Найти в Дзене
Сергей Мороз

Подлодка S 188 проекта 205

Своими глазами

С.Г. Мороз

Следующий выпуск раздела «Своими глазами» посвящен технике морской.

Подводные лодки, оказывается, бывают в степях не только Украины, но и Германии, и одну такую можно не только увидеть в Музее Техники в городе Шпайер на западе ФРГ, но и войти в нее. Там найдется что-то для любителей каких угодно видов техники от стильных мотоциклов до космических аппаратов, но этот корабль – бесспорно «гвоздь» всей экспозиции. И хотя меня интересует прежде всего авиация, которая там представлена очень даже широко, честно говоря ехал туда посмотреть именно на немецкую субмарину.

Наверное действительно, в подводной войне Германия достигла куда больших успехов, чем ее противники. Может специалисты с цифрами в руках и оспорят это мое мнение, но скажем честно – когда мы думаем о том, каким мощным оружием стали подлодки во II мировой войне, а может даже уже и в войне 1914-1918 гг., на ум как-то спонтанно приходит образ немецкой U-Boot, топящей беззащитный транспорт.

Наверное, дело только не в том, чьи подлодки были лучше, и уж точно не в личных качествах их командиров и экипажей, хотя и это было важно – все несколько сложнее и надо учитывать все условия, в которых им приходилось действовать в разные времена. Но впервые оказаться внутри подлодки (со стороны имел возможность их и раньше видеть) мне довелось именно здесь, она именно была немецкой и носила гордое «имя» U-9. Это именно наименование корабля, а не его номер, и было дано оно в честь удачно действовавшей субмарины уже вековой давности – времен Империалистической войны. Но этот экспонат не столь древний – относится он к тому историческому периоду, когда слава ВМС Германии после поражения в войне II мировой изрядно поблекла, затерявшись в «общенатовском котле» в тени гигантского флота США.

И, тем не менее, побывать на борту подлодки ВМС Федеративной Республики Германия мне оказалось интересно.

Подводная лодка проекта 205 S 188, она же U 9 – Музей техники в Шпайере, снято 19 сентября 2021 г. фотоаппаратом NIKON D3100 Фото: С.Г. Мороз
Подводная лодка проекта 205 S 188, она же U 9 – Музей техники в Шпайере, снято 19 сентября 2021 г. фотоаппаратом NIKON D3100 Фото: С.Г. Мороз

Из музейной таблички и общедоступных источников я узнал, что проект 205 (в немецкой терминологии используются термины Klasse или Type 205) был продолжением 201-го проекта с исправлением выявленных в нем серьезных недостатков. Первые такие субмарины и закладывались по проекту 201, но их пришлось переделывать – первая была спущена на воду 25 августа 1962 г. и вошла в строй 19 ноября того же года.

Корабль, который стоит в Техническом музее Шпайере, сошел со стапеля 20 октября 1966 г. и был зачислен в состав ВМС ФРГ 11 апреля 1967 г. под номером S 188. За время своей службы он прошел 124850 км, из которых 16478 – под водой. Он сравнительно невелик – длина 45,73 м, водоизмещение надводное около 420 т, подводное – до 466.

Вооружение составляют 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект сразу заряжается в них при выходе в поход, и запасных торпед нет, но мин можно взять вдвое больше, чем торпед – 16.

Носовые горизонтальные рули подлодки S 188 проекта 205 на виде спереди изогнуты по дуге вниз так, чтобы при маневрировании в вертикальной плоскости их эффективность была максимальной с учетом характера обтекания передней части корпуса при таком движении лодки Фото: С.Г. Мороз
Носовые горизонтальные рули подлодки S 188 проекта 205 на виде спереди изогнуты по дуге вниз так, чтобы при маневрировании в вертикальной плоскости их эффективность была максимальной с учетом характера обтекания передней части корпуса при таком движении лодки Фото: С.Г. Мороз
На виде в плане носовые горизонтальные рули подлодки проекта 205 мне чем-то напомнили крыло английского истребителя Супермарин «Спитфайр» времен II мировой войны, которое, как известно, имело хорошее сочетание подъемной силы и сопротивления благодаря эллиптическим формам передней и задней кромок Фото: С.Г. Мороз
На виде в плане носовые горизонтальные рули подлодки проекта 205 мне чем-то напомнили крыло английского истребителя Супермарин «Спитфайр» времен II мировой войны, которое, как известно, имело хорошее сочетание подъемной силы и сопротивления благодаря эллиптическим формам передней и задней кромок Фото: С.Г. Мороз
На рубке нанесены краской номер лодки S 188, ее наименование U 9 и наварен белый «щит» с черным «мальтийским крестом» – под этим опознавательным знаком немцы тоже к нам пытались «ходить»… Фото: С.Г. Мороз
На рубке нанесены краской номер лодки S 188, ее наименование U 9 и наварен белый «щит» с черным «мальтийским крестом» – под этим опознавательным знаком немцы тоже к нам пытались «ходить»… Фото: С.Г. Мороз

На щите на рубке подлодки U9 над крестом выгравированы кайзеровская корона, буква W и цифры 1914. Здесь содержится указание на славные традиции подлодки U 9 времен Империалистической войны – это она пустила друг за другом на дно три английских броненосных крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси», а теперь немцы и англичане в одном военном блоке!

Но это их проблемы, а мы войдем внутрь корабля.

Посещение подлодки U 9 начинается с торпедного отсека в ее носу. Спустившись туда, сразу ощущаешь тесноту, в которой приходится служить и жить на таком судне. Ну, ничего – «спина в масле, нос в тавоте, но зато в подводном флоте!»

Торпедный аппарат № II подлодки проекта 205 – левый в верхнем ряду. Его крышка снята и заменена стеклом, чтобы посетители могли посмотреть его устройство внутри Фото: С.Г. Мороз
Торпедный аппарат № II подлодки проекта 205 – левый в верхнем ряду. Его крышка снята и заменена стеклом, чтобы посетители могли посмотреть его устройство внутри Фото: С.Г. Мороз
Вид на правый борт торпедного отсека подлодки проекта 205  Фото: С.Г. Мороз
Вид на правый борт торпедного отсека подлодки проекта 205 Фото: С.Г. Мороз
Торпедные аппараты №№ VII и VII субмарины S 188 – средние в нижнем ряду Фото: С.Г. Мороз
Торпедные аппараты №№ VII и VII субмарины S 188 – средние в нижнем ряду Фото: С.Г. Мороз

Экипаж подлодки проекта 205 состоял из двадцати двух офицеров, унтер-офицеров и матросов. Места для жизни им конструктор отвел, мягко говоря, немного, а из комфорта разве что тканевая обивка и вата под ней на спальных местах – одном на несколько человек и размерами меньше, чем в плацкартном вагоне.

Унтер-офицерские койки (а всего таких чинов в команде лодки S 188 было одиннадцать) поставлены сразу за торпедными аппаратами в общем пространстве корабля без каких-либо перегородок, не говоря уже о водонепроницаемых переборках. Так что понятие «отсеков» здесь чисто условное и может быть использовано лишь для указания на место расположения чего-то или кого-то на борту.

Спальное место унтер-офицеров сразу за торпедными аппаратами в носовом отсеке подводной лодки S 188 проекта 205 по правому борту – вид в корму. На борту  – шкафчики для личных вещей штурмана, торпедиста, оператора электронных устройств, двух радистов, палубного унтер-офицера, моториста и двух электриков Фото: С.Г. Мороз
Спальное место унтер-офицеров сразу за торпедными аппаратами в носовом отсеке подводной лодки S 188 проекта 205 по правому борту – вид в корму. На борту – шкафчики для личных вещей штурмана, торпедиста, оператора электронных устройств, двух радистов, палубного унтер-офицера, моториста и двух электриков Фото: С.Г. Мороз
Под койкой унтер-офицеров (на этом снимке вид в нос в сторону торпедных аппаратов) по правому борту рундук для личных вещей экипажа Фото: С.Г. Мороз
Под койкой унтер-офицеров (на этом снимке вид в нос в сторону торпедных аппаратов) по правому борту рундук для личных вещей экипажа Фото: С.Г. Мороз

«Каюта» командира на подлодках проекта 205 тоже ничем не ограждена – в походе он «вместе с народом». Теснота там такая же, как и везде. Мужик большого роста на такой койке просто не поместится.

«Каюта» командира подводной лодки S 188 проекта 205 в следующем ее отсеке по левому борту. На верхней панели инструкция по пользованию спасательным дыхательным прибором, ниже – призы за успехи в боевой и политической подготовке, на столе оперативный план действий в зоне ответственности ВМС Германии в Северном море – когда-то совершенно секретный Фото: С.Г. Мороз
«Каюта» командира подводной лодки S 188 проекта 205 в следующем ее отсеке по левому борту. На верхней панели инструкция по пользованию спасательным дыхательным прибором, ниже – призы за успехи в боевой и политической подготовке, на столе оперативный план действий в зоне ответственности ВМС Германии в Северном море – когда-то совершенно секретный Фото: С.Г. Мороз
Еще один взгляд в «каюту» командира – вот он стоит (манекен, конечно), по-видимому, как раз выйти собрался и надел для этого аварийно-спасательный дыхательный прибор. Подлодки проекта 205, судя по табличке у музейного судна, могли погружаться на глубину до 100 метров, но помочь эта штука могла только у поверхности. Ну а живучесть у такой лодки без единой переборки на весь обитаемый объем сами понимаете, какая может быть Фото: С.Г. Мороз
Еще один взгляд в «каюту» командира – вот он стоит (манекен, конечно), по-видимому, как раз выйти собрался и надел для этого аварийно-спасательный дыхательный прибор. Подлодки проекта 205, судя по табличке у музейного судна, могли погружаться на глубину до 100 метров, но помочь эта штука могла только у поверхности. Ну а живучесть у такой лодки без единой переборки на весь обитаемый объем сами понимаете, какая может быть Фото: С.Г. Мороз

Ну, война – войной, а обед по распорядку! Пойдем, посмотрим на «царство» судового повара – кока. Так у него еще просторно, по сравнению с другими! Правда, тоже без всяких ограждений и так и чувствуется, как запахи разогреваемой пакетированной еды, смазки, дизелей, аккумуляторов и людей на борту смешиваются в один потрясающий букет. И ведь не выйдешь же воздухом подышать…

Камбуз по правому борту подводной лодки S 188 напротив командирской «каюты» – под красным разделочным столом электродуховка, слева от нее печка на две конфорки – тоже электрическая Фото: С.Г. Мороз
Камбуз по правому борту подводной лодки S 188 напротив командирской «каюты» – под красным разделочным столом электродуховка, слева от нее печка на две конфорки – тоже электрическая Фото: С.Г. Мороз
На столике между мойкой и электропечью инструкция коку как кормить 22 человека постоянного состава экипажа подлодки S 188 плюс до семерых дополнительных его членов в походе длительностью 35 дней. Да, без немецкой бережливости здесь не обойтись, но и ее надо задокументировать, чтоб ничего не перепутать! Фото: С.Г. Мороз
На столике между мойкой и электропечью инструкция коку как кормить 22 человека постоянного состава экипажа подлодки S 188 плюс до семерых дополнительных его членов в походе длительностью 35 дней. Да, без немецкой бережливости здесь не обойтись, но и ее надо задокументировать, чтоб ничего не перепутать! Фото: С.Г. Мороз

Неразрывно связаны в человеческом организме с потреблением пищи и другие физиологические процессы – куда ж без них. Войдя внутрь, я сначала не понял, что это за звуки раздаются там дальше, а оказалось, что это запись того, что происходит в туалете, когда он работает. Не скажу, чтобы такие «спецэффекты» мне понравились – с гораздо большим интересом я бы послушал звуки моря, гул машин и скрип корпуса, когда лодка идет в глубине, а не результаты работы желудочно-кишечного тракта немецких подводников и канализации немецких подлодок. Но все же корабль без гальюна в дальнее плавание пойти не сможет.

Туалет (на флоте он называется гальюн) по левому борту в средней части корпуса подлодки S 188 – наверное, единственное ее помещение, отделенное от остального обитаемого пространства дверью с замочком. В нем сидит «на боевом посту» манекен немецкого подводника – таким образом, на борту их осталось двое: командир со спасательным аппаратом и этот, засевший в туалете Фото: С.Г. Мороз
Туалет (на флоте он называется гальюн) по левому борту в средней части корпуса подлодки S 188 – наверное, единственное ее помещение, отделенное от остального обитаемого пространства дверью с замочком. В нем сидит «на боевом посту» манекен немецкого подводника – таким образом, на борту их осталось двое: командир со спасательным аппаратом и этот, засевший в туалете Фото: С.Г. Мороз

Но служба немецких подводников, конечно, состояла не только из сна, завтрака, обеда и ужина с походами в вышеуказанное помещение между всеми этими важными делами. Относиться к ним пренебрежительно в годы холодной войны не стоило – противники они были серьезные.

Следующим мы посмотрим центральный пост управления субмариной.

Центральный пост подлодки проекта 205 по ее правому борту. Рулевые сидят лицом к нему и спиной к пультам акустика и оператора радара на другом борту. Их работа важнейшая, потому и кресла у них такие сравнительно удобные, а вот бортинженеру – только табуретка на все 35 дней. Но, в общем-то, и рассиживаться ему некогда было – его хозяйство по всему кораблю разбросано Фото: С.Г. Мороз
Центральный пост подлодки проекта 205 по ее правому борту. Рулевые сидят лицом к нему и спиной к пультам акустика и оператора радара на другом борту. Их работа важнейшая, потому и кресла у них такие сравнительно удобные, а вот бортинженеру – только табуретка на все 35 дней. Но, в общем-то, и рассиживаться ему некогда было – его хозяйство по всему кораблю разбросано Фото: С.Г. Мороз
Штурвалы управления горизонтальными и вертикальными рулями на центральном посту подлодки проекта 205 – рулевые вели ее, как пианисты играют в четыре руки и выучка у них должна быть такая же, включая синхронность действий Приводы рулей – гидравлические
Фото: С.Г. Мороз
Штурвалы управления горизонтальными и вертикальными рулями на центральном посту подлодки проекта 205 – рулевые вели ее, как пианисты играют в четыре руки и выучка у них должна быть такая же, включая синхронность действий Приводы рулей – гидравлические Фото: С.Г. Мороз

Разные подводные лодки проекта 205 отличались между собой конструкцией корпуса, рубки и составом оборудования, в частности, на этой была радиолокационная станция, на некоторых других ее не было. Познакомимся с этими системами поближе.

Люк под рубкой за центральным постом – в данном случае он открыт и заделан стеклом. Честно говоря, не совсем понял его назначение. Если это выход на открытый мостик надводного хода (а на этом экземпляре подлодки проекта 205 он на рубке в передней части), то почему такой узкий, а если это шахта перископа, шнорхеля (РДП) или мачты радиоантенны), то зачем закрываемая вручную крышка на уровне «потолка» прочного корпуса? Тут моего общеинженерного соображения не хватает – может специалисты знают? Но то, что на музейном образце не сохранилось перископа – это второй и последний недостаток этого экспоната после аудиоэффектов в туалете. Думаю, посмотреть в перископ подлодки любой из посетителей не отказался бы, и панорама Музея оттуда открывалась бы шикарная
Фото: С.Г. Мороз
Люк под рубкой за центральным постом – в данном случае он открыт и заделан стеклом. Честно говоря, не совсем понял его назначение. Если это выход на открытый мостик надводного хода (а на этом экземпляре подлодки проекта 205 он на рубке в передней части), то почему такой узкий, а если это шахта перископа, шнорхеля (РДП) или мачты радиоантенны), то зачем закрываемая вручную крышка на уровне «потолка» прочного корпуса? Тут моего общеинженерного соображения не хватает – может специалисты знают? Но то, что на музейном образце не сохранилось перископа – это второй и последний недостаток этого экспоната после аудиоэффектов в туалете. Думаю, посмотреть в перископ подлодки любой из посетителей не отказался бы, и панорама Музея оттуда открывалась бы шикарная Фото: С.Г. Мороз
Антенна радиолокационной станции в передней части рубки подводной лодки S 188 проекта 205 – на других кораблях серии она могла быть под обтекателем или вовсе отсутствовать. За ней боковое ограждение мостика надводного хода Фото: С.Г. Мороз
Антенна радиолокационной станции в передней части рубки подводной лодки S 188 проекта 205 – на других кораблях серии она могла быть под обтекателем или вовсе отсутствовать. За ней боковое ограждение мостика надводного хода Фото: С.Г. Мороз
Первый пульт управления РЛС с ее индикатором кругового обзора (работал только в передний сектор) на посту боевого управления – это оборудование применялось для навигации и поиска целей, а также для обнаружения противолодочных самолетов и вертолетов на ходу только в надводном положении Фото: С.Г. Мороз
Первый пульт управления РЛС с ее индикатором кругового обзора (работал только в передний сектор) на посту боевого управления – это оборудование применялось для навигации и поиска целей, а также для обнаружения противолодочных самолетов и вертолетов на ходу только в надводном положении Фото: С.Г. Мороз
Второй пульт управления радаром с его индикатором «азимут-дальность» на посту боевого управления по левому борту    – в отличие от первого, он был не немецкого, а американского производства Фото: С.Г. Мороз
Второй пульт управления радаром с его индикатором «азимут-дальность» на посту боевого управления по левому борту – в отличие от первого, он был не немецкого, а американского производства Фото: С.Г. Мороз
Стойка оборудования между пультами управления РЛС и гидроакустической станции на посту боевого управления подлодки S 188 – левый борт, вид в корму Фото: С.Г. Мороз
Стойка оборудования между пультами управления РЛС и гидроакустической станции на посту боевого управления подлодки S 188 – левый борт, вид в корму Фото: С.Г. Мороз
Если я правильно понял – это пульт управления гидроакустической станции на посту боевого управления подлодки S 188 – левый борт, вид в корму. Лодки проекта 205 отличались друг от друга составом оборудования Фото: С.Г. Мороз
Если я правильно понял – это пульт управления гидроакустической станции на посту боевого управления подлодки S 188 – левый борт, вид в корму. Лодки проекта 205 отличались друг от друга составом оборудования Фото: С.Г. Мороз

Напротив пультов электроники находится управление ходовыми машинами. Лодки проекта 205 дизель-электрические и оснащались двумя дизелями, на каждом из которых стоял электрогенератор, и одним электромотором. Дизель работал в надводном положении или на перископной глубине, питаясь воздухом через шнорхель, а глубже надо было переходить на электрическую тягу.

В надводном положении лодки проекта 205 могли пройти до 3950 морских миль (7320 км), а в подводном на аккумуляторах – не более 228 миль (422 км) на экономической скорости 4 узла или 7,4 км/ч.

Пульт управления дизелями подлодки S 188 и контроля их состояния – правый борт, вид в корму, напротив поста боевого управления
Пульт управления дизелями подлодки S 188 и контроля их состояния – правый борт, вид в корму, напротив поста боевого управления
Пульт управления электродвигателем подводного хода и контроля его рабочего состояния – правый борт, вид в корму, через проход от пульта ГАС поста боевого управления Фото: С.Г. Мороз
Пульт управления электродвигателем подводного хода и контроля его рабочего состояния – правый борт, вид в корму, через проход от пульта ГАС поста боевого управления Фото: С.Г. Мороз
Указатели температуры воды и масла в системах охлаждения и смазки дизелей, а также в контрольных точках генераторов и электромотора установлены на следующем пульте по правому борту  Фото: С.Г. Мороз
Указатели температуры воды и масла в системах охлаждения и смазки дизелей, а также в контрольных точках генераторов и электромотора установлены на следующем пульте по правому борту Фото: С.Г. Мороз
Четырехтактный 12-цилииндровый дизель мощностью до 590 л.с. в передней части машинного отсека подлодки S 188 – он также не отделялся ничем от остальных помещений. Двигатели эти поставляла фирма «Мерседес-Бенц», на корабле их было два – на снимке левый, вид в корму. Сетчатый цилиндр на переднем плане – воздушный фильтр, не пропускающий брызги воды, корпус переходника, соединяющего его с воздухозаборником и шнорхелем, снят Фото: С.Г. Мороз
Четырехтактный 12-цилииндровый дизель мощностью до 590 л.с. в передней части машинного отсека подлодки S 188 – он также не отделялся ничем от остальных помещений. Двигатели эти поставляла фирма «Мерседес-Бенц», на корабле их было два – на снимке левый, вид в корму. Сетчатый цилиндр на переднем плане – воздушный фильтр, не пропускающий брызги воды, корпус переходника, соединяющего его с воздухозаборником и шнорхелем, снят Фото: С.Г. Мороз
Электрогенератор на левом дизеле – и в надводном ходе, и под водой гребной винт вращает непосредственно электромотор, питающийся или от двух таких устройств, поставлявшихся швейцарской фирмой «Браун, Бовери и компания», или от аккумуляторов Фото: С.Г. Мороз
Электрогенератор на левом дизеле – и в надводном ходе, и под водой гребной винт вращает непосредственно электромотор, питающийся или от двух таких устройств, поставлявшихся швейцарской фирмой «Браун, Бовери и компания», или от аккумуляторов Фото: С.Г. Мороз
Левый электрогенератор – вид крупным планом, как только можно было подойти в тесноте машинного отделения подлодки 205-го проекта. Виден трап кормового люка, видимо «при жизни» на лодке он был не такой, а это уже музейный Фото: С.Г. Мороз
Левый электрогенератор – вид крупным планом, как только можно было подойти в тесноте машинного отделения подлодки 205-го проекта. Виден трап кормового люка, видимо «при жизни» на лодке он был не такой, а это уже музейный Фото: С.Г. Мороз
Дальше на музейной лодке S 188 пройти нельзя – отсек электромотора фирмы «Сименс» закрыт стеклом. Сначала я было расстроился, но потом понял, что попав туда, половина посетителей разодрала бы там на себе все, что можно, и набила бы себе синяков и шишек на всех местах. Вот где тесно! Фото: С.Г. Мороз
Дальше на музейной лодке S 188 пройти нельзя – отсек электромотора фирмы «Сименс» закрыт стеклом. Сначала я было расстроился, но потом понял, что попав туда, половина посетителей разодрала бы там на себе все, что можно, и набила бы себе синяков и шишек на всех местах. Вот где тесно! Фото: С.Г. Мороз

Вот мы и дошли до кормового люка – пора подниматься наверх. Внутри оказалось снимать просто и приятно. Вспышкой пользоваться там нельзя, но она и не понадобилась, благодаря разумно установленным дополнительным лампам матового дневного света – и светло везде, и бликов никаких. С двумя открытыми люками дышалось в подводной лодке легче, чем в некоторых самолетах там же в музее, но ощущение «сжатости пространства» возникало – до клаустрофобии порой. Да, подводникам не позавидуешь!

«Плавник» на кормовой части рубки подводной лодки S 188, который стабилизировал турбулентные течения, возникавшие в этом месте при погружении и всплытии. На разных кораблях 205-го проекта его форма существенно отличалась друг от друга Фото: С.Г. Мороз
«Плавник» на кормовой части рубки подводной лодки S 188, который стабилизировал турбулентные течения, возникавшие в этом месте при погружении и всплытии. На разных кораблях 205-го проекта его форма существенно отличалась друг от друга Фото: С.Г. Мороз
Хвостовое оперение (выражаясь авиационным языком, да простят меня подводники!) лодок 205-го установлено ниже строительной оси корпуса и гребного винта на центральном на киле-пилоне, защищая его от удара о дно на мелководье Балтики и Северного моря Фото: С.Г. Мороз
Хвостовое оперение (выражаясь авиационным языком, да простят меня подводники!) лодок 205-го установлено ниже строительной оси корпуса и гребного винта на центральном на киле-пилоне, защищая его от удара о дно на мелководье Балтики и Северного моря Фото: С.Г. Мороз
Субмарины 205-го проекта имели два цельноповоротных вертикальных руля, установленных на горизонтальном кормовом стабилизаторе. Профиль этих рулей каплевидный с поджатием к хвостику, что обеспечивает ламинарное обтекание и снижение гидродинамического сопротивления, а гребной винт расположен за оперением и этот эффект не портит, турбулизируя воду за собой Фото: С.Г. Мороз
Субмарины 205-го проекта имели два цельноповоротных вертикальных руля, установленных на горизонтальном кормовом стабилизаторе. Профиль этих рулей каплевидный с поджатием к хвостику, что обеспечивает ламинарное обтекание и снижение гидродинамического сопротивления, а гребной винт расположен за оперением и этот эффект не портит, турбулизируя воду за собой Фото: С.Г. Мороз
Гребной винт лодок 205-го обеспечивает им ход до 17 узлов (31 км/ч) в подводном положении и 10 узлов (19 км/ч) в надводном Фото: С.Г. Мороз
Гребной винт лодок 205-го обеспечивает им ход до 17 узлов (31 км/ч) в подводном положении и 10 узлов (19 км/ч) в надводном Фото: С.Г. Мороз
Кормовая оконечность корпуса – на лодках проекта 205 ей попытались придать по возможности обтекаемые формы Фото: С.Г. Мороз
Кормовая оконечность корпуса – на лодках проекта 205 ей попытались придать по возможности обтекаемые формы Фото: С.Г. Мороз
Последний взгляд на подлодку S 188 проекта 205 – гребной винт ее пятилопастный, а на задней кромке руля глубины, как и на вертикальных рулях, есть триммерные пластины. Их три – одна в центре и две на концевых частях. Фото: С.Г. Мороз
Последний взгляд на подлодку S 188 проекта 205 – гребной винт ее пятилопастный, а на задней кромке руля глубины, как и на вертикальных рулях, есть триммерные пластины. Их три – одна в центре и две на концевых частях. Фото: С.Г. Мороз

Всего было построено 11 субмарин проекта 205 для ВМС Западной Германии ценой по 25 миллионов дойчмарок за штуку, еще два таких корабля купила Дания. Эта лодка, U9, служила до 3 июня 1993 г., а 19 августа того же года была переклассифицирована в корабль-музей и существует в этом качестве сейчас.

Послесловие:

Хотя этот сайт посвящен прежде всего авиации, здесь и дальше будут материалы по морской тематике. Но на глубину и полноту они, естественно, не претендуют, а тем, кто хочет погрузиться в мир моря, кораблей и морской истории рекомендую сайт Кот-Ученый, где все это представлено широко и качественно