В конце прошлого года в интернете промелькнула новостью о публичном интервью финансового директора Даймлера, в котором он обмолвился о намерении компании сознательно ограничивать выпуск новых автомобилей даже после окончания кризиса полупроводников ради поддержания спроса на их авто. Чуть менее конкретно, но в том же духе высказался и баварский коллега.
Новость прошла не то чтобы совсем незамеченной, но особого общественного резонанса не вызвала. Мало ли, что там хотят делать Мерседес с БМВ? Те, у кого есть деньги на премиальных "немцев", и так продолжат их покупать, но большинству людей эти машины не слишком интересны по причине их недосягаемости. Пусть разбираются там богатые, нам-то что? Но на самом деле у представителей более бюджетных марок наверняка просто хватило дальновидности не говорить о своих планах по внедрению подобных маркетинговых технологий, чтобы и дальше безнаказанно повышать цены на авто...
Мерседес и БМВ — это некий уровень, недосягаемый для большинства. Поэтому эпатажные высказывания их представителей можно считать даже в какой-то степени рекламой для брендов. "Мы будем выпускать меньше машин, а значит, если вы купите одну из них, то станете еще более уникальным и привилегированным человеком", — как бы говорят они потенциальным покупателям. Для премиального бренда это заявление было игрой на грани фола, но вполне допустимой.
Однако если бы сказать подобное осмелились представители, скажем, Киа, то их бы сразу закидали по меньшей мере обвинительными сентенциями, если не чем покрепче.
"То есть как вы хотите сознательно ограничивать производство автомобилей? Вы же все это время говорили, что у вас кризис и не хватает чипов, а теперь хотите просто так цены увеличивать?"
И да, так они и хотят сделать, а может и делают уже. Мировой кризис полупроводников открыл маркетологам многих брендов глаза на новую возможность заработать, которую раньше они почему-то упускали. Ведь это гениально: можно производить меньше машин, а значит тратить меньше средств на производство, но в то же время получать денег столько же, сколько и раньше, благодаря повышению цен. В этой брутальной в своей простоте формуле раньше не хватало всего одного звена — причины, по которой цены бы начали расти.
Если бы один производитель просто начал поднимать цены, то клиенты сразу бы ушли к другим брендам, и в итоге "самый умный" и по совместительству самый хитрый остался бы в минусе. Но мировой кризис запустил процесс подорожания автомобилей по объективным причинам нехватки комплектующих и тем самым добавил в цепь недостающее звено.
Теперь, когда машины и так дорожают постоянно, для потребителей не станет сенсацией, если машины продолжат расти в цене и после окончания кризиса микрочипов. Более того, среднестатистический потребитель, скорее всего, даже не узнает, закончился кризис или нет. Так ли часто мы читаем профильные новостные издания, чтобы уследить момент, когда рост цен продолжится не по объективным причинам, а просто из-за желания брендов продавать свои авто дороже, чем прежде?
Мне очень хотелось бы верить, что маркетологи других автомобильных брендов, посмотрев на выступления финансистов Мерседеса и БМВ, в душе их осудили и стали дальше корпеть над своими проектами. Но скорее всего им лишь хватило дальновидности не делать подобные заявления публично, а просто начать претворять аналогичную тактику в жизнь. Складывается ощущение, что маркетологи автомобильных брендов вновь оказались на шаг впереди...
Что думаете по этому поводу? Будут ли поступать другие бренды так же, как Мерседес и БМВ?