Так уж получилось, что мои корни с севера Вологодской области. Я сам прожил там 12 лет с начала 90-х по средину 2000-х годов. Всегда поражался низким качеством жизни там людей и форменным наплевательским отношением к их проблемам чиновников. Впрочем, я об этом писал уже не раз, повторяться не буду. Сам я уехал из этого ада давно и жизнь свою уже устроил хорошо. Но боль за то, что сейчас творится на земле, где жили мои предки, осталась.
Честно скажу: хочу только одного – чтобы люди там нормально жили. Поэтому рассказывать, что там творят чиновники буду регулярно. Может у людей совесть появится, и они изменят свое отношение к людям. Или выкинут этих ленивых бездарей из их кабинетов, а новые чиновники изменят свое отношение, к территории, которую их предшественники десятилетиями убивают, и людям, которые там живут.
В общем вот очередная вопиющая история, что меня поразила.
Сначала предыстория. Три года назад перед выборами Вологодский губернатор заявился в село Верховажье. Это такое село в 200-х километрах к северу от Вологды, районный центр сельского депрессивного района. Депрессивных районов на вологодчине великое множество, Верховажский один из них. Численность жителей там стабильно ежегодно сокращается. Сейчас в районе проживает где-то тысяч 12 жителей. Может чуть больше, может чуть меньше.
Ну, так вот, губеру нужно было как-то переизбраться. Он наобещал селу новое здание школы, новую больницу. Прикололо, как он возмущался по поводу того, что одно из зданий Верховажской больницы построено было то ли в начале 20-го века, то ли конца 19-го.
Так и хотелось сказать: «Губер, ты чему возмущаешься? Ты ж почти 10 лет в кресле главы региона просидел, кто тебе мешала за эти годы новую больницу там отстроить? Сам по поводу своей работы негодуешь что ли?»
В общем, обещалки он наобещал, выборы выиграл – все путем.
Через год в местной газете расписали, как в новом микрорайоне здоровую площадь в чистом поле аж под больничный городок выделили.
Казалось, все здорово, работайте, стройте, ребята. Но прошло три года, пока к стройке так никто не приступил. Местный глава района Дубов периодически языком в местной прессе чешет о том, что все построят. Этим как-то все и заканчивается.
И вот в начале ноября, как гром среди ясного неба, сход. Оказывается, то ли в районной администрации, то ли в областной кто-то решил, что лучше не больничный городок строить, а новое здание больницы и не в чистом поле, а в заречной части села на месте парка. А что? С поля-то ничего не поимеешь, а тут сосновый парк, где стройная сосна стоит, на ней же можно заработать. Чиновник знает, как деньги делать.
Народ было зароптал. Мол, как так людей места отдыха лишать? Опять же, ребята, на экологию покушаетесь.
Но на сходе к микрофону вышел легендарный глава Дубов (господи, как же ему его фамилия подходит) и сказал:
«У нас нет никакой альтернативы этого места, где мы бы могли посадить такой большой корпус именно рядом с больницей. Мы сейчас стоим перед выбором: либо строить здесь, либо не строить совсем».
Странно, в малонаселенном районе с огромной территорией нет другого места строить новое здание, кроме, как на месте парка, где растут стройные корабельные сосны. Зачем вообще строить возле больницы, доступность в которую противоречит 118 Федеральному закону? Ее закрывать нужно, ибо люди с инвалидностью в нее попасть не могут. Вместо нее строить новую необходимо. Это требует федеральное законодательство, на которое в Верховажье почему-то никто никогда внимания не обращал.
На самом деле, построить новый больничный корпус можно где угодно, хоть на другом конце села, а еще лучше где-нибудь на Макарцеве. Это выгодно в плане развития территорий района. Тут уж никуда не денешься, придется к больнице рейсовый автобус пускать, дороги с твердом покрытием строить, которыми со времен советской власти местные чиновники не занимались.
Мне тут доказывали, что пассажирские перевозки в Верховажском районе нерентабельны, не выгодно ими заниматься предпринимателям. И что? Их нельзя субсидировать из районного, областного и федерального бюджетов? Так, к слову, по всей стране делается. Пассажирские перевозки во всем мире датируются. Только в таких местах, как Верховажье, считают, что лучше унизить народ, развалить к чертовой матери вообще территорию, чем заняться ее субсидированием и дать ей толчок к развитию.
Помню, как коммунисты, вместо, того, чтобы положить асфальтированную дорогу до родины олимпийского чемпиона Анатолия Алябьева деревни Данилково, открыть там для людей магазин, сделать нормальную линию электропередач, пустить туда автобус, просто чуть ли ни силком выгнали оттуда людей и распахали деревню. Коммунистам так было удобнее и дешевле, их головы были забиты марксистскими трудами. То, что из родины олимпийского чемпиона можно было сделать культовое место, музей этноса под открытым небом и зарабатывать на этом деньги, ни один пролетарий из райкомовского кабинета не сообразил.
Вот и этот глава вроде местный, но как же он не любит свою родину, просто диву дашься. Сосновую рощу в селе под топор? Да ради бога. Жалко что ли? На его век леса хватит.
Тут же на сходе ему также начинает вторить местный активист- учитель Сергей Истомин. Ну как можно без активиста педсостава народ на путь истинный наставить? Впрочем, что я вам тут доказываю? Вы сами все понимаете.
Истомин:
«Александр Васильевич, настолько грамотно и понятно все объяснил. Если кому не понятно, придите к ним, они покажут вам карты, покажут законы… Всем должно быть понятно. Если до кого-то не доходит, меня берет удивление. Все объяснено, больше не надо».
И что ты понял, учитель сельский? Объясни нам. В Верховажском районе больше земли нет? Или что раз федеральные власти вам не разрешили рубить лес прямо возле поликлиники, ибо там заповедная земля (заметьте, федералы больше пекутся о районе, чем местные власти), значит нужно рубить то, до чего рука федерала не дотягивается? С чего вы взяли, что новый корпус должен быть в шаговой доступности от морально устаревшей больницы? Сделайте нормальное автобусное сообщение по району и райцентру и не забивайте людям голову шаговой доступностью. Ну, начните уже хоть что-то делать для людей и на века, а не для галочек в отчете. Зачем кому-то идти в администрацию карты с землями назначений рассматривать? Чтоб бездельникам из «Белого дома» было чем заняться?
Чиновница из области вообще так красиво ляпнула, что никто не понял и никогда не поймет, что она имеет в виду.
«То, что вы за живое дерево боретесь это правильно, за это нужно бороться, но на другой стороне стоит человеческая жизнь и не одна».
Вы что сказали, госпожа из Вологды? Кто сказал, что люди помирать начнут, если вы больницу в поле построите и не станните вырубать лес? Что мешает вам построить больницу, не нарушая природоохранного законодательства. Что значит нельзя построить больницу в другом месте? Какие проклятия вам мешают строить в другом месте?
Тут еще кто-то добавил, мол, в 2022 году району область на строительство больницы 410 млн. рублей выделяет. Если вы тут будете артачиться, в экологов играть, о красоте села рассуждать, деньги в области перераспределят и вам ничего не достанется.
Чиновники дали понять, что в области уже все порешали (правда, кто порешал конкретно за жителей, ни один из чиновников не сказал), а сход должен только узаконить вырубку парка.
Подумав, жители якобы согласились с уничтожением парка.
Про людей, которые бьют тревогу по поводу уничтожение парка, Дубов сказал, что они в области не живут (их уже чиновники выжили), и почему-то стал уверять людей, что они против строительства больницы. А против строительства никто не выступал, все понимают, что ее нужно строить. Только противники уничтожения леса в черте села не понимают: зачем, для того, чтобы сделать что-то хорошее, нужно нагадить у себя в доме?
Такое впечатление, что глава бредит. Он почему-то, как и его предшественники, пытается доказать людям, что от него ничего не зависит, все решает область, а люди должны безмолвно прогибаться под областными чиновниками и делать так, как тем заблагорассудится.
На мой взгляд, на самом деле позиция Дубова, это позиция неграмотного лодыря, который не хочет ни работать, ни брать ответственность за свои дела. Всё перекладывает на мифических областных чиновников.
Понятно, что парк вырубят. Построят ли новую больницу? Ну, это бабка надвое сказала. Ту же новую школу на Сметанино, еще лет 15 назад обещали построить. К строительству так и не преступили. А ведь школу на Сметанино закончил олимпийский чемпион Анатолий Алябьев.
Пока лишь ясно, что после правления Дубова село будет выглядеть еще страшнее.