Найти тему

Изменение психики после перенесенного COVID-19

Вирус COVID-19 под электронным микроскопом
Вирус COVID-19 под электронным микроскопом

В рамках ведения психологической практики, мною было отмечено ряд обращений клиентов с выраженными психоэмоциональными расстройствами, которые наступили после перенесенного короновируса (подтвержденный положительный тест на COVID-19). Возраст обратившихся находился в диапазоне от 28 до 42 лет, при этом никто из них не был госпитализирован, течение болезни субъективно ощущалось, как «тяжелое» и было продолжительным (острая фаза заболевания длилась более 10 дней).

Из систематического анализа случаев и хронологии наступления изменений можно выделить следующие общие черты: наступление видимых изменений в психическом состоянии наступало после формального физического выздоровления (повторный тест не выявлял COVID-19), наступление изменений происходило каскадно, но не раньше, чем через неделю, после купирования основных симптомов заболевания. Фактически, организм шел на поправку, но вслед за ним начиналось «расшатывание» нервной системы.

Отмечались следующие общие симптомы психоэмоционального расстройства: повышенная реактивность, агрессивность к окружающим, резкие перепады настроения, повышенная утомляемость, беспричинные страхи и тревоги, проблемы со сном, общая раздражительность. В некоторых случаях отмечалась проблема с памятью в части запоминания, сохранения и воспроизведения новой информации. Память на произошедшие события осталась сохранна.

Особое беспокойство вызывало появление агрессивных форм поведения, направленных на окружающих и, в редких случаях, на самого себя. Клиенты отмечали, что стали чересчур конфликтными, нетерпеливыми, агрессивными.

Используемый диагностический инструментарий выявил также ряд специфичных черт. Снизился порог реагирования на бытовые ситуации, где превалирующей формой поведения стала конфронтация. Даже малозначимый стимул начинал вызывать агрессивную реакцию, причем эту реакцию сам человек не мог даже остановить, она производила эффект лавины. В некоторых случаях отмечалась потеря контроля: неадекватно осознавались последствия своих действий, их уместность, отсутствовала элементарная функция предвосхищения событий.

Интересной особенностью для многих стало то, что окружающий мир, прежняя обстановка стали восприниматься исключительно как враждебные, раздражающим фактором стали ранее индифферентные вещи или формы взаимоотношений. Эмоциональность с негативной окраской событий и явлений значимо превышала тот уровень, который, по мнению клиентов, у них был до заболевания.

Что касается длительности негативных изменений психической жизни, то они имеют устойчивость, наблюдается цикличный характер манифестации негативной симптоматики.

Применяемые методы психологической коррекции и психотерапии (КБТ и гештальт-терапия) за счет аккумулирования и грамотного использования собственных компенсаторных механизмов и сохранных ресурсов позволили купировать симптоматику психоэмоционального расстройства психики. Длительность курса по приведению в гармоничное состояние психики прямо зависела от тяжести наступивших последствий и характера перенесенного заболевания.

Представленная информация основывается исключительно на личном профессиональном опыте.

Автор статьи: Дмитрий Сипягин, кандидат психологических наук

Если Вам понравилась статья – ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал!

Приглашаю Вас на психологические консультации, коучинг, психотерапию: http://besthelp.tilda.ws

dm.izv@yandex.ru

#последствия коронавируса #влияние короновируса на психику #изменение психики #последствия ковида #влияние вируса на психику