Найти тему
ShadowTavern

Невидимый враг: 7 фильмов, которые Действительно пугают без монстров

Оглавление

Каждый поклонник кино сходу может вспомнить хотя бы два-три фильма, которые мгновенно разваливаются и теряют всю атмосферу в тот момент, когда дело доходит до раскрытия главного злодея - все может испортить его предсказуемая стереотипность, слабые спецэффекты, либо откровенное несоответствие занимаемому в сюжете месту.

Поэтому неудивительно, что некоторые режиссеры предпочитают просто не показывать антагониста на экране, полагаясь на хитрые уловки, чтобы скрыть его присутствие от зрителей - и, порой, даже персонажей фильма.

Как правило, этот повествовательный прием применим к малобюджетным хоррорам, в которых ограничения бюджета вынуждают режиссеров редко показывать злодея, но иногда - это исключительно сюжетное решение, направленное на то, чтобы сохранить интригу и дать зрителям прочувствовать атмосферу неизвестной угрозы, скрывающейся где-то рядом.

Здравствуйте, это - ShadowTavern, и сегодня у меня для вас прекрасные фильмы, которые еще раз показывают, что незримый враг - самый страшный.

Если хотите поддержать меня - подписывайтесь на канал Дзен (вы сейчас как раз там, где нужно:) и мой канал на Youtube!

Пункт Назначения (New Line Cinema)

Когда дело доходит до невидимых антагонистов в фильмах ужасов, главная цель - найти способ показать зрителю нечто действительно необычное, далекое от "типовых" призраков, полтергейстов и демонов.

Злодей франшизы - не кто иной, как сама Смерть, которая пытается убить тех несчастных, которым удалось предотвратить ее тщательно продуманные планы.

Пункт Назначения (New Line Cinema)
Пункт Назначения (New Line Cinema)

Как правило, каждый фильм начинается с ужасной катастрофы, которую центральные персонажи избегают благодаря случайному предчувствию, а Смерть оказывается занята остаток фильма, устраняя предполагаемых жертв в том же порядке, в котором они должны были умереть изначально.

Ты никогда не забудешь этот момент! Пункт Назначения 2 (New Line Cinema)
Ты никогда не забудешь этот момент! Пункт Назначения 2 (New Line Cinema)

Мы никогда не видим Смерть, которая тонко манипулирует окружением и событием вокруг персонажей. Правда правила, построенные в первых двух фильмах, постоянно меняются в каждой следующей части - досадный момент, но ведь в остальном концепция фильма восхитительна?

Дюнкерк (Warner Bros. Pictures)

Дюнкерк Кристофера Нолана является уникальным военным эпосом по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что в нем изображена эвакуация Дюнкерка во время Второй мировой войны исключительно с точки зрения солдат стран союзников, не показывая в деталях ни одного немецкого солдата.

Это было частью попытки Нолана передать страх и тревогу, которые испытывали солдаты на суше, на море и в воздухе, загнанные в угол в ожидании спасения от превосходящих вражеских сил.

Буквально десятки фильмов о войне очеловечили обе стороны Второй мировой, но в попытке создать максимально возможное напряжение, Нолан сосредоточил внимание на простых солдатах, которые просто пытаются выжить в то время, как смерть от случайной пули может настичь в любую секунду.

К тому же, отсутствие сцен, в которых мы, как зрители, встречаемся с немецкими командирами или хоть как-то узнаем про их тактику или планы (а это в подобных фильмах в большей или меньшей степени показывается почти всегда), делает атаки гораздо более непредсказуемыми, позволяя зрителям испытать лишь частицу ужаса, испытываемого попавшими в ловушку солдатами.

Паранормальное явление (Paramount Pictures)

Хотя франшиза в конечном итоге скатилась из-за ежегодных релизов и явного отсутствия новых идей, оригинальный фильм 2009 года (впрочем, как и вторая часть) остается фантастически тревожным и напряженным, и служит отличным примером того, как создать жуткую атмосферу на экране с крайне ограниченными ресурсами.

Немалая часть успеха фильма заключается и в том, что, несмотря на то, что он, в первую очередь, посвящен паре, которую терроризирует демоническая сущность в их доме, он ни разу не показывает зрителям, как выглядит это существо.

Паранормальное явление (Paramount Pictures)
Паранормальное явление (Paramount Pictures)

Режиссер Орен Пели использует незримые страхи, которые не дают людям спать по ночам, - скрипучие коридоры, двери, мягко двигающиеся сами по себе (да-да, конечно же от сквозняка), и окружающий шум, который чертовски похож на чьи-то осторожные шаги.

Самое явное присутствие демона и единственный раз когда нам удалось увидеть именно его - это момент со следами оставленными на рассыпанном в доме порошке, а в остальном же - фильм использует эффективные и в практическом исполнении недорогие приемы для манипулирования окружающей обстановкой.

Результатом столь творческого подхода стали признание критиков и ошеломляющий кассовый успех в размере 193,4 миллионов долларов при бюджете всего в 15 000.

Терминатор (Orion Pictures)

Справедливости ради, во всех фильмах о Терминаторе есть явные антагонисты - роботы-убийцы, посланные из будущего и преследующие героев. Но важно учитывать и тот факт, что настоящий противник - тот искусственный разум, что отправляет ассасинов в прошлое.

Скайнет, самосознающий А. I., замышляет убить Сару Коннор, предотвратив рождение ее ребенка, который сыграет роль в войне будущего после восстания против машин. Таким образом, главный злодей серии надеется обеспечить свою безопасность и ускоренное уничтожение человечества.

Терминатор (Orion Pictures)
Терминатор (Orion Pictures)

Вообще, в концепции Скайнет всегда была отвратительная, пугающая и завораживающая реалистичность - этот бесформенный интеллект, который учится со скоростью, недоступной и превосходящей все человеческие возможности, с каждым годом уже не кажется столь фантастическим.

К сожалению, фильмы франшизы с каждой новой частью все больше теряли свою идею, превращаясь в столь же бездушную машину убийства как и сами роботы-антагонисты. Только терминаторы были призваны уничтожить защитников человечества, а каждая новая часть все глубже закапывает наследие оригинальных фильмов. И в этой ситуации все чаще и сильнее желание погрузиться в прохождение Terminator: Resistance - хоть там еще чувствуется атмосфера классической дилогии.

Оно приходит ночью (A24)

Артхаусный хоррор 2017 года "Оно приходит ночью" оказался чрезвычайно противоречивым для зрителей - именно из-за природы его невидимой опасности.

Название фильма и маркетинг откровенно подразумевали, что персонажи столкнутся с каким-то определенным врагом - ордой зомби, с каким-то существом, да хоть с туманом, пожирающим людей - какое-то определенное "оно", но в конечном счете фильм больше сосредоточен на неопределенной угрозе - паранойе героев и постоянном страхе оказаться зараженным неизвестной инфекцией, бушующей в мире.

Оно приходит ночью (A24)
Оно приходит ночью (A24)

Сценарист и режиссер фильма, Трей Эдвард Шульц, прилагает максимальные усилия, чтобы не изображать кого-либо из персонажей фильма как героя или злодея, в то время как типичные человеческие эмоции, такие как страх, горе, тревога и подозрение постоянно присутствуют в сюжете и являются катализаторами, которые в конечном итоге обрекают всех пережить страшные события.

В целом - это редкий постапокалиптический фильм, в котором, наконец-то, главный противник необычный и пугающий.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (Artisan Entertainment)

За десятилетие до того, как "Паранормальное явление" напомнило всем, насколько эффективным и действенным может быть невидимое присутствие враждебной сущности, фильм "Ведьма из Блэр" создал целый жанр - мокьюментари-хоррор, те самые псевдо-документальные ужасы, ставшие сверхпопулярными на протяжении нескольких последующих лет.

С бюджетом в 60 000 долларов, тремя никому неизвестными актерами и командой, работающей на износ, "Ведьма из Блэр" удивила всех искусно созданной пугающей атмосферой и жуткими открытиями героев фильма, усиленными правдоподобной игрой актеров.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (Artisan Entertainment)
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (Artisan Entertainment)

Эффект, производимый фильмом подкрепляется его леденящим душу финалом, который подразумевает присутствие Ведьмы из Блэр рядом с персонажами, но не показывая с ней ни одного кадра, вместо этого сосредотачиваясь на обреченных героях.

К сожалению, продолжение 2016 года все испортило, раскрыв, как выглядела та самая злая сила, использовав при этом отвратительнейшие CGI эффекты, но вот оригинальный фильм в полной мере воспользовался своими ограниченными ресурсами, сделав упор именно на атмосферу страха неизвестного.

Реинкарнация (A24)

И, наконец, есть еще один шедевр ужасов от компании А24 - "Реинкарнация" режиссера Ари Астера, в которой мы видим активную "работу" ковена по воскрешению демонического короля Паймона в подходящем теле, в данном случае - теле старшеклассника Питера Грэма.

В то время как Паймон технически принимает две формы на протяжении всего фильма - сестра Питера, Чарли, а затем и сам Питер в самом конце фильма - это лишь образы, которые скрывают истинную форму демона.

Реинкарнация (A24)
Реинкарнация (A24)

Более того, он не принимает гротескные образы и формы, подобно Пеннивайзу в "Оно" - нет даже намека на то, как он выглядит, кроме рисунка в книге о демонах.

Паймон, Реинкарнация (A24)
Паймон, Реинкарнация (A24)

На протяжении всего фильма он скрывается на виду под видом Чарли и, наконец, Питера, при этом обязательным условием ставя, чтобы на Земле существовал человек-носитель, а его истинное обличье оставалось скрытым.

То, что мы никогда не были до конца уверены, насколько он овладел Чарли до "несчастного случая", и, следовательно, насколько сестра центрального героя действительно была соединена с демоном, лишь делает просмотр фильма более тревожным.

Стоит добавить, что "Реинкарнация", как и остальные фильмы А24, явно не для всех - они тягучие, необычные и малобюджетные. С другой стороны - все эти факторы определяют фокус компании не на спецэффектах, а на нестандартном сюжете и свежих режиссерских решениях.

=================

На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, поддержите канал - поделитесь ссылкой на статью с друзьями, оставьте лайк и добавьте какой-нибудь комментарий.

Вам не сложно, мне приятно, а каналу крайне полезно. И до встречи в новом выпуске! Пока!