Кисти Бориса Кустодиева принадлежит несколько полотен с одинаковым названием "В ложе", но мы поговорим о картине, датированной 1909 годом. Интересно, что в этот период, судя по письмам художника, он был увлечён монументальной скульптурой, испытывая разочарование в живописи. "... мне никогда так много не приходилось переживать острых ощущений самого неприятного свойства от своей живописи, как теперь. Такой она мне кажется ненужной, таким старьем и хламом, что я просто стыжусь за нее... -- писал Кустодиев жене. Именно в это время появляется маленькая жанровая работа, выполненная пастелью, которую искусствоведы причисляют к лучшим образцам русского импрессионизма.
1909-й был переломным в биографии художника. В этом году он получил звание Академика живописи. И тогда же впервые заявила о себе страшная болезнь -- опухоль спинного мозга, которая расколола надвое всю его жизнь. Если бы не самоотверженный уход и поддержка жены, Юлии Прошинской, кто знает, смог бы #Кустодиев продолжать творческую работу? Увидели бы мы его поздние шедевры ("Масленица", "Купец", "Русская Венера")? Когда хирург задал ужасный вопрос: "Что сохранить -- руки или ноги?" -- Юлия воскликнула, не задумываясь ни на минуту: "Руки оставьте, руки!.. Иначе он жить не сможет..."
Но тяжелейшие операции, боль, костыли, ночные кошмары, минуты отчаяния и бесконечное преодоление, инвалидное кресло и работа в положении лёжа -- всё это пока в недалёком будущем. Художник ещё гуляет, путешествует, общается, посещает выставки -- и везде, будто предчувствуя беду, жадно впитывает впечатления, наблюдает, зарисовывает, копирует старинных мастеров, делает наброски с натуры. Во время заграничных поездок он от души восхищается местной природой, правда, почти не пишет пейзажей -- ему всегда больше были интересны люди.
Театральность жанровой сцены
Неоднократно замечено, что композиционным решениям картин Кустодиева свойственна некоторая театральность, а герои часто напоминают актёров пластической драмы. С 1911 года он начнёт свою деятельность в качестве художника-сценографа и декоратора. "В ложе" -- прекрасная иллюстрация тезису о "чувстве мизансцены", свойственном Кустодиеву, его умению рассказать в одном, мастерски схваченном, моменте маленькую историю.
Когда-то на уроках русского языка и литературы школьники писали сочинения "по картине", отталкиваясь в своих размышлениях от репродукции в учебнике. Богатым же материалом могла бы стать пастель "В ложе"! Нужно лишь немного присмотреться, прислушаться... и кажется, что с неё доносится гул партера; ощущается сладковатый запах кулис и аромат духов в ложе; как будто слышно шуршание платьев и скрип кресел... Вот-вот начнётся спектакль, зажжены свечи, публика на своих местах, дамы в нетерпении... и вдруг одну из них, молоденькую, с кокетливыми глазами -- кто-то окликнул. Приятельница, знакомая? А может быть, это друг детства, с которым давным-давно не виделись, и внезапно встретились на театральной премьере?.. Вторая дама, сидящая справа, тоже отрывается от бинокля, но её поворот головы более расслабленный, улыбка приветливая и спокойная. Голос визитёра ей знаком, но представление, которое должно начаться с минуты на минуту, явно интереснее. Мужчины вообще остаются вальяжны и безучастны, им привычны свидания в театральных креслах...
А девушка с такой радостью оборачивается на зов, так живо и стремительно её движение! Скорее всего, на пороге ложи -- её возлюбленный, и мы видим происходящее его глазами.
Из биографии Бориса Кустодиева известно, что родственники и опекунши Юлии Прошинской была против их брака, надеясь, что красавица предпочтёт более выгодную партию. Почти три года, прежде чем обвенчаться, молодые люди переписывались и встречались, в том числе и в театрах. Не исключено, что "В ложе" -- воспоминание об одной из их встреч... Присутствует даже смутное портретное сходство молодой героини картины с Юлией.
Зал какого театра изображён на картине? С 1907 года Борис Кустодиев живёт в Петербурге, часто выезжая в свой знаменитый дом-мастерскую "Терем". Скорее всего, перед нами стилизованный вид из ложи правого яруса Мариинского театра, который находится в шаговой доступности от дома Кустодиевых в Коломне. Впрочем, архитектурный принцип устройства зала в трёх старинных петербургских театрах (Мариинском, Александринском и Михайловском) весьма схож. В пользу Мариинки и Михайловского -- музыкальных театров -- говорят и едва различимые фигурки балерин на сцене.
Свободная, динамичная, трепетная манера письма. Живые, и вместе с тем волшебные сочетания красок, особая "световоздушная"среда, которой славились полотна Кустодиева того периода... чем не #импрессионизм? Но сам #художник не любил причислять себя к какому-либо "- изму". Картина "В ложе", если и является впечатлением (от фр. "impression"), то одним из самых поэтичных у Бориса Кустодиева...