Подвиг разведчика. СССР, 1947. Режиссер Борис Барнет. Сценаристы: Константин Исаев, Михаил Маклярский, Михаил Блейман. Актеры: Павел Кадочников, Амвросий Бучма, Виктор Добровольский, Дмитрий Милютенко, Сергей Мартинсон, Борис Барнет и др. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Борис Барнет (1902–1965) поставил двадцать полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Подвиг разведчика», «Аннушка», «Борец и клоун», «Щедрое лето») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
"В «Подвиге разведчика» — лучшем послевоенном приключенческом фильме — фабула гораздо интереснее и сложнее. Она-то, в первую очередь, и помогает раскрытию образа главного положительного героя, хотя в этом фильме создано много других чрезвычайно ярких образов.
...Советский разведчик Алексей Федотов проникает в тыл врага во время Великой Отечественной войны. Каждую минуту герою грозят пытки и гибель, он ведет умную и мужественную борьбу с самыми разнообразными противниками. Фильм раскрывает целую серию поединков Алексея с врагами, показывает ряд его подвигов. Алексею удается сделаться… офицером, стать торговым компаньоном и «приятелем» адъютанта начальника охраны Гитлера; он навлекает подозрения гестапо на предателя Медведева, разоблачает и расстреливает убийцу и предателя Бережного, похищает генерала Кюна и т.д.
В фабуле «Подвига разведчика» много резких неожиданных поворотов, острых ситуаций, случайностей и т. д. Но все события ясны, логичны, действие развивается стремительно.
Умный и опасный противник Алексея фон Руммельсбург дает приказ убить честного советского человека Лещука: это математически точный ход, который должен привести Алексея к предателю Бережному, но Алексей разоблачает Бережного. Неожиданная встреча в Виннице с бежавшим из-под ареста шпионом Штюбингом, казалось, обрекает Алексея на верную гибель, однако Алексей блистательно выходит из трудного положения и даже заставляет Штюбинга служить себе. Случайный вызов в полицию, который мог погубить Алексея, он ловко использует, чтобы еще более укрепить свое положение в Германии, и т. д. Многое в фильме строится на приеме тайны: для Алексея вначале тайна, кто такие Лещук и Бережной; для Поммера тайна, что его компаньон — советский разведчик, и т. д.
Преимущество этого добротного фильма по сравнению со слабыми и примитивными вовсе не в том, что авторы отступились от приключенческого жанра, а в том, что они использовали его специфику для глубокого раскрытия идеи и темы, для верного отображения действительности.
Мужество, воля, находчивость, инициатива Алексея, трусость и злоба Бережного, холодная расчетливость и жестокость фон Руммельсбурга, так же как и свойства характеров других героев, раскрываются во время многочисленных перипетий фильма по мере развертывания сложной и четко продуманной фабулы. Вся техника построения приключенческого сценария была здесь использована для создания сложной динамичной фабулы и ярких характеров. В результате получилось значительное, глубоко патриотическое произведение.
«Подвиг разведчика» дает превосходный материал для изучения техники приключенческого сценария. И очень жаль, что опыт этого фильма не был освоен. Произошло так главным образом в силу застарелых предрассудков. Достоинства фабулы этого фильма приписывались сюжету, их взаимовлияние не рассматривалось и т. д. Многие рецензенты, предубежденные против сложной фабулы, но высоко оценившие фильм, утверждали, что его фабула (или, как они писали, интрига) несложна, что здесь нет приключений и т. д. Так, в предисловии к выпушенному Госкиноиздатом литературному сценарию написано об этом в ироническом тоне следующее: «Идейный замысел сценария реализован в сюжете, в котором внешняя суета, внешний динамизм (будто бы обязательный для кинематографа), всякого рода внешние эффекты, тайны, внезапные сюжетные повороты, словом, все традиционные приемы детективной интриги не играют решительно никакой роли».
А ведь многое из того, что пренебрежительно названо здесь «традиционными приемами детективной интриги» и что является не более как техникой построения приключенческого сценария, как раз весьма широко использовано в сценарии.
Как известно, основные фабульные ходы «Подвига разведчика» воспроизводят эпизоды из биографии украинского партизана Н. Кузнецова. Любопытно, что в его жизни и деятельности было больше внезапных сюжетных поворотов, эффектов, тайн, случайностей, нежели во всех приключенческих фильмах последнего времени вместе взятых. Кузнецов прекрасно знал немецкий язык, так как вырос по соседству с деревней, где жили немецкие колонисты. После тщательного изучения порядков фашистской армии он выдает себя за прусского офицера… Рассказы о «своем имении» и щедрость (партизаны снабжали его рейхсмарками) помогают Кузнецову завоевать симпатии гестаповцев и армейских офицеров. В дружеских беседах он узнает имена агентов гитлеровской контрразведки, планы командования и т. д. (в сценарии этот мотив повторяется в изображении взаимоотношений Алексея и Вилли Поммера).
Жизнь Кузнецова изобилует острыми положениями. Чего стоит один визит… к рейхскомиссару Украины Эрику Коху, который запрещает ему жениться на девушке неарийской крови (разведчице Вале Довгер), так как это не пристало заслуженному офицеру германской армии, да еще родом из Пруссии...
Много раз Кузнецов оставался в живых только благодаря своей необычайной находчивости. Так было, например, когда после осуществленного им покушения на одного важного гитлеровца началась облава. Чтобы отвлечь от себя подозрение, Кузнецов стал сам проверять документы... По сравнению с этим фактом «острые» эпизоды фильма, когда Алексей принимает доносы Медведева или вместе с офицерами Кюна ищет того, кто открыл сейф (то есть самого себя), гораздо менее эффектны.
Один из поразительнейших подвигов Кузнецова — это похищение генерала Ильгена, командующего особыми войсками на Украине. Это происходило следующим образом: Валя Довгер передает Кузнецову через подростка Колю сведения о времени прибытия генерала. К назначенному часу Кузнецов с двумя партизанами подъезжает к особняку Ильгена. Войдя в кабинет, Кузнецов вынимает револьвер и заявляет генералу, что тот арестован. Ильген оказывает отчаянное сопротивление. Кузнецов связывает его, затыкает рот платком и с товарищами несет к автомобилю. Когда генерала вталкивают в машину, ему удается выбросить платок и закричать. Крик привлекает внимание проходивших немецких офицеров, они приближаются к машине. Тогда Ильгену снова затыкают глотку, а Кузнецов, показав бляху гестапо, объясняет, что поймал партизана, который хотел убить генерала... Кузнецов проверяет документы у офицеров и «отпускает» их, кроме одного, которому велит ехать с ним в гестапо. По дороге он обезоруживает этого офицера, и т. д.
Похищение Ильгена, как видим, было гораздо драматичнее, нежели описанное в фильме похищение Кюна. А сколько таких занимательных подвигов и приключений не нашли еще отражения в кино! Эта тема поистине неисчерпаема. Можно создать много фильмов, которые будут еще острее и занимательнее, чем «Подвиг разведчика» (Колодяжная, 1956: 41-43).
Колодяжная В. Сюжет и фабула приключенческого фильма // Искусство кино. 1956. 10: 34-43.