ФРС изменила риторику
Самое яркое событие — это выступление Джерома Пауэлла в банковском комитете Сената. Основная суть выступления заключается в том, чтобы Пауэлл убедил всех окружающих в том, что он — хорошая кандидатура, чтобы быть выдвинутым на следующий срок. Пауэлл форматом встречи расположен к тому, чтобы говорить о том, что он будет защищать экономику США от рисков повышенной инфляции. Именно эти риски сейчас смущают очень многих, в том числе и в американской политике. Пауэлл сказал:
Скачок инфляции связан с нарушениями на фоне пандемии. Но ФРС будет использовать свои инструменты, чтобы снизить инфляцию. Мы хотим поощрять длительный рост, который требует ценовой стабильности, а высокая инфляция — это угроза для этой цели. В настоящий момент нам нужно уделять больше внимания инфляции, чем цели максимальной занятости. Экономика больше не требует чрезмерно адаптивной (мягкой) стимулирующей политики. В этом году мы вернёмся к политике более нормальной. Это не должно негативно сказаться на рынке труда. Вероятно, мы нормализуем политику в этом году, в том числе повысим ставки. Возможно, в конце этого года баланс сможет сократиться.
Это очень важное высказывание для рынков, которое можно интерпретировать как негативное. Сокращение баланса — это очень опасный шаг для цен на акции. Они могут отреагировать снижением. Пауэлл заявил:
Покупка активов будет прекращена в марте. Нужно добиться стабильности цен. Я уверен, что мы сможем это сделать.
Коллега Пауэлла Рафаэль Бостик сегодня заявил:
Я не исключаю 4 повышений ставки в 2022 году.
Goldman Sachs Group тоже давал такие прогнозы. Но на такое решение Федрезерв пойдёт только лишь, если инфляция будет устойчивой, и никак по-другому с ней справиться не получится.
Местер из ФРС заявляет:
Если экономика будет выглядеть так, как сейчас, я бы высказалась за повышение ставок в марте. На декабрьском заседании я наметила 3 повышения ставок на 2022 год.
Все в один голос повторяют примерно одну и ту же мысль:
Монетарная политика ФРС должна быть пересмотрена, потому что инфляция выше ожидаемого уровня ФРС.
Это очень интересно. Ещё несколько месяцев назад такие слова от американского центробанка невозможно было услышать. Он нам говорил:
Инфляция — это, в общем-то, не проблема, это временное явление. Всё пройдёт, подождите.
Сейчас Федрезерв говорит иначе. Я думаю, что дело не только в том, что Пауэлл хочет переизбраться, но и в том, что проблема стала весомой. Следующее заседание ФРС состоится 26 января. Мы услышим её решения и посмотрим, что интересного нас там ждёт.
Это негативная история для финансовых рынков. Рынки пока не могут целиком и полностью предположить, каким будет темп повышения ставки, насколько резким оно будет. Пока — только гипотезы и полунамёки. Темп будет адаптироваться к динамике инфляции. Федрезерв не контролирует инфляцию и не может её прогнозировать. Поэтому если цены будут расти быстро, ставку тоже будут повышать быстро. Это может быть не заложено в цене.
Пока работает магия Пауэлла. Что бы он ни говорил, Пауэлл выходит — и рынки растут. Именно это мы наблюдаем сейчас.
Инфляция в мире ставит рекорды
Инфляция является проблемой для всего мира. Сейчас инфляция в России составляет почти 8,4%, а в Соединённых Штатах Америки — 6,8%. Это сопоставимые значения. Хотя ещё несколько лет назад представить себе, что инфляция в России и США будет сравнимой, было невозможно. Центробанки сделали своё дело. Financial Times пишет:
Годовая инфляция в 38 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ноябре 2021 года достигла уровня 5,8%. Это самый высокий показатель с мая 1996 года. При этом в ноябре 2020 года инфляция в ОЭСР была чуть выше 1. Рост инфляции обусловлен повышением цен на энергоносители. Также возросли и цены на продовольствие.
Между странами ОЭСР всё равно есть разрывы в росте цен:
- США — 6,8%
- Япония — 0,6%
Это большой контраст. Инфляция в ОЭСР — на 25-летнем максимуме. Это нужно осознать, чтобы оценить масштабность ситуации и отчасти исторический момент, в котором мы все сейчас находимся.
Рэй Далио: куда инвестировать в 2022 году?
Сейчас многие инвесторы вытаскивают деньги из акций и говорят: «Не хочу, чтобы мои средства были на фондовом рынке, потому что это опасно. Посижу-ка я лучше в кеше». Для таких людей основатель фонда Bridgewater Associates Рэй Далио дал свои комментарии относительно того, где же хранить деньги. Далио говорит:
В текущей ситуации наличные — это не безопасное вложение для капитала. Из-за ускоряющейся инфляции покупательная способность капитала сокращается. Если инвестор держит актив, который практически не приносит прибыли, не является волатильным, но обесценивается из-за инфляции, на это стоит обратить внимание. Нужно изменить мышление и смотреть на прибыль в реальном выражении. Хранить сбережения в наличных — ужасная идея в период растущей инфляции.
Вместо этого он предлагает инвесторам диверсифицировать портфель, вкладывая деньги в валюты и активы разных стран. Далио считает:
США сейчас являются довольно рискованным рынком для инвестиций по сравнению, например, с Китаем.
Он отмечает следующие критерии:
- генерация доходов в экономике по сравнению с ростом расходов. В США с этим дело обстоит хуже, чем в Китае
- объём активов по сравнению с объёмом обязательств
- ситуация внутри страны
- вероятность внешних конфликтов
Далио отметил:
США сталкиваются с большим числом факторов риска, в то время как воздействие других факторов, в том числе уровня образования, оказывает менее позитивное влияние. Технологии — это по-прежнему сильная сторона для США, но тем не менее темпы изменений здесь идут медленнее, чем в Китае.
Далио очень изящненько подводит нас к тому, чтобы покупать китайские акции, которые лежат в глубокой просадке. Я был бы очень осторожен и не забывал бы о золотом правиле диверсификации.
JPMorgan Chase верит в биткоин
Клиенты банка JPMorgan Chase предлагают присмотреться к биткоину. Стратеги JPMorgan Chase считают:
Справедливая стоимость находится в диапазоне 35-73 тысяч долларов.
Bloomberg L.P. пишет:
40% клиентов инвестбанка предрекают, что к концу 2022 года биткоин подорожает выше 60 тысяч долларов. При этом только 20% респондентов предрекают падение первой криптовалюты до 20 тысяч долларов.
Это интересно.
Омикрон шагает по планете.
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует:
Омикроном может заразиться более половины Европы за 2 месяца.
ВОЗ отмечает:
В ближайшие 6-8 недель в странах Европы COVID-19 могут заразиться 50% населения. Но при этом прививки и в контексте омикрона хорошо защищают от тяжёлого течения заболевания и смерти.
Заразность вируса высока, она была доказана во многих странах. В России Роспотребнадзор не исключает роста заболеваемости COVID-19 до 6-значных значений из-за распространения омикрона.
Будут ли жёсткие локдауны? В России пока не очень похоже, что такие планы есть. Если и будут ограничения, то короткие. Но они тоже бьют по экономике.
Всемирный банк — про экономику РФ
Экономисты Всемирного банка в докладе «Перспективы мировой экономики» считают:
Рост ВВП России в текущем году замедлится до уровня 2,4%, а в следующем году — до уровня 1,8%. Уровень потребительского доверия во всём мире будет падать из-за увеличения заражаемости COVID-19, роста инфляции и усиления политической неопределённости. При этом темпы роста стран Европы и Центральной Азии снизятся до 3%, что тоже довольно сильно.
Пока ни у кого нет ожиданий, что 2022 год, с точки зрения экономики, станет фантастически крепким. А тут ещё и центробанки вынуждены забирать ликвидность. Это очень интересная комбинация. Я думаю, и переживать её будет также интересно.
Климат и неравенство: ключевые риски
На сайте Всемирного экономического форума опубликован доклад Global Risks Report 2022, в котором подчёркивается:
Главные глобальные риски на ближайшие 10 лет связаны с изменением климата.
Сейчас происходят:
- экстремальные погодные явления
- сокращение биологического разнообразия
По версии доклада:
Неспособность принять меры в связи с изменением климата может привести к сокращению мирового ВВП на 1/6 в ближайшие 10 лет. При этом новые глобальные риски вышли на первый план во время пандемии. Вырос риск социального расслоения. Если посмотреть на верхние 20% самых богатых людей в мире, то за последние пару лет они смогли восстановить около половины своих потерь. Если посмотреть на нижние 20%, то эти самые бедные 20% в мире потеряли ещё 5% своих доходов.
Богатые богатеют, а бедные беднеют. Угроза растущего социального разрыва — это один из главных рисков для мировой экономики на ближайшие 10 лет. Этот риск уступает только лишь изменению климата и его последствиям для человека и окружающей среды. Краткосрочно в ближайшие 2 года к этим опасениям добавляются риски:
- распространения инфекционных заболеваний
- ухудшения ситуации с психическим здоровьем
- проблем с заработком
К среднесрочным рискам относятся:
- долговой кризис
- геоэкономические противостояния
Это не очень позитивный взгляд. Почти 90% экспертов, которые были опрошены ВЭФ, считают глобальные краткосрочные перспективы нестабильными, нервными или всё более катастрофичными. 84% респондентов настроены пессимистично, либо обеспокоены, либо встревожены в отношении будущего.
Оригинал статьи на нашем сайте