Все давно свыклись с тем, что роман братьев Вайнеров "Эра милосердия" и его экранизация "Место встречи изменить нельзя" - две большие разницы, пусть немало в них и идентичных фрагментов, когда диалоги повторяются слово в слово. Время действия на первый взгляд тоже совпадает - в любом случае это вторая половина 1945 года - однако при ближайшем рассмотрении вопросы (к кинематографистам) у меня всё же возникли.
Начало событий в книге более-менее чётко оговаривается: гибель Векшина, как и последовавшее за ним первое дежурство Шарапова совместно с Жегловым, произошли примерно за неделю до убийства Груздевой. А уж та дата названа абсолютно точно - 20 сентября 1945 года:
А двадцать первого числа, собираясь утром на работу, Жеглов сказал:
- Ну, Володя, сегодня дела надо кончить пораньше...
- Почему? - удивился я, хотя и не возражал кончить дела пораньше.
- Сегодня "день чекиста" - получка. А для тебя она в МУРе первая, вот мы и обмоем тебя по всем правилам...
Но закончить в этот день дела пораньше нам не удалось, и обмыть мою первую зарплату мы тоже не смогли, потому что, собственно говоря, и не получили её. Тогда я даже не представлял, какое значение для всей моей жизни будет иметь этот пасмурный сентябрьский день (...).
И произошло всё потому, что убили в тот день Ларису Груздеву. Вернее, убили ее накануне, а нам только сообщили в этот день, и эксперт так и сказал:
- Смерть наступила часов восемнадцать-двадцать назад, то есть еще вчера вечером.
В фильме конкретных датировок нет, но, стремясь передать атмосферу послевоенных месяцев, Станислав Говорухин накидал там и сям такие точные временные привязки, что идентифицировать даты при нынешнем доступе к информации не составляет труда, даже не выходя из дома. Конечно не стоит винить режиссёра и его исторических консультантов за то, что они не стали заморачиваться, да и кто мог предвидеть, что через 45 лет после съёмок кому-то придёт в голову перепроверять. Но как результат, без анахронизмов не обошлось.
Итак, когда Шарапов проснулся утром накануне дежурства, из репродуктора сообщали о завершении Потсдамской конференции. Само это историческое событие произошло 2 августа 1945 года, а сообщение о нём диктор Юрий Левитан зачитал своим эпохальным голосом на следующий день. Вот тот самый текст, растиражированный в центральных газетах:
Погода на московских улицах, судя по фильму, стояла абсолютно летняя, без малейшего намека на осень (кстати, согласно авторам литературного первоисточника, убийство Векшина случилось поздно вечером и скорая помощь за ним приехала во время дождя).
Позже в 1-й серии упоминается, что вечером в день убийства Груздевой транслировался футбольный матч ЦДКА - Динамо (Москва). Такой действительно был, но он состоялся в воскресенье 22 июля - то есть гораздо раньше, чем 2-3 или 9-10 августа (если принять во внимание недельный перерыв). При том, что в сериале складывается впечатление, будто тело Груздевой обнаружили утром сразу после дежурства Шарапова и "переезда" Жеглова к нему домой. Всё потому, что много там монтажных склеек, когда неясно сколько времени прошло между событиями - день, неделя или месяц.
Что касается реального матча, счёт его был не 1:3, а 1:4 - именно так, как того хотел Гриша Шесть-на-девять (и без всякого пенальти). И закончился он около 20 часов, а не в 19 (как выходило со слов Липатникова):
Хотя это мелочи. Что совсем непонятно, так это почему Жеглов-Высоцкий, вроде как болельщик Динамо (Москва) по штату, в беседе с Липатниковым упоминает Гринина - форварда ЦДКА. Явный ляп!
Стоит ли говорить, что "другого матча" Зенит-Спартак (Москва) в тот же день, то есть 22 июля, не было (как и сразу две футбольные радиотрансляции в один день - неслыханная роскошь по тем временам). Правда, эти команды всё-таки сыграли, но не между собой: "Зенит" встретился с "Динамо" (Минск), а "Спартак" - в Сталинграде с тамошним "Трактором".
Так или иначе, вычисленная датировка по фильму совершенно не согласуется с сюжетом. Но даже если не принимать во внимание всё это (как мелкие придирки), у меня нашлась еще парочка хронологических ляпов, затесавшихся в "Место встречи" (возможно по недосмотру редакторов). Кроме того замечу, что фрагмент во 2-й серии, когда Шарапов с Варей и другими сотрудниками едет "на картошку", не мог произойти позже середины сентября - то есть завязка произошла всё-таки летом.
В 4-й серии личный состав московской милиции празднует XXVIII годовщину Октябрьской революции. Это не очень-то нужный эпизод, отдающий официозом (и похоже, что навязанный теленачальством), но зато он жёстко фиксирует время дальнейших событий: после 7 ноября. В Москве в это время и снег не редкость, а согласно газетам 1945 года в столице уже в начале ноября отмечались заморозки до -3 днём. Тем не менее, вскоре Шарапов едет в Лосиноостровскую и там на деревьях по-летнему зеленая листва - ни дать ни взять поселок в районе Сочи.
Другая нестыковка скорей уголовно-процессуального плана. Даже если предположить, что убийство Груздевой произошло как в книге - 20 сентября (а её мужа арестовали, получается, 21 числа), то выходит, что результаты дактилоскопической и трасологической экспертиз по этому делу были готовы аж через полтора месяца (!!). Либо Шарапов вспомнил о них спустя месяц. Хотя, по большому счёту, всё это входило в должностные обязанности следователя прокуратуры, а не оперуполномоченного угро. Но на это уже не раз обращали пристальное внимание как читатели, так и зрители. Условности жанра!
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#тайны кино от kin0guru