Не спешите кидать гнилые яблоки в автора за словосочетание, вынесенное в заголовок. Мои ровесники-меломаны скорее всего помнят, сколько чудесных сюрпризов можно было встретить при поиске упоминаний о зарубежной музыке в советских СМИ. Сразу пришел на память такой пример:
И вот подумалось - а почему бы нет? Под определение "Мелодии врагов" в 1970-80 года попадало значительное число произведений зарубежных музыкантов - чего стоит хотя бы список "не рекомендуемых" исполнителей для дискотек, который давно гуляет по сети (о нем я упоминал здесь). Правда, выбранное для темы определение не совсем корректно: в такие - гласные и негласные - перечни попадали не "мелодии", а песни - и их исполнители.
Но вот казус: время от времени совершенно нежелательные для цензуры "мелодии врагов" нет-нет да и попадали в передачи Всесоюзного радио и ТВ. Ходят непроверенные слухи, что одна из таких песен послужила причиной закрытия популярной передачи Виктора Татарского "Запишите на ваши магнитофоны". А произошло это, якобы, так: в вечерней получасовой программе последней песней прозвучала "Stairway To Heaven" группы Led Zeppelin, и после того, как совершенно "неприемлемыё" для советского слушателя экзальтированный вокал оборвался, зазвучал.... Гимн СССР! Кому-то это сильно не понравилось, и следующая передача уже не вышла. (Возобновили ее лишь через два года в измененном виде).
Немного раньше - опять же неожиданно для цензоров - на фестивале в польском Сопоте, который раньше никогда подобных сюрпризов не доставлял, выступил супермодный английский ансамбль "Christie". Песенки они спели, в общем-то, безобидные, но вот поведение на сцене... Газета "Советская культура" моментально откликнулась на это недоразумение: "Некоторые участники из Западных стран слабо подготовлены и выступают в расхлябанной манере..." И далее: "Показ таких горе-исполнителей вызовет законное чувство протеста и недоумения у многомиллионной аудитории".
Как тут не вспомнить беднягу конферансье Жоржа Бенгальского с его "Публика ждет разоблачения!" и ответ Воланда - "Публика вроде бы ничего не заявляла"...
Ну, это - радио и ТВ. А как обстояло дело с пластинками? Не буду повторяться и рассказывать о звуковом журнале "Кругозор", о чем я писал здесь. Чудесным образом исполнителей, о которых наша пресса отзывалась резко отрицательно, можно было вдруг обнаружить на пластинках фирмы "Мелодия". К примеру, советская пресса 70-х вдруг резко ополчилась на Джонни Холидэя; в статьях он представлялся как некое исчадие ада, порождение шоу-бизнеса, оглупляющий молодежь и т.д. И - одновременно - на "Мелодии" выходят сборники, где песня Холидэя записана рядом с "Подмосковными вечерами"...
Еще один ручеек, по которому зарубежная музыка проникала к советскому слушателю, были студии звуковых писем. Это подавалось как услуга населению; там можно было заказать одну гибкую пластинку с одной песней, заплатив за неё как за полноценный диск. Запись велась со студийных магнитофонов; фонотека студии располагала песнями, которые обычно дарят на день рождения, Новый год и пр. Но - наш пострел везде поспел - и студия звукозаписи в центре Москвы быстро превратилась.. в конвейер по производству бобин с последними записями рок-групп. А на прилавке студии лежали списки альбомов, названные "Репертуар для оформления звуковых писем"... И, опять же, пресса не преминула откликнуться на это явление. Статья в газете начиналась так: "На улице Горького в доме №4 продают "шури-шури"."
И, что было "традицией" тех лет, сразу после выхода статьи в редакцию посыпались письма читателей, у которых отняли право записывать народную или классическую музыку. "Монтажница из Волгограда" пишет: "Поп-музыку считаю ерундой. Коллекционирую только классику. За ней и пришла, однако, судя по репертуару, зря"...
И, наконец, главный канал, по которому - не ручеек, а полноводная река! - попадала западная музыка в советские дома - это, конечно, Его Величество Фарцовщик. С этим явлением цензура и пресса боролась нещадно, а воз и ныне там но безуспешно. Причем чем злее были статьи, чем круче меры, которые принимала милиция по искоренению этого явления - тем бесстрашнее становились его апологеты... В больших городах создавались клубы коллекционеров, куда можно было принести (для обмена, естественно!) любые пластинки. Иногда милиция совершала образцово-показательные рейды с конфискацией пластинок (догадайтесь, в чью пользу). Но на месте одного коллекционера появлялись три новых...
Иногда в руки правоохранителей попадала довольно крупная "рыба". К примеру, за «незаконный промысел» получил 4 года известный исполнитель русского шансона Константин Беляев. В Ленинграде получил срок местный коллекционер винила Юрий Иванов, и т п.
...Но музыка по-прежнему звучала, и сегодня все описанные тут "страсти" кажутся по меньшей мере - надуманными. Но это - наша история, а к тому же, думаю, среди читателей моего блога найдутся непосредственные свидетели - а то и участники этих событий.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Этот канал посвящен зарубежной ретро музыке. Если у вас есть желание прочитать про любимых исполнителей или услышать их музыку, делайте заявки в комментариях. Приятного прослушивания!