Некоторые полагают, что фильм «Птица с хрустальным оперением» (1970) безнадежно устарел. Мы с этим принципиально не согласны, так как данная лента имеет принципиальное значение для мрачного жанра в целом.
Начнем с самого очевидного. В это была дебютная работа «маэстро ужаса» Дарио Ардженто, ставшая первой частью в так называемой звериной трилогии.
Вслед за «Птицей с хрустальным оперением» последовали «Кошка о девяти хвостах» (1970) и «Четыре мухи на синем бархате» (1971).
Более того, именно благодаря этому фильму кинокритики заговорили о «джалло» как совершенно самостоятельном культурном явлении, хотя и Марио Бава, стоявший у истоков этого субжанра, и Дарио Ардженто, при котором «жёлтые фильмы» достигли апогея, продолжительное время говорили лишь об итальянских триллерах.
Опять же «Птица» подтверждает давно высказанную нами мысль, что «джалло» надо выводить не из хорроров, а из нуара. В данном случае очевидна взаимосвязь с американской лентой 1958 года «Кричащая Мими».
Почему Ардженто выбрал для «итальянской адаптации» именно этот поздний нуар? Потому что в нём снималась Анита Экберг, ставшая в Италии суперзвездой.
Собственно эта лента в своё время настолько вдохновила Марио Бава, что тот создал формально первый «джалло», а именно триллер «Девушка, которая слишком много знала» (1963).
Опять же стараниями «Птицы» в кино прижился невидимый злодей, носящий черные перчатки. Что по задумке должно было стать новой проекцией «Джека-Потрошителя».
Не случайно, один из персонажей говорит: «Скорее всего, богатенький, из джентльменов – именно у подобных нередко возникают всякие идеи».
Кроме того «Птица» оказала воздействие на весь криминальный (в том числе советский) кинематограф. Не верите? В одной из сцен главный герой кидает пачку сигарет, дабы проверить, не является ли ловящий её левшой.
Аналогичное мы можем видеть в «Свой среди чужих». А потому есть все основания утверждать, что Михалков всё-таки видел в своё время «Птицу».
Или же взять сцену надрывного кромсания двери, сопровождаемого истошными криками одной из героинь. Десять лет спустя Кубрик воспроизвел этот элемент в «Сиянии» (1980).
И тот стал самой памятной сценой фильма, позже превратившись в объект для множества мемов. А ещё именно «Птица» позволяет понять, почему преступники из сериала «Утопия» носят пронзительно желтые куртки и пиджаки.
В фильме есть множество моментов, на которые критика вообще не обратила внимания. Например, мелькающие афиши фильма «Алая женщина», что дает некоторые подсказки. Или мотив Брейгеля в работах безумного художника, находящегося в «тёмном затворе», которые в итоге и стали «пусковым механизмом», вызвавшим цепь трагических событий.