не смотревшая кино про Гарри Поттера, посмотрела несколько фильмов и осталась слегка разочарована. Чтение комментариев только укрепило меня в мыслях о том, что многим фильмы "не зашли". Я их вполне понимаю! Ничего другого и не ожидал.
Видите ли, экранизации бывают разные. Например, Говорухин. По мнению многих зрителей, "Место встречи изменить нельзя" явно превосходит книжный оригинал, "Десять негритят" не уступают, а "В поисках капитана Гранта" слабее романа Жюля Верна. Другой пример успешной экранизации - "Собачье сердце" Бортко. А вот "Мастер и маргарита" режиссеру уже не очень удалась, несмотря на созвездие великих актеров. Потому что "Собачье сердце" просто хорошая книга, но "Мастер и Маргарита" - одно из лучших произведений в истории русской литературы. Иногда трудно экранизировать шедевр, к тому же, столь необычный. С Гарри Поттером произошла примерно та же история. Я прочел все семь книг про мальчика-волшебника, и знаю их практически наизусть. Разумеется, сначала читал книги, потом смотрел фильмы. И не один раз. И вот что я хочу сказать.
Экранизации сделаны на очень высоком уровне. Ну еще бы, при таком-то бюджете. Картинка - класс. Погружение в волшебный мир Гарри Поттера - на все 100%. Актеры играют хорошо (но не все). А вот сюжет, диалоги и особенно монтаж...
На мой вкус, удачных фильмов два. Второй и третий. "Тайная комната" хороша тем, что (на мой взгляд) человек, который ничего не знает про Гарри Поттера, его историю и вселенную, полностью поймет, о чем кино и у него не возникнет вопросов по сюжету. "Узник Азкабана" - действительно запоминающееся кино: динамичное, зрелищное, захватывающее, страшное и увлекательное. Не удивительно, потому что снимал Альфонсо Куарон, автор блестящего "Дитя человеческое". А вот дальше появились Майкл Ньюэлл и Дэвид Йейтс. И фильмы "посыпались". Они слабенько смонтированы и не смотрятся, как единое целое.
Чем хороши книги Роулинг? В них нет мелочей. Каждая деталь на своем месте. Нет пространных описаний природы или чувств, переживаний. С каждым новым романом тексты Роулинг становились все сложнее и взрослее, и в фильм даже длиной 2,5 часа просто невозможно все это вместить. Кроме того, все книги Роулинг написаны хотя и не от первого лица, но фактически глазами Гарри Поттера. Но снять так же талантливо не у всех получится. У Йейтса не вышло, фильмы смотрятся как "со стороны". А еще очень сильно раздражают придуманные диалоги, которых не было в книгах. Романы Роулинг слишком совершенны и не нуждаются в улучшениях.
Конечно, мне трудно взглянуть на фильмы глазами людей, которые просто их смотрят, без понятия кто такой Гарри Поттер и о чем вообще серия. У меня сложилось впечатление, что без знания книги невозможно полностью понять, о чем идет речь в кино. И экранизации - просто набор сценок из жизни Гарри и его друзей, впрочем, хорошо снятых и удачно передающих атмосферу в книге.
Может, я не прав? Хотелось бы понять, те, которые не читали книжки, а сразу посмотрели кино - все сразу поняли? Понравилось? Возникло желание прочесть и книгу потом?
Чтобы не пропустить следующие публикации, обязательно подпишитесь на мой канал!