Каждый поклонник кино сходу может вспомнить хотя бы два-три фильма, которые мгновенно разваливаются и теряют всю атмосферу в тот момент, когда дело доходит до раскрытия главного злодея - все может испортить его предсказуемая стереотипность, слабые спецэффекты, либо откровенное несоответствие занимаемому в сюжете месту.
Поэтому неудивительно, что некоторые режиссеры предпочитают просто не показывать антагониста на экране, полагаясь на хитрые уловки, чтобы скрыть его присутствие от зрителей - и, порой, даже персонажей фильма.
Как правило, этот повествовательный прием применим к малобюджетным хоррорам, в которых ограничения бюджета вынуждают режиссеров редко показывать злодея, но иногда - это исключительно сюжетное решение, направленное на то, чтобы сохранить интригу и дать зрителям прочувствовать атмосферу неизвестной угрозы, скрывающейся где-то рядом.
Здравствуйте, это - ShadowTavern, и сегодня у меня для вас прекрасные фильмы, которые еще раз показывают, что незримый враг - самый страшный.
Если хотите поддержать меня - подписывайтесь на канал Дзен (вы сейчас как раз там, где нужно:) и мой канал на Youtube!
Пункт Назначения (New Line Cinema)
Когда дело доходит до невидимых антагонистов в фильмах ужасов, главная цель - найти способ показать зрителю нечто действительно необычное, далекое от "типовых" призраков, полтергейстов и демонов.
Злодей франшизы - не кто иной, как сама Смерть, которая пытается убить тех несчастных, которым удалось предотвратить ее тщательно продуманные планы.
Как правило, каждый фильм начинается с ужасной катастрофы, которую центральные персонажи избегают благодаря случайному предчувствию, а Смерть оказывается занята остаток фильма, устраняя предполагаемых жертв в том же порядке, в котором они должны были умереть изначально.
Мы никогда не видим Смерть, которая тонко манипулирует окружением и событием вокруг персонажей. Правда правила, построенные в первых двух фильмах, постоянно меняются в каждой следующей части - досадный момент, но ведь в остальном концепция фильма восхитительна?
Дюнкерк (Warner Bros. Pictures)
Дюнкерк Кристофера Нолана является уникальным военным эпосом по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что в нем изображена эвакуация Дюнкерка во время Второй мировой войны исключительно с точки зрения солдат стран союзников, не показывая в деталях ни одного немецкого солдата.
Это было частью попытки Нолана передать страх и тревогу, которые испытывали солдаты на суше, на море и в воздухе, загнанные в угол в ожидании спасения от превосходящих вражеских сил.
Буквально десятки фильмов о войне очеловечили обе стороны Второй мировой, но в попытке создать максимально возможное напряжение, Нолан сосредоточил внимание на простых солдатах, которые просто пытаются выжить в то время, как смерть от случайной пули может настичь в любую секунду.
К тому же, отсутствие сцен, в которых мы, как зрители, встречаемся с немецкими командирами или хоть как-то узнаем про их тактику или планы (а это в подобных фильмах в большей или меньшей степени показывается почти всегда), делает атаки гораздо более непредсказуемыми, позволяя зрителям испытать лишь частицу ужаса, испытываемого попавшими в ловушку солдатами.
Паранормальное явление (Paramount Pictures)
Хотя франшиза в конечном итоге скатилась из-за ежегодных релизов и явного отсутствия новых идей, оригинальный фильм 2009 года (впрочем, как и вторая часть) остается фантастически тревожным и напряженным, и служит отличным примером того, как создать жуткую атмосферу на экране с крайне ограниченными ресурсами.
Немалая часть успеха фильма заключается и в том, что, несмотря на то, что он, в первую очередь, посвящен паре, которую терроризирует демоническая сущность в их доме, он ни разу не показывает зрителям, как выглядит это существо.
Режиссер Орен Пели использует незримые страхи, которые не дают людям спать по ночам, - скрипучие коридоры, двери, мягко двигающиеся сами по себе (да-да, конечно же от сквозняка), и окружающий шум, который чертовски похож на чьи-то осторожные шаги.
Самое явное присутствие демона и единственный раз когда нам удалось увидеть именно его - это момент со следами оставленными на рассыпанном в доме порошке, а в остальном же - фильм использует эффективные и в практическом исполнении недорогие приемы для манипулирования окружающей обстановкой.
Результатом столь творческого подхода стали признание критиков и ошеломляющий кассовый успех в размере 193,4 миллионов долларов при бюджете всего в 15 000.
Терминатор (Orion Pictures)
Справедливости ради, во всех фильмах о Терминаторе есть явные антагонисты - роботы-убийцы, посланные из будущего и преследующие героев. Но важно учитывать и тот факт, что настоящий противник - тот искусственный разум, что отправляет ассасинов в прошлое.
Скайнет, самосознающий А. I., замышляет убить Сару Коннор, предотвратив рождение ее ребенка, который сыграет роль в войне будущего после восстания против машин. Таким образом, главный злодей серии надеется обеспечить свою безопасность и ускоренное уничтожение человечества.
Вообще, в концепции Скайнет всегда была отвратительная, пугающая и завораживающая реалистичность - этот бесформенный интеллект, который учится со скоростью, недоступной и превосходящей все человеческие возможности, с каждым годом уже не кажется столь фантастическим.
К сожалению, фильмы франшизы с каждой новой частью все больше теряли свою идею, превращаясь в столь же бездушную машину убийства как и сами роботы-антагонисты. Только терминаторы были призваны уничтожить защитников человечества, а каждая новая часть все глубже закапывает наследие оригинальных фильмов. И в этой ситуации все чаще и сильнее желание погрузиться в прохождение Terminator: Resistance - хоть там еще чувствуется атмосфера классической дилогии.
Оно приходит ночью (A24)
Артхаусный хоррор 2017 года "Оно приходит ночью" оказался чрезвычайно противоречивым для зрителей - именно из-за природы его невидимой опасности.
Название фильма и маркетинг откровенно подразумевали, что персонажи столкнутся с каким-то определенным врагом - ордой зомби, с каким-то существом, да хоть с туманом, пожирающим людей - какое-то определенное "оно", но в конечном счете фильм больше сосредоточен на неопределенной угрозе - паранойе героев и постоянном страхе оказаться зараженным неизвестной инфекцией, бушующей в мире.
Сценарист и режиссер фильма, Трей Эдвард Шульц, прилагает максимальные усилия, чтобы не изображать кого-либо из персонажей фильма как героя или злодея, в то время как типичные человеческие эмоции, такие как страх, горе, тревога и подозрение постоянно присутствуют в сюжете и являются катализаторами, которые в конечном итоге обрекают всех пережить страшные события.
В целом - это редкий постапокалиптический фильм, в котором, наконец-то, главный противник необычный и пугающий.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (Artisan Entertainment)
За десятилетие до того, как "Паранормальное явление" напомнило всем, насколько эффективным и действенным может быть невидимое присутствие враждебной сущности, фильм "Ведьма из Блэр" создал целый жанр - мокьюментари-хоррор, те самые псевдо-документальные ужасы, ставшие сверхпопулярными на протяжении нескольких последующих лет.
С бюджетом в 60 000 долларов, тремя никому неизвестными актерами и командой, работающей на износ, "Ведьма из Блэр" удивила всех искусно созданной пугающей атмосферой и жуткими открытиями героев фильма, усиленными правдоподобной игрой актеров.
Эффект, производимый фильмом подкрепляется его леденящим душу финалом, который подразумевает присутствие Ведьмы из Блэр рядом с персонажами, но не показывая с ней ни одного кадра, вместо этого сосредотачиваясь на обреченных героях.
К сожалению, продолжение 2016 года все испортило, раскрыв, как выглядела та самая злая сила, использовав при этом отвратительнейшие CGI эффекты, но вот оригинальный фильм в полной мере воспользовался своими ограниченными ресурсами, сделав упор именно на атмосферу страха неизвестного.
Реинкарнация (A24)
И, наконец, есть еще один шедевр ужасов от компании А24 - "Реинкарнация" режиссера Ари Астера, в которой мы видим активную "работу" ковена по воскрешению демонического короля Паймона в подходящем теле, в данном случае - теле старшеклассника Питера Грэма.
В то время как Паймон технически принимает две формы на протяжении всего фильма - сестра Питера, Чарли, а затем и сам Питер в самом конце фильма - это лишь образы, которые скрывают истинную форму демона.
Более того, он не принимает гротескные образы и формы, подобно Пеннивайзу в "Оно" - нет даже намека на то, как он выглядит, кроме рисунка в книге о демонах.
На протяжении всего фильма он скрывается на виду под видом Чарли и, наконец, Питера, при этом обязательным условием ставя, чтобы на Земле существовал человек-носитель, а его истинное обличье оставалось скрытым.
То, что мы никогда не были до конца уверены, насколько он овладел Чарли до "несчастного случая", и, следовательно, насколько сестра центрального героя действительно была соединена с демоном, лишь делает просмотр фильма более тревожным.
Стоит добавить, что "Реинкарнация", как и остальные фильмы А24, явно не для всех - они тягучие, необычные и малобюджетные. С другой стороны - все эти факторы определяют фокус компании не на спецэффектах, а на нестандартном сюжете и свежих режиссерских решениях.
=================
На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, поддержите канал - поделитесь ссылкой на статью с друзьями, оставьте лайк и добавьте какой-нибудь комментарий.
Вам не сложно, мне приятно, а каналу крайне полезно. И до встречи в новом выпуске! Пока!