Классический вопрос детсадовского методиста. Причём задают его друг другу без тени улыбки.
А разве что-нибудь подобное придёт в голову маме или бабушке? Просто расскажут. И раз, и другой, и третий - а потом сделают вид, что забыли и запутались. И малыш начнёт подсказывать: он-то помнит всё-превсё!
Но всё чаще доверяем чужим тётям с их "развивающими курсами"...
А у них, если занятие с малышами проведено, надо поставить галочку, чему подопечные в результате этого занятия научились. Надо задать им вопросы, ответы на которые знаешь. А если не знаешь - как быть?!
Можно, конечно, взять вот такую подробную иллюстрацию, и попытаться объяснить, что такое печка, туёс, половик, зачем на нитке грибы...
Обсуждение со слушателями едва ли возможно - ведь слушателям по три года. В лучшем случае скажут, что нельзя без спроса убегать из дома.
- А что будет, если всё-таки убежишь?
- Э-э-э... съедят? Нет, людей ведь не едят. Ничего не будет?
И воспитатель, конечно, подумает (но вслух не скажет), что Колобка ведь и испекли для того, чтобы съесть. Не сбежал бы - пообедали бы им дед да баба.
Так о чём сказка-то? Можно ли выжать из неё хоть какую-нибудь мораль?
Сторонники теорий о Руси-Атлантиде уверены, что да, только надо читать между строк. Это история о великих грешниках: ведь бездетность - кара за грех. Какой? Ну очевидно же, что баба по молодости-глупости сделала аборт, а больше детей не получилось. Но самое страшное, что с тех пор им приходится жить с полтергейстом - неупокоенным духом их невинно убиенного ребёнка! А этот барабашка может вселиться во что угодно, хоть в кусок теста. Вот почему хлебобулочное изделие совершает вполне детский поступок - убегает в лес!
Но оставим эти фантазии неоязычникам-родноверам, и присмотримся к тому, что видим.
А видим мы настоящий роман с завязкой - кульминацией - развязкой, в котором нет ни одного лишнего слова. А весь сюжет с рождением героя - его побегом - приключениями и гибелью - уложен в одну страничку! Причём троекратное везение - не накопление жизненного опыта, а просто развитие сюжета, с "наращиванием" строчек в песенке.
Язык - ритмичная проза с вкраплением стихов, запоминается легко благодаря рифмам и повторам...
Да ведь это сочинялось не ради какой- то морали, а совсем с другой целью: научить малыша ГОВОРИТЬ! Запоминать несложный текст, удерживать в памяти последовательность встреч со зверями, которые не прочь полакомиться... Может быть, рассказчик даже сумеет спеть или изобразить разными голосами речь деда, бабки, зайца, волка, медведя, лисы.
Это же идеальный сценарий для "театра одного актёра"! А если детей несколько, группа - так актёр может быть и не один. Надели шапки с ушами - у кого длинные, у кого - круглые...
И таких вот "сказок ни о чём" каждый может вспомнить несколько. Уж "Курочку Рябу" или "Репку" и напоминать не надо - знают все. Может быть, "Репка" и "учит коллективизму", но куда лучше и нагляднее научит командной работе инсценировка "Репки" силами трёхлеток. Это им уже вполне по силам!
А если ребёнок один? И компанию ему может составить только один взрослый?
Тогда давайте вспомним, как это было в нашем детстве.
Скатаем из пластилина Колобка...
Малыш с этим вполне справится. Остальных персонажей - можно и с помощью взрослых.
Берём большую коробку из-под обуви - "театр". Декорации - "избу" и "лес" - рисуем (или вырезаем из старых журналов) и прикрепляем к задней стенке...
Это для нас с вами "простовато и глуповато". А для трёхлетнего - игра на несколько дней. Устанете слушать сказку, которую малыш будет рассказывать "за сценой", всё более и более артистично!
Вот и разгадка, "чему учит Колобок". Родной речи! Тому бесценному навыку, благодаря которому мы понимаем людей.
И люди понимают нас.