Найти тему
ПиПси

«Вхожу, а он в фойе болтается…»: юнгианский анализ сна от анонима

Друзья, сегодня уже ставшее традиционным для «ПиПси» – толкование снов от анонимных пользователей – будет реализовано не в формате подкаста или поста, как было ранее, а в виде полноценной статьи. Думаю, что расшифровка символики сновидений в более привычном для многих текстовом изложении даст возможность познакомиться с процедурой психологического анализа снов в каноне юнгианства (аналитическая психология Карла Густава Юнга) более широкой аудитории. Буду чередовать форматы по возможности.

Сновидение, которое я буду разбирать сегодня – очень любопытно тем, что символика его пересекается со вселенной колоды Таро, что лишний раз дает понять, насколько прекрасно и богато человеческое бессознательное, а именно – его коллективный пласт, пра-память, которая содержит огромное количество информации, интуитивно объединяющей всех нас друг с другом неким единым знанием.

Автор, который анонимно поделился сюжетом своего сна (и вы тоже можете, просто добавив описание своего сна в специально организованную мной группу для краткого психологического толкования снов – бесплатно и анонимно), вероятно, даже не подозревал, какие могут быть отсылки у образов, встречающихся в нем – его бессознательное потрудилось на славу, показывая универсальную символику из определенной социокультурной ниши – определенного пространства «магии» карт Таро.

Давайте познакомимся с описанием сновидения (с разрешения его автора).

Сон от анонима (сохранена авторская орфография и пунктуация):

«К чему мог снится повешенный знакомый. В жизни с ним все ок. Иду в общагу, тачки полиция стоят, скорая...вхожу, а он в фойе болтается...Подходит его сестра и говорит что то про ключи. Отдать или забрать надо... Я киваю. Там еще была моя бывшая со своим мч, но мы не общались. Показалось что она меня избегает».

Психологический анализ сна:

Если рассматривать указанный образ повешенного знакомого, как универсальный символ, а не отсылку к его реальному прототипу (в анализе не стоит рассматривать образы буквально), то здесь будет обозначен один из старших арканов колоды Таро – Повешенного.

Причем, образ указывает на перевернутое положение карты (повешенный знакомый во сне висит же не вверх ногами, а вниз ногами).

Бессознательное с помощью данного образа может указывать на то, что стоит обратить внимание на значение карты, чтобы понять смысл всего сюжета сновидения.

Что означает аркан Повешенный в контексте психологического анализа?

Чтобы обнаружить тайну карты, мы должны понять, как ее Герой пришел к тому, чтобы беспомощно повиснуть в воздухе.

Например, согласно анализу юнгаинского аналитика, исследовательницы Таро – Салли Никольс – такое повешение вниз головой традиционно является наказанием предателей.

«В некоторых старых итальянских колодах данная карта так и называется – Traditore (Предатель). Иногда этот Предатель колоды Таро изображается с мешком денег в каждой руке, намекая на образ Иуды с его 30 серебряниками.

В Средневековье трусливых или неверных рыцарей таким образом вздергивали за пятки и били.

В относительно недавние времена тела Муссолини и его любовницы были повешены вверх ногами на всеобщее обозрение.

Во всех этих случаях само по себе повешение не является инструментом физической смерти. Это больше – «клеймо», знак позора, осуждения и публичного осмеяния, словно случился ужасный коренной «переворот» всего, что повешенный Герой отстаивал до этого.

Также существует и традиция обратного повешения – изначально она называлась «Запутывание». Сегодня «запутывать» означает «перечить», фрустрировать или, проще говоря, сбивать с толку.

Изображенный на карте юноша выглядит запутанным во всех смыслах слова.

Он претерпевает, своего рода, распятие. Это отсылает нас к образу апостола Петра, который просил распять его вверх ногами в знак смирения. Нет никаких доказательств, что герой Таро просил, чтобы его выставили к позорному столбу, но учитывая психологический контекст, он «просил» о своей участи – именно бессознательно».

«Напросился».

Так метафорически может выглядеть инфляция Эго человека – когда Герой вынужден спуститься «с небес на землю», и испытать, отнюдь, не самое комфортное состояние.

Повешенный – символ разочарования в личностном всемогуществе, уверенность в котором сопровождало становление его личности на определенных этапах – «Я - человек, все - в моих руках!». Но когда человек сталкивается с нечто, превосходящим его «могу» (порой – в разы), он разочаровывается в человеческой силе априори, как в принципе власти человека над миром (он больше не чувствует себя «венцом творения»).

Что же может так жестко поставить человека «на место» – на место Повешенного – Героя, обездвиженного, скованного силами, ему неподвластными?

Гордыня часто рушится при соприкосновении с роком – с нечто неотвратимым. Таких сил в мире немало: от катастроф природного характера (извержения вулканов, землетрясения и др.) до событий труднообъяснимых привычными причинно-следственными связями (например, то, что принято называть – «волею судеб»).

Перевернутое значение карты Повешенный в психологическом контексте

Так как в контексте сюжета сна в образе мертвого друга обозначено перевернутое значение карты Повешенного, то таким образом может быть подчеркнут символ кризисности образа. Это символика конфликта, связанного с «прерванными» эгоистичными побуждениями и проистекающему из них блоку для реализации возможных перемен.

То есть, так может быть показан чрезмерный акцент на получение каких-либо выгод в реальности, что привело в итоге к ущербу в плане личностного роста – обездвиживание и запутывание.

Если перевернуть карту, то Герой будет, словно, находится в позе, напоминающей некое движение в танце, но акт переворота устранил прежнюю праздность, сталкивая Героя с суровыми реалиями, их «тесками».

Тут могут быть еще обозначены завышенные, труднодостижимые требования к себе и к другим: конфликт «Я-реальное» vs «Я-идеальное».

Дерево, которое изображено на карте (за образец карт я беру классическую марсельскую колоду Таро), а именно – его особенность (это обрезанное дерево) – универсальный символ матери.

Если касаться универсальных образов и мифологем, то тело Осириса было подобным образом заключено в дерево, и обрезанные ветви которого одновременно символизировали кастрацию сына (травма маскулинного Эго сознания) и возможность нового роста через последующее возрождение после травмы, важное преобразование в сфере сознания.

Цикличность жизни, где умирание предшествует рождению нового.

Ведь Повешенного, закрытого с обеих сторон «зеркальными» деревьями и перекладиной сверху, можно рассматривать, и как «упакованного», в своего рода, гроб. В то же время, по мнению Салли Никольс, подробно изучающей эту тему, у Героя не прерывается при этом контакт с материнскими «подземными водами», что, в свою очередь, ассоциируется с актом Крещения и переходу к Новой жизни.

Возможно, посредством деревьев сама Природа «держит» Героя в своих «объятиях» для того, чтобы он смог заново появиться из ее утробы, как возрожденный – с обновленным Эго сознанием, с новым уровнем осмысленности своей жизни и своего места в ней. Словно новорожденное дитя, Природа держат его за пятки, чтобы шлепнуть, отправляя в Новый виток жизни.

Герой подвешен между двумя условными полюсами всего сущего: между рождением и смертью.

Человек, в чьих снах/спонтанных фантазиях при медитации/при работе по методу активного воображения появляется Герой данной карты, может ощущать в реальной жизни одиночество и беспомощность – «подвешенное состояние» – над бездной Вечности, к которой у него накопилось огромное количество вопросов; но ответы на них Вечность давать не торопиться.

Подобная изоляция (или испытание на выносливость) играет важную роль во всех обрядах инициаций у разных народов.

Иногда, например, инициированный вынужден провести ночь один в темной пещере или в лесу, где ему выпадает испытание на противостояние и столкновение лицом к лицу с возможной физической смертью. И, не имея никакой помощи, кроме собственной внутренней силы и находчивости, он либо проходит эту проверку, либо погибает в процессе.

Столкнувшись с такими тяжкими испытаниями, Герой вынужден искать новый «центр всего», до этого времени спрятанный внутри него самого.

Если он переживет это испытание, он в самом деле появится как рожденный заново, в знак чего ему дадут новое имя и примут в общину, как взрослого, уже как состоявшуюся личность.

Как указывал философ культуры, религиовед, историк религий, этнограф и писатель Мирче Эллиаде, посредством этого испытания инициируемый Герой совершает переход от обычного мира времени человека в священный безвременной мир Богов.

А до того, до свершения, до итога проходимого им испытания – его пребывание – это участь быть между двумя (мирами), разрыв, разлом прежней непрерывности, как дерзкий вызов ему от природы – для обретения новой целостности (кстати, в следующих по нумерации старших арканах колоды Таро будет прослеживаться динамика этого испытания Героя – весьма любопытно перекладывать значение карт в плоскость аналитической психологии).

Другие образы сна и их значение

Также важен образ упомянутого Ключа – о нем говорит Анима в сюжете сна (образ Сестры повешенного; Анима - духовная часть мужского Я, эмоциональность, чувственный контакт с миром; во сне сновидца-мужчины обозначается всегда женскими образами).

Символика Ключа в сопричастности к образу Анимы может указывать на потребность в поиске выхода из кризисности именно через новый, более эмоциональный контакт с миром. Анимой показана приоритетность эмоций и чувств в решении ситуации, которая выражена во сне в образе Повешенного.

Еще в описании упоминается образ бывшей девушки и ее молодого человека («мч»), что может являться символикой неактуальных, утративших свою значимость для сновидца прошлых значимых императивов эмоциональной составляющей его личности (Анима; бывшая девушка) и рациональной (Анимус, ее «мч»).

Что нужно изменить согласно символике сна, чтобы сновидец мог помочь себе в реальности?

Если ранее сновидец привык решать важные вопросы сугубо посредством рационального, логического подхода к делу, то сейчас пришло время сделать акцент на свою чувственную сферу, даже на интуицию, быть может. И в процессе не требовать от себя и других слишком многого, а принять период «подвешенного состояния», если таковой есть, как повод для переосмысления данности, как вызов для «пересборки» ценностей, на это указывает ключевой образ сна.