Когда-то через Узбекистан проходил Великий Шелковый путь, связывающий Европу и Азию. На этой земле шли кровавые войны за власть, менялись правители, разрушались и вновь отстраивались города, трудились великие ученые. А еще здесь возводились удивительные архитектурные сооружения с изразцами небесного цвета — словно кто-то хотел воплотить в жизнь иллюстрации к сказкам Шахерезады. За последнее время Узбекистан сильно изменился, наполнился современными деталями. Но дыхание многовековой истории по-прежнему ощущается в каждой местной достопримечательности.
Полезные ссылки
Медресе Кукельдаш в Ташкенте
Как правило, туристы начинают знакомство с Узбекистаном с Ташкента. В этом современном городе сохранилось немало исторических достопримечательностей. В числе первых стоит осмотреть медресе Кукельдаш. Это крупнейшее из 23 уцелевших в городе медресе (мусульманских духовно-просветительских и образовательных учреждений). Оно существует с середины XVI века. Инициатором открытия являлся министр ташкентских шейбанидских султанов Барак-хана по прозвищу «Кукельдаш».
Ансамбль Хазрати Имам в Ташкенте
В старой части Ташкента сохранился религиозный комплекс Хазрати Имам. Его название переводится как «Великий имам». Здесь похоронен известный богослов, философ, поэт и проповедник ислама Абу Бакр ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший. В состав религиозного комплекса также входит библиотека с восточными рукописями, среди которых присутствует Коран Усмана (древнейшая из дошедших до нашего времени рукописных версий Корана).
Ташкентская телебашня
Высота телевизионной и радиовещательной башни Ташкента достигает 375 м. Она является вторым по высоте строением в Центральной Азии (на первом месте 420-метровая дымовая труба Экибастузской ГРЭС в Казахстане) и 12 телебашней в мире. Сооружение строилось с 1979 по 1985 годы. Изначально проект башни разрабатывался для Багдада, но так и не был реализован из-за военного переворота в Ираке. Поэтому чертежи передали Узбекской ССР.
Базар Чорсу в Ташкенте
Восточный базар «Чорсу» — самый древний и самый большой рынок Ташкента. Он был известен еще в Средние века и являлся важной остановкой маршрута Великого Шелкового пути. В переводе Чорсу означает «Четыре воды». Как и много веков назад, базар Чорсу остается душой города, эпицентром его общественной жизни. Местные говорят, что здесь можно купить все, что может понадобиться человеку от первого до последнего вздоха.
Ансамбль Шейхантаур в Ташкенте
Центральное место в архитектурном комплексе занимает мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура, жившего в XIV веке и происходившего из родного племени пророка Мухаммеда. Шейх Ховенди ат-Тахур являлся одним из основоположников суфийского ордена Накшбандия. Он учил людей терпению, кротости, доброте и любви. Мавзолей для Шейха был построен по приказу Тамерлана.
Национальный парк Узбекистана имени Алишера Навои в Ташкенте
Крупнейший из парков Ташкента был заложен в 1932 году комсомольцами. Прежде на его месте находились карьеры от старого кирпичного завода. В советское время парк назывался именем Ленинского Комсомола, а после развала СССР был переименован в честь великого узбекского поэта и просветителя XV века Алишера Навои. На территории парка есть прогулочные дорожки, аттракционы, кафе и искусственное озеро, восточный берег которого адаптирован под пляж. Под ажурной купольной ротондой располагается памятник Алишеру Навои.
Государственный музей истории Узбекистана в Ташкенте
Это не только старейший музей Ташкента, но и старейший музей всей Средней Азии. Он был открыт 1876 году в качестве Народного музея Туркестана. Основная экспозиция рассказывает об истории и народах Центральной Азии, начиная с каменного века до наших дней. В коллекции присутствуют образцы керамики и тканей, старинные монеты, рукописи и многое другое. Особый интерес представляют экспонаты, относящиеся к эпохе Тимуридов.
Площадь Независимости в Ташкенте
Площадь Мустакиллик, она же площадь Независимости, — главная площадь Ташкента. Здесь проходят городские праздники, военные парады и другие важные события. Свой современный облик площадь начала приобретать в 1930-е годы. До 1956 года она называлась Красной, а затем получила имя Ленина. Сегодня здесь расположены здания Кабинета Министров и Сената, памятники Независимости и Счастливой Матери, мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. Центральный вход на площадь оформлен в виде арки с аистами.
Государственный музей искусств Узбекистана в Ташкенте
Ташкентский музей искусств был основан в 1918 году при Народном университете, но уже спустя несколько лет превратился в самостоятельное учреждение. Сегодня в его коллекции собраны работы западноевропейских и русских художников. В собрании есть картины таких известных мастеров, как Левицкого, Шишкина, Боровиковского, Тропинина и Репина. Отдельная экспозиция посвящена художникам Узбекистана.
С 1918 по 1935 годы музей занимал бывший дворец князя Романова, затем несколько десятилетий базировался в Народном доме. В здание на проспекте Амира Темура музей заехал в 1974 году.
Дворец Романовых в Ташкенте
Этот красивый, но несвойственный для Узбекистана в архитектурном плане дворец был построен в 1891 году специально для Великого князя Николая Константиновича Романова, племянника Александра II. В возрасте 24 лет родные уличили князя в краже семейных бриллиантов (судя по всему, вырученные деньги он собирался потратить на любовницу) и за это решили отправить его в ссылку в Туркестан. Но без средств провинившегося члена семьи не оставили: на постройку дворца ему выделили 300 тысяч рублей. Большую часть этой суммы Николай Константинович потратил на строительство театра. Но на роскошный дом в центре Ташкента все равно хватило.
Государственный музей истории Тимуридов в Ташкенте
Музей рассказывает о Средней Азии во времена правления Тамерлана (Амира Тимура) и его последователей. В экспозиции представлено более 5 тысяч экспонатов, относящихся к периоду правления Тимуридов. Особое внимание стоит уделить копии Корана Усмана (оригинал хранится в религиозном комплексе Хазрати Имам) и панно, посвященному жизни Тамерлана.
Обсерватория Улугбека в Самарканде
В окрестностях Самарканда находится одна из важнейших обсерваторий Средних веков. Она была построена в 1420-х годах Тимуром Улугбеком, внуком Тамерлана. Улугбек был не только сильным правителем, но и выдающимся математиком, просветителем и поэтом. Но особую страсть он испытывал к астрономии. Улугбек проводил в обсерватории много свободного времени, выступал в качестве идейного вдохновителя и руководителя всех работ. К сожалению, вскоре после его смерти обсерватория оказалась заброшена. Остатки средневекового научного учреждения обнаружили в начале XX века.
Мемориальный комплекс имама Аль-Бухари в Самарканде
Внешний вид мемориала имама Аль-Бухари часто вводит туристов в заблуждение. Многим кажется, что этому сооружению как минимум 200 лет. Но на самом деле мемориальный комплекс был возведен в 1997—1998 годах по инициативе тогдашнего президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. Место было выбрано совсем не случайно: именно здесь находится могила известного исламского религиозного деятеля имама Аль-Бухари.
Мемориальный комплекс Шахи Зинда в Самарканде
Архитектурный ансамбль мавзолеев Шахи Зинда считают одной из самых ярких жемчужин среднеазиатской архитектуры. А название этого места связывают с «Живым Царем» (Шахи Зинда), культ которого существовал до ислама. Мемориал был основан представителями тюркской династии Караханидов и продолжал формироваться еще 9 столетий. Включает в себя более 20 сооружений, датированных XI-XIX веками.
По одной из легенд, здесь был похоронен Кусама ибн Аббаса, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Только вот историки утверждают, что Кусама никогда не был в Самарканде.
Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде
Прекрасные медресе и мавзолеи Узбекистана служили вдохновением для многих архитекторов. Так, например, мало кто знает, что по мотивам мавзолея Гур-Эмир в Самарканде был построен знаменитый индийский Тадж-Махал. Гур-Эмир — место захоронения Тамерлана (Амира Тимура), некоторых членов его семьи и его наставника Мир Сайид Барака. Мавзолей был возведен в 1404 году по приказу Тамерлана. Сегодня сооружение признано шедевром персидского зодчества.
Площадь Регистан в Самарканде
В Центральной Азии словом «Регистан» (в переводе с узбекского это значит «песчаное место») традиционно называют главные городские площади. В одном из древнейших городов мира центральная площадь выглядит настолько волшебно, что ассоциируется со сказками «Тысячи и одной ночи». На ней располагается несколько образцов персидской архитектуры, а точнее три медресе XV-XVII веков, которые включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: медресе Улугбека, Шердор и Тилля-Кари.
В Средние века Регистан занимали многочисленные торговые лавки и караван-сараи. Нынешние черты площадь начала приобретать в правление Тимура Улугбека.
Медресе Улугбека в Самарканде
Старейшее медресе на площади Регистан — медресе Улугбека, построенное в XV веке по инициативе правителя государства Тимуридов и учёного-астронома Улугбека. Вскоре после строительства медресе Улугбека стало одним из самых престижных университетов Средней Азии своего времени. Здесь учились многие выдающиеся личности, в том числе ученый-философ Абдурахман Джами. В первой половине XIX века медресе сильно пострадало при землетрясении, но было восстановлено.
Медресе Шердор в Самарканде
Медресе Шердор представляет собой «зеркальное отражение» медресе Улугбека. Оно было возведено в 1619-1636 годах. Инициатором выступил удельный правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур. Работами руководил местный зодчий Абдулжаббор. Изначально медресе носило имя Ходжа Хошиму Дагбеди, духовного наставника Ялангтуша. Название Шердор закрепилось из-за мозаичного узора на парадном портале, изображающего сцену охоты на льва (или похожего зверя): шер — лев, дор — имеющий.
Медресе Тилля-Кари в Самарканде
Третье медресе на площади Регистан начали возводить в 1646 по приказу Ялангтуша Бахадура. Таким образом правитель хотел завершить архитектурный ансамбль площади. Прежде на месте медресе находился сильно обветшавший караван-сарай. Строительство завершилось уже после смерти Ялангтуша. В XIX веке сооружение было повреждено в результате сильного землетрясения. Реставрационные работы продолжались с 1920-х по 1980-е.
Мавзолей Биби Ханум в Самарканде
Биби-Ханум была старшей женой Тамерлана. Об этой женщине мало что известно. Наверняка можно сказать только то, что она была главной любовью великого завоевателя. Мавзолей Биби-Ханум был построен в 1390-х годах по личному указу Тамерлана. Снаружи сооружение выглядит довольно скромно. А вот изнутри его украшают невероятно красивые сталактиты бежевых оттенков.
Мавзолей Рухабад в Самарканде
В переводе Рухабад означает «Обитель духа». Этот мавзолей был построен в XIV веке по распоряжению Тамерлана. В стенах сооружения покоится исламский проповедник, богослов и ученый Бурханеддина Клыч Сагарджи. После строительства мавзолей Рухабад превратился в одно из самых почитаемых мест Самарканда, поэтому вскоре рядом возвели духовный центр.
Крепость Арк в Бухаре
Арк — одна из древнейших построек города. Первый фундамент на ее месте был заложен еще в IV-III веках до н.э. За время своего существования, крепость неоднократно разрушалась до основания и отстраивалась заново. Вплоть до начала XX века Арк являлась резиденцией местных правителей. В разные периоды истории в стенах крепости жили и работали такие великие писатели и ученые, как Омар Хайям, Авиценна и Фирдоуси.
Мавзолей Саманидов в Бухаре
Одним из старейших архитектурных памятников Бухары является мавзолей династии Саманидов. Фамильная усыпальница была построена на рубеже IX-X веков в период правления Исмаила Самани. Уцелевшее до наших дней сооружение из жженого кирпича некогда входило в состав некрополя. В 1990-х мавзолей Саманидов включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Кукельдаш в Бухаре
В 1569 году по приказу правителя Абдулла-хане II в столице Бухарского ханства построили двухэтажное медресе. Вскоре после строительства оно было признано самым большим мусульманским учебным заведением в Средней Азии. В советские годы здесь размещался офис Михаила Васильевича Фрунзе, затем комиссия по охране старины, музей и архив. В настоящее время медресе отреставрировано и признано Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Входит в архитектурный ансамбль площади Ляби-Хауз.
Ансамбль Ляби-Хауз в Бухаре
Ляби-Хауз — одна из главный площадей Бухары. Помимо медресе Кукельдаш, в ее архитектурный ансамбль входят медресе Диван-Беги и ханака (суфийская обитель). Все постройки сгруппированы вокруг водоема хауза Надир-Беги. Во времена средневековья здесь шла оживленная торговля. Торговцы на площади присутствуют по сей день, но туристов все же куда больше.
Комплекс Пои-Калян в Бухаре
Архитектурный ансамбль расположен в старой части Бухары. В его состав входят три сооружения XII-XVI веков: минарет Калян, мечеть Калян и медресе Мири Араб. Древнейшая из построек — минарет, возведенный в 1127 году и с тех пор почти не требовавший ремонта. Особый интерес туристов вызывает мечеть, являющаяся второй по размеру в Средней Азии (на первом месте Биби Ханум в Самарканде). Ее построили в 1514 году на месте более старой мечети.
Комплекс Боло-Хауз в Бухаре
Архитектурный комплекс Боло-Хауз состоит из мечети, минарета и хауза. Считается, что он был возведен в 1710-х года на средства матери узбекского правителя Абулфейз-хана. До прихода советской власти мечеть Боло-Хауз служила в качестве главной пятничной мечети города. Сюда приходил молиться даже бухарский эмир.
Медресе Чор-Минор в Бухаре
Чор-Минор (переводится как «Четыре минарета») — еще одно медресе в историческом центре Бухары. Первые упоминания о нем относятся к началу XIX века. Открытие медресе связывают с периодом правления узбекского правителя Хайдара. Чор-Минор выполняло роль высшего учебного заведения и одного из центров суфизма.
Ичан-Кала (Хива)
Ичан-Кала — огороженная крепостью историческая часть города Хива. Это настоящий музей под открытым небом, по которому можно бродить несколько часов. А любители истории вполне могут задержаться здесь на целый день. Местные дворцы, мечети, минареты, мавзолеи, медресе и бани строились в разное время. Старейшие из сохранившихся построек датируются XIV веком. Если верить преданию, при возведении Ичан-Кала использовалась та же глина, которую пророк Муххамед брал для строительства Медины.
Крепость Кызыл-Кала
Эта древняя постройка относится к I-II векам н.э., временам древнего государства Хорезма. Скорее всего, крепость предназначалась для укрепления и обороны территории — это было крайне важно, т.к. через Хорезму проходил Великий Шелковый путь. Много веков подряд Кызыл-Кала была заброшена людьми. О ее существовании вновь узнали только в 1938 году в результате Хорезмской археологической экспедиции.
Текст: Туристер.Ру