Знаешь ли ты, что на планете до сих пор существуют места, где свирепствует золотая лихорадка, люди готовы убивать за мешочек самородков, а за день можно заработать 25 тысяч долларов?
Подходит к концу 25-й час полета. Все тело затекло. Скотт и Джордж успели помолчать с серьезным видом, не раз все еще хорошенько обсудить, поесть курицу или рыбу, посмотреть информацию о местонахождении самолета, провалиться в мучительный полусон. Скотт, которому посчастливилось сидеть у окна, смотрит, как под крылом, залитые золотым рассветным туманом, выстилаются экзотические джунгли. Африка. Гана. Мечта. Она совсем близко.
Золотой дым
Пять лет назад они и представить себе не могли, что их жизнь заложит такой драматический вираж. Все шло совершенно по другому сценарию. Юта. Американская глубинка. Солнечный вечер субботы, орава детей на газоне, папаши пьют пиво и жарят мясо, жены обсуждают какие-то хозяйственные хитрости... Скотт и Джордж — два успешных маклера, продающих недвижимость. Впереди нескончаемая череда таких вечеров, сделки, футбол, новые машины, выплата кредита, поступление детей в колледж... Африка виделась им где-то на закате жизни — в группе жизнерадостных пенсионеров, из окна джипа, несущегося по саванне.
Скотт и Джордж быстро стали выглядеть как заправские золотоискатели
Однако кризис 2008 года и крах американского рынка недвижимости кардинально изменили ситуацию. Работа закончилась. Несмотря на все усилия, за полгода у них не было ни одной сделки, выросла куча долгов. Однажды вечером жена встретила Джорджа в слезах: все кредитки заблокированы, в магазине нечем заплатить за продукты, дети остались без еды. Это было уже слишком. На следующий день Джордж позвонил Скотту, чтобы еще раз убедиться, что это не его личная полоса невезения, а полный и глобальный крах. Настало время что-то менять. Тут уже было никак не обойтись традиционным пивом, и ребята встретились в баре за стаканом виски.
— Пузырь недвижимости лопнул, — рассуждал Скотт, — тут больше ловить нечего. Надо понять, куда утекают деньги, куда инвестируют люди. Мне кажется, я знаю ответ. Уже месяц внимательно смотрю котировки... Золото!
— Предлагаешь заняться акциями... — с сомнением протянул Джордж.
— Нет, есть на примете кое-что поинтереснее. Один мой знакомый, он контрактник, недавно вернулся из Афганистана. И там он встретил... старателей! Золотодобытчиков, которые только что вернулись из Ганы! Оказывается золотая лихорадка, вот эти все лондоновские истории происходят до сих пор. Причем в этот бизнес вполне реально войти без огромного капитала, просто в частном порядке. Участки дают в аренду всем желающим. Дальше надо взять технику, начать копать. Если тебе повезет и ты найдешь жилу, можно намывать по 25 тысяч долларов в день! Это 750 штук в месяц! Полгода — и ты отдал все долги, а?
Золотой дым висел в воздухе, слитки врассыпную катились по барной стойке, Джордж и Скотт, как два Индианы Джонса, пробирались по джунглям... нет, ехали по ним на огромном экскаваторе, ковш которого был доверху наполнен золотом! Наутро, конечно, страшно болела голова, но это никак не омрачало великолепных перспектив. Бывшие прозаические агенты по продаже недвижимости заняли денег, чтобы окончательно и бесповоротно переквалифицироваться в романтических золотоискателей.
Гана
В центре Ганы
Эту страну называют воротами в настоящую Африку. Развлекательный север с Тунисами и Египтами, восточноафриканские пятизвездочные лоджи из экоматериалов, кайтерские пляжи ЮАР — это туристическая Африка. Стандартные отели в обрамлении экзотических пейзажей и, может быть, даже поездка в «дикую деревню», где специально нанятые гологрудые негритянки, а также их увешанные бусами и шкурами мужья старательно разыграют красочные сценки из деревенского быта, чтобы потом, когда туристический автобус уедет, переодеться в спортивные штаны и тоже уехать домой, в блочные окраины какой-нибудь Момбасы или Йоханнесбурга, — тоже на автобусе, но, конечно, классом пониже. А Западная Африка, охваченная бесконечными войнами, голодом, эпидемиями, думать не думает про туристов. Тут все по-честному: малярия, желтая лихорадка, недружелюбные местные жители с мачете, а то и с автоматами, очень плохие дороги, очень плохая связь, очень плохая еда... Белые попадают сюда по делу, или в поисках приключений, или по обеим причинам, как в случае Джорджа и Скотта. Впрочем, Гана недаром считается воротами в эту ужасную Африку, которая создана совсем не для детских прогулок. Гана, которую португальцы, датчане и британцы называли Золотым берегом, является вторым после ЮАР экспортером золота на континенте, вторым в мире производителем какао, а также обладателем довольно внушительных запасов нефти и алмазов. Солидные деньги, проходящие через ее экономику, смягчают нрав жителей и обеспечивают кое-какой комфорт для въезжающих в эту страну.
Самолет Джорджа и Скотта приземлился в Акре, портовом городе с колониальной историей и удивительно опрятными белыми домиками. Было вовсе не жарко — градусов двадцать пять. «Вот тебе и Африка!» — разочарованно протянули друзья.
Слава богу, лопаты не пришлось вытачивать из камня
Дальше их ждало еще немало культурологических открытий. Бывалые туристы описывают их суть кратким словечком «WAWA» — West Africa wins again. Классическое проявление синдрома WAWA — долгое и безнадежное ожидание чего-нибудь: автобуса, назначенной встречи, подписания нужной бумаги. Оно завершается решительной и необратимой отменой первоначальных договоренностей без объяснения причин. Уже очень скоро Джордж и Скотт, пытаясь получить право на разработку участка, начали терять голову от бюрократии. К тому же они выяснили, что далеко не все добытчики идут длинным законным путем. На половине шахт заняты незаконные китайские мигранты. Существуют даже «пиратские старатели», которые моют золото на заброшенных выработках или даже на чужих участках (по предварительной договоренности с управляющими), не имея вообще никаких лицензий на разработку. «Пиратское золото» с легкостью можно продать в любой ювелирный магазин Акры. На приисках царят законы Дикого Запада: там очень не любят, когда кто-то сует нос в их дела, а если это случается, то дело запросто может закончиться стрельбой.
Дэйв объясняет правила землепользования
В какой-то момент ребятам повезло: их свели с британцем Дэйвидом Томасом, владельцем семидесяти квадратных миль земли в золотоносном регионе Ашанти, который сдавал участки в аренду для разработки. Дэйв понимал, что такое вести бизнес. Он сразу изложил правила: «Вы платите мне процент с того, что вырабатываете на моей земле. На каждый участок существует куча претендентов. Я даю людям попробовать свои силы. Если мне нравится, сколько они зарабатывают за день, я оставляю землю за ними. Если просто ковыряют камни, не принося прибыли, то выбывают из бизнеса. По большому счету ваша задача — быстро доказать мне, что вы способны эффективно работать на моей земле. Для этого вам нужны кое-какие навыки и специальная техника. У вас они есть?» Это был блеф чистейшей воды, но Джордж и Скотт сказали: «Да». «Хорошо, я дам вам участок. У вас есть две недели на то, чтобы найти там золото. Скажем так: меня устроит грамм золота на тонну породы», — улыбнулся Дэйв.
На участке
Скотт пришелся жителям деревни по нраву
Итак, после месяца бесплодных переговоров и пустой траты денег на отели и взятки дело сдвинулось с мертвой точки. Да еще как! С места в карьер! Уже через два дня после решающей встречи с Дэйвом Джордж и Скотт тряслись по проселочным дорогам на джипе. Наконец-то они покинули бюрократическую Акру и углублялись в джунгли, чтобы заняться добычей золота. С ними ехал Алан Рис, их новый партнер, который обещал достать им экскаваторы и ввести в курс дела.
Вот она, золотоносная порода
Для начала они заехали на соседний участок. На въезде их встретили двое крепких охранников с автоматами.
«Полегче, парни! Я договаривался с мистером Ли», — сказал Алан. Он знал владельца участка. Машину оставили за периметром и пошли по грязи к огромной яме, где суетились черные рабочие, промывавшие гравий в лотках. Алан подозвал ребят к одному из лотков.
— Смотрите! Видите кварц? Это признак золотоносной породы. Так... А вот это видели? Это слиток! Огромный! На грамм потянет. Ого! А вот еще один. Два грамма на один лоток... Что-то около ста долларов!
Джордж присвистнул.
— Как далеко это место от нашего участка? — спросил Скотт.
— Полкилометра. Если по вашей земле проходит эта жила, считайте, дело в шляпе! Надо снять верхний твердый слой. Если под ним есть гравий, значит это русло бывшей реки, которая когда-то текла здесь и смывала золото с окрестных гор...
Еще через полчаса Джордж и Скотт стояли на пригорке и обозревали два гектара желто-бурой земли, которая скрывала их сокровища.
— Это место называется Фиякобо. В переводе с местного языка — «Приходи со своими бедами, и они исчезнут», — улыбнулся Алан. После этого он и сам исчез, выгрузив из джипа имущество Джорджа и Скотта и оставив ребят обустраивать лагерь.
Это была незабываемая ночь. Сидя возле уютного костра, новоиспеченные золотоискатели воочию наблюдали, как их беды исчезают в чернильной тьме джунглей. Золотой туман снова витал в воздухе. Наутро туман развеялся, а Алан и его техника так и не появились.
— Скотт, ты не думаешь, что нас кинули? — осторожно осведомился Джордж.
Если опустить непечатное содержание тирады Скотта, она была краткой: «WAWA».
Но ребята решили, что они не сдадутся так просто. Оставалось десять дней. Задача в общем-то была простая — выкопать ямы по всему участку на глубину около двух метров. Найти гравий. Оценить содержание золота.
— Сделаем поправку на то, что мы находимся в развивающейся стране, — предложил Джордж. — У нас нет техники, зато есть дешевая рабочая сила. Помнишь, мы проезжали деревню в нескольких километрах отсюда? Там есть рынок. На нем есть лопаты. А в деревне есть жители!
Возможно, жители Фиякобо, а в особенности продавцы лопат, когда-нибудь сложат хвалебную песнь или легенду о том, как из джунглей вышли два белых человека и сначала скупили все лопаты и кирки на рынке, а потом наняли всю деревню копать ямы, пообещав заплатить за день столько, сколько обычно получают за месяц. Наши друзья, когда все поняли, чего они хотят, были встречены с большим энтузиазмом, а их отбытие сопровождалось даже некоторыми народными гуляньями. Тем не менее следующим утром, в семь часов, деревня почти в полном составе стояла на участке Скотта и Джорджа, готовая копать. Организовав процесс, друзья и сами исполнились энтузиазма, который, увы, длился недолго. К полудню выяснилось, что при всем непритворном старании и внушительной популяции деревня Фиякобо не в состоянии осилить больше одной двухметровой ямы за день. А ям, по расчетам золотоискателей, надо было вырыть не меньше двадцати пяти!
Анализ породы
В довершение бед под вечер на участок неожиданно явился Дэйв Томас собственной персоной, который решил посмотреть, как у его американских партнеров идут дела. «Спецтехника? — хмыкнул он, глядя на деревню Фиякобо, машущую лопатами. — Ну-ну...»
Скотт и Джордж были готовы провалиться под землю. И тут на дороге показался прицеп с экскаватором Алана! Нет, он не кинул и не забыл, просто в Западной Африке на все требуется несколько больше времени, чем ты изначально рассчитываешь.
Золото
Спасены! Еще никогда прибытие экскаватора не встречали таким искренним ликованием (со стороны Скотта и Джорджа) и неподдельным разочарованием (со стороны деревенских копателей).
Без спецтехники в Гану за золотом лучше даже не соваться
На следующий день работа закипела с шести утра. До вечера экскаватор вырыл восемнадцать ям! Но в них не оказалось ничего. Никаких признаков гравия. Непроверенным оставался только северный край участка. Скотт и Джордж легли спать с тяжелыми мыслями. Все-таки золото — это лотерея. Дело казалось таким верным! Они заняли денег у всех родственников. И вот осталась половина — двадцать тысяч долларов. А перспектив все еще никаких!
Наутро экскаватор начал рыть сразу с северного края. Первая яма — ничего. Вторая опять пустая. Третья, четвертая... И вот когда «Кэт» уже почти дошел до центра, раздался характерный хруст. Гравий! Джордж со Скоттом склонились над ковшом, принялись лихорадочно перебирать грунт руками. Кварц переливался на солнце. Очень хорошие образцы! В соседней яме все было еще лучше.
На следующий день Алан подогнал промывочную машину. Из двух золотоносных ям извлекли около полутонны грунта. Первые же результаты ошеломили: огромные самородки! Около двух грамм золота на полтонны. Это значит четыре грамма на тонну. В два раза больше, чем хотел Дэйв! На следующее утро, прихватив самородки, Джордж со Скоттом поехали на переговоры.
Джордж изучает горное оборудование
— Отличные новости! — с порога заявил Скотт. — Вы посмотрите на это! — он высыпал золотой песок на стол. — И это всего с полутонны породы.
— И так в каждой яме? — уточнил Дэйв.
— Нет. Мы нашли это в центре участка.
— Ребята, это очень хороший результат, но это может быть случайное вкрапление! Вы раскопаете эти десять метров, золото закончится, и вы не окупите даже аренду техники! В других ямах нет ничего... Конечно, есть вероятность, что жила уходит глубже под землю. Вам надо пробурить метров на пять, тогда можно будет разговаривать. Кстати, у вас на это осталось... шесть дней, — заключил Дэйв.
Пробурить метров на пять. Алан пояснил, что это можно сделать с помощью специальной установки, аренда которой на час обходится в тысячу долларов. День работы — около десяти тысяч. За два дня, которые займет бурение всего участка, можно легко и непринужденно потратить весь оставшийся бюджет Джорджа и Скотта. Тяжелое решение. Золотоискатели попросили время на то, чтобы все обдумать.
И снова вечер у костра. Крики птиц. Злополучные ямы, уходящие вдаль. Маленький мешочек золотого песка. Джордж снова и снова подкидывал его на ладони.
— Скотт... мне кажется, мы слишком глубоко ввязались во все это... Если мы вернемся назад с двадцатью тысячами и с нашими огромными долгами... Эти деньги ничего не изменят.
— Мы ведь можем попробовать другой участок.
— Дэйв говорил, что этот — лучший, который у него есть. Ты сам видел жилу на соседних раскопках. А больше мы никого не знаем.
В принципе, им уже было понятно, что они потратят последние деньги на буровую установку. Два крупных слитка из мешочка, которые Джордж выложил себе на ладонь, тускло светились в свете костра. В них было что-то неотразимо притягательное. Золото. Конечно же оно там есть!
Весь следующий день Джордж и Скотт посвятили прорубанию просеки в джунглях для подъезда буровой установки. К вечеру они упали в палатку без сил, а утром их последняя надежда появилась в рассветных лучах, громыхая и пожирая деньги со скоростью 16 долларов в минуту. За первые десять часов работы, просверлив скважины к северу и югу от золотоносных ям, не нашли ничего. Несмотря на то что Джордж и Скотт опять весь день рубили деревья, расчищая подходы к западной и восточной частям участка, заснуть в эту ночь они так и не смогли.
Настоящий рог изобилия
В семь утра бур снова вошел в землю, и геолог, который приехал для анализа почвы, сразу закивал:
— Смотрите, как он болтается! Это гравий! Давайте возьмем образцы. Если там есть железо, с высокой вероятностью именно тут проходило русло древней реки — золотоносная жила!
К концу дня стало ясно, что образцы подтверждают наличие железа на двести метров к востоку и на триста метров к западу от «золотой ямы». Джордж и Скотт смотрели друг на друга ошалевшими глазами. Геолог посчитал:
— У вас получается около 12 600 тонн грунта на промывку. Если там один грамм на тонну, то, по самым скромным подсчетам, этот участок принесет золота на 600 тысяч долларов. Ну а если четыре грамма, как в ваших ямах... Тогда около двух с половиной миллионов долларов.
В этот момент Скотт и Джордж были готовы пуститься в пляс с геологом и самой буровой установкой, даже если за этот танец нужно было бы заплатить по двойному тарифу. Контракт был у них в руках, золото было у них в руках, их будущее снова было у них в руках!
Конец фильма
Что же случилось дальше? А дальше было ночное вооруженное нападение на соседний участок, в ходе которого Алан Рис был ранен. Полиция искала нелегалов. Опасаясь повторения инцидента на их земле (у них, конечно, не было нелегалов, которые могли бы порадовать полицию, но кого это интересовало темной ночью в общей неразберихе), Джордж и Скотт спешно эвакуировались в соседний город. Там они узнали, что Министерство природных ресурсов Ганы... выписало ордер на их арест.
Золотая молодежь!
Тут настало время, дорогой читатель, предъявить того самого deus ex machina, держащего в своих руках всю эту историю. Джордж и Скотт, разорившиеся агенты по продаже недвижимости, действительно пытались отдать свои долги... снимаясь в реалити-шоу о золотоискателях. За кадром их приключений стояла съемочная группа Discovery Channel, именно ее и пыталось арестовать правительство Ганы за слишком уж откровенное отражение местной криминальной действительности. Несмотря на угрожавший им тюремный срок, ребятам удалось покинуть страну и вывезти съемочный материал. Теперь на Discovery планируют следующий сезон — на планете еще немало золотых приисков... В общем, все кончилось хорошо: у Джорджа и Скотта все-таки получилось найти перспективную работу и отдать долги.