Основным условием развития когнитивных структур является любознательность, независимость и самостоятельное исследование внешнего мира, то есть те качества и типы поведения, которые необходимы для экспериментирования, получения нового опыта.
Ж.Пиаже¹, исследуя вопрос о том, как дети формируют мыслительные схемы, приобретают понятия о чем-либо, отметил особую роль в когнитивном развитии двух процессов, а именно: когнитивной ассимиляции и когнитивной аккомодации.
Что же представляют из себя эти процессы?
В процессе ассимиляции происходит включение новой информации или опыта в ранее существующие когнитивные структуры; в процессе аккомодации происходит изменение или модификация уже существующих или формирование принципиально новых когнитивных структур, способных оперировать новой информацией, которая расходилась с прежними представлениями.
Естественно, что адаптация к новому опыту всегда предполагает задействование механизмов ассимиляции и аккомодации. Однако действуют они не синхронно, а последовательно, располагая собственным временным ресурсом, то есть в каждый момент времени будет доминантен какой-либо один из процессов.
Какое значение имеет ассимиляция и аккомодация для человека?
Ассимиляция направлена на консервацию существующих структур, обеспечивая преемственность прошлого и настоящего, цементирование культурных, семейных традиций и устоявшихся ценностей в исторической перспективе. Аккомодация же приводит к созданию новых форм адаптации (иногда, впрочем, ненужным), способствуя возникновению нововведения и культурным изменениям.
Если индивид одинаково успешно использует оба способа обработки результатов опыта, то эффективность решения проблем увеличивается. Если при обработке противоречивой информации полагаться только на одну из этих стратегий, то это неизбежно приводит к когнитивной дисфункции. Использование жестких и неизменных методов для «подгонки» новых представлений под ранее существующие структуры формирует искаженное, чрезмерно упрощенное мировосприятие с ригидной формой взаимодействия.
В тоже время преждевременный отказ от установившихся структур, может привести, наоборот, к фрагментарному, чрезмерно ситуационному, импульсивному подходу к восприятию мира.
Сравнение способов социализации мальчиков и девочек показало, что при социализации девочек в большей степени поощряется использование ассимиляционных стратегий обработки новой информации, в то же время при социализации мальчиков, наоборот, поощряются аккомодационные стратегии. Более того, было установлено, что, по сравнению с мальчиками, девочки медленнее совершают переход от когнитивной ассимиляции к когнитивной аккомодации. Такое обстоятельство объяснялось тем, что девочки чаще пребывают в структурированной внешней среде, где поощряется подражание действиям взрослых, ролевым моделям поведения и не уделяется должного внимания новаторской активности. Мальчики же в процессе социализации сталкиваются с более непредсказуемыми обстоятельствами, где часто требуются использование стратегий поведения ad hoc (лат. – «на данный случай»), соответственно, вынуждены чаще пересматривать и видоизменять свои когнитивные структуры, проявлять изобретательность.
¹Ж.Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М., РИМИС, 2008
Автор статьи: Дмитрий Сипягин, кандидат психологических наук
Если Вам понравилась статья – ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал!
Приглашаю Вас на психологические консультации, коучинг, психотерапию: http://besthelp.tilda.ws
dm.izv@yandex.ru
#развитие ребенка #мышление ребенка #стратегии мышления детей #Законы мышления #психология мыслительной деятельности #когнитивные структуры