Пока я тут сижу и жду моего прекрасного, несравненного дизайнера из отпуска для изготовления обложки новой книги, напишу-ка пару слов о самой старой. Технически пьеса «Минотавр и я» закончена шестнадцать лет назад, но периодически кто-нибудь (вот как шеф в минувшие каникулы) опять меня спрашивает, откуда я все это извлекла.
«Минотавр и я» - пьеса, написанная не для театра, а для чтения. Роман в диалогах. Раз уж Наше всё назвал «Онегина» романом в стихах, воспользуюсь и я таким определением жанра. Периодически мне ужасно скучно становится тратить слова на описание фона, костюмов, вот и тогда мне стало лень – и я перешла только в диалоги. Вдобавок, я всю жизнь люблю классический театр, драматургию Брехта и Шварца, оно и сказалось в тексте «Минотавра». Это про выбор формы повествования. Теперь поговорим о содержании.
Так вышло, что моими любимыми сказочками в детстве, помимо «Калевалы», были мифы древней Греции в переложении Николая Куна. В юности я неоднократно перечитывала «Илиаду» и «Одиссею» (кстати, пора обновить цикл). А в начале девяностых, при всей моей любви к изображению живой истории в художественной прозе, мне в руки попалась книга Мэри Рено «Тезей», вышедшая в издательстве «Северо-Запад». Вообще-то это два романа под оригинальными названиями «Царь должен умереть» и «Бык из моря», в которых рассказана история Тезея так, как ее и следовало, с моей точки зрения, рассказать. На меня пахнуло таким теплом, таким запахом крови и пота, что встреча с книгой – и с таким Тезеем, Минотавром Ариадной, Ипполитой – оказалась подлинным головокружением. У Рено я взяла концепцию высокоразвитого, но надломленного своей культурой мира – и имя для Минотавра.
А потом мне как-то попалась информация о том, что, когда археологи нашли в Кноссе огромный пласт глиняных табличек, которые смогли расшифровать, они очень-очень удивились. Тому, что повествование велось по-гречески, и тому, что весь объем «документов» составляли бухгалтерские счета и кляузы, в тексте которых, впрочем, встречались такие знакомые по Гомеру имена – Агамемнон, Менелай, Клитемнестра…
И вот я и подумала, что будет, если поместить известных по Гомеру персонажей в менее пафосную историю? Что, если Агамемнон – купец в Гераклейоне, Менелай – начальник стражи, Одиссей – капитан корабля, застрявшего в порту, а Терсит – спорящий с ним нищий? Что, если Дедал до сих работает в Лабиринте? Что, если Пасифая искренне любит своего странного сына? Что, если обе сестры Минотавра, Ариадна и Федра – каждая по своим причинам заинтересованы в устранении брата? В общем, «Минотавр и я» - это история про то, как вытащить человека из архетипа.
А дальше они мне просто рассказали свою историю.
Как оно всегда и бывает, впрочем.
«Минотавр» двенадцать лет пролежал в столе, а потом, что довольно логично, стал лауреатом международного творческого конкурса «Гомер» в 2019 г., проводившегося, ясное дело, на Крите. Да я его (Минотавра, но и Крит тоже) и до сих пор очень люблю, ибо имею слабость к неположительным персонажам. Каждый Тезей на некоторую часть – Минотавр, говоря откровенно.