Иногда я читаю блоги, авторы которых выбирают остросоциальные темы. Интересны мне там не столько публикации, сколько комментарии читателей. Особенно интересно в темах, которые так или иначе касаются материнства и детства. Среди таких вот комментариев особенно удивляют те, которые про несчастных детей отвратительных матерей.
Недавно вот где-то было про ужасную мать, которая вот-вот родит четвёртого, непонятно, от кого, живя в ипотечной квартире, работая за копейки, выживая на детские пособия и подачки добрых граждан. Комментарии были в духе, мол детишек, конечно, жалко, а мамашу – ни капельки.
Или вот ещё запомнилось давнее «прекрасное» про ужасную мать, которая в свои неприлично юные девятнадцать вот-вот лишится родительских прав в отношении аж троих своих детей. А всё почему? А всё потому, что обязанности свои материнские плохо исполняла. Молодую женщину так эпично поливали грязью, жалея при этом несчастных и ни в чём не виноватых детишек, что я даже не поленилась мониторить тему несколько дней в ожидании, что хоть кому-то придёт в голову мысль о том, чтобы сопоставить возраст юной мамы и её детей.
Ну, серьёзно, чтобы к девятнадцати иметь троих, один из которых не новорожденный младенец, первых двух нужно родить, будучи несовершеннолетней. И если одну подростковую беременность ещё более-менее благополучной семье, то три подряд как-то уже представить никак не получается. И вообще, тот факт, что в девятнадцать мать кое-как выживает с детьми совсем одна, говорит о том, что не кому о ней было позаботиться в её пятнадцать. И до этого тоже не факт, что было, кому. Она, эта юная мать, – сама такой же несчастный ребёнок, телом которого пользовались явно безответственные мужчины, хорошо, если не применяя насилие. Но для окружающих она – отвратительная безмозглая тётка, понарожавшая детей, не думая о том, как их потом тянуть. Никому из комментирующих не пришло в голову задуматься о том, был ли у той девочки выбор, были ли реальные возможности жить иначе.
Я с детства наблюдаю жизнь одной семьи, состоящей из нескольких поколений женщин. Самая старшая в своё время спилась, о ней я знаю больше по рассказам соседей, сама помню смутно. У женщины осталась дочь, которая тоже начала пить ещё со школьной скамьи. В какой-то момент она, не прекращая пить родила одну за другой двоих дочерей. Неизвестно от кого. Пьёт до сих пор. Но не так, как мать. Пытается иногда завязать. Не особо получается, правда. Дочери тоже рано пристрастились к алкоголю. Они чуть моложе меня обе. Но выглядят сильно старше. Казалось бы, никакого просвета. Но я вот смотрю на их окна и замечаю перемены. Колоссальные перемены. Мало того, что окна заменили на пластиковые, они ещё и вот уже десять лет всегда чистые. У меня таких чистых окон не бывает, как у них. И занавески регулярно меняются, и из квартиры, когда открывается дверь, теперь доносится не смрад и перегар, а запах свежей еды. У одной из сестёр есть ребёнок. В среднем звене уже учится. Надо слышать, как она на него орёт, когда делает с ним уроки. Ужасно. Но вы понимаете, какой это прогресс? Она делает уроки с ребёнком. Ребёнок питается дома приготовленной мамой едой. Да, мама пьёт. Запоями. Да. Но в сравнении с тем, как было в её детстве, прогресс колоссальный. Женщина обеспечивает своему ребёнку детство, в разы лучшее, чем было у неё самой. Она делает это вопреки своему старту, вопреки всему. Я искренне восхищаюсь. Но да, со стороны она отвратительная мать, которая не старается. Со стороны тех, кому не важны нюансы.
Если бы социальная политика была по-настоящему социальной, таким семьям был бы обеспечен какой-то патронаж или что-то вроде. У нас часто любят говорить о том, что нельзя помогать таким, мол, пропьют же все деньги. И да, действительно. В этом много правды. Но суть в том, что помощь – это не только денежные подачки. Помощь – это доступные ясли, сады, продлёнки, это доступные кружки и секции, это возможность для такой вот матери начать лечение, встать на учёт в наркологии без риска лишиться ребёнка, это обеспечение семьи необходимым, пока мать лечится, это психологическое сопровождение ребёнка и мамы, это научить готовить, делать ремонт, заботиться о ребёнке, если матери негде было этому всему научиться, помощь – это дать работу с зарплатой, получив которую не хочется напиться от тоски, которая покроет основные расходы, помощь – это включение и реальная поддержка без устрашения, а не денежная подачка, которая настолько не решает никакие проблемы, что проще, действительно потратить её на то, чтобы забыться. И это касается не только проблемных семей.
А с чего такие преференции сирым и убогим? Пожалуй, с того, что они не по своей воле оказались там, где оказались, а по упущению государства в том числе. Государства, которое в своё время не стало заморачиваться с тем, чтобы обеспечить, хотя бы, той женщине из моего примера возможность реализовать своё право на школьное образование, как минимум.
А деньги где? Из экономии. Потому что изъять ребёнка из семьи и содержать в детском учреждении выходит дороже, желающих брать детей под опеку не так много, к тому же их ограничивают в такой возможности, а желающих усыновлять, которые соответствовали бы всем-всем-всем критериям, и того меньше. А статистика говорит о том, что большая часть детей из системы, которых не успели или по иным причинам не взяли в семью, настолько не приспособлена к жизни, что пополняет в итоге детские дома новыми поколениями детей, а ещё оказывается на социальном дне, а то и в местах лишения свободы.
Ну, и да, сейчас государство вводит всевозможные пособия для некоторых категорий населения. На часть из этих выплат требуется с десяток бумажек, те, которые оформляются в рамках межведомственного взаимодействия, тоже требуют огромного количества работников в ведомствах, которые принимают документы, делают запросы, отвечают на запросы, проверяют документы, считают, отвечают гражданам... И это при том, что государство и так знает о доходах и расходах, а также жизненных ситуациях граждан порой побольше самих граждан. Часть выплат сделать в беззаявительном порядке, часть – распространить на все категории. Бинго! Не нужны фиктивные рабочие места с зарплатами, сравнимыми с пособиями. А если озаботиться реально доступной «детской инфраструктурой», многие предпочтут заработать самостоятельно, а не ждать поддержки.
Впрочем, это я ушла от темы, которую хотела развить. А тема, всё-таки, о том, что каждый из нас – продукт своей среды обитания, и вырваться из этой среды сложно, как вверх, так и (к счастью) вниз, потому смотреть на отдельного человека вне контекста среды его обитания – глупо. Оценивать же вне этого контекста ещё и вредно, потому как для своей среды человек может быть настоящим героем, а оценка, данная в контексте более благополучной среды, может просто убить весь героический настрой.
Такие дела.
#тёмная сторона материнства общество
#тёмная сторона материнства психология
#общество #социальная политика #социальные проблемы