Смеркалось. На ступеньках крыльца старенькой дачи сидела женщина. Взгляд ее был отстранен и устремлен куда-то вдаль, где на верхушках деревьев улеглись тени надвигающейся ночи.
Тихонько поглаживая кошку, женщина грустно повторяла: «- Вот, все отдала детям, и никому теперь не нужна, ничего не осталось, кроме тебя». Кошка была старенькая, и поэтому была выброшена прежними хозяевами из дома за ненадобностью.
***
Тамара, первая красавица класса, с пушистыми каштановыми волосами и синими глазами, всегда была объектом повышенного внимания у мальчишек. Училась Тамара на «четыре» и «пять», а по математике так и вообще задачки щелкала как орешки. Вдобавок Тамара занималась гимнастикой и ходила в танцевальный кружок.
Мальчишек девушка в принципе не замечала, и во всем ее горделивом облике усматривалась какая-то величественная неприступность. «Царица Тамара» - называли ее за глаза.
***
Первый курс института Тамара заканчивала заочно, хоть и поступила сперва на очное отделение. У родителей не было денег, чтобы материально поддерживать проживание девушки в другом городе. Тамара вернулась в родной городок и пошла работать, а параллельно получала образование, пусть заочное, зато в престижном столичном ВУЗе. В перспективе – серьезная профессия экономиста.
Случайное знакомство с заезжим москвичом и последовавший за ним бурный роман не входили в планы Тамары и стали для нее, неискушенной в любви девушки, полной неожиданностью.
В старших классах, пока все подружки влюблялись и бегали на свидания, Тамара зубрила алгебру и готовилась к поступлению в институт, у нее прежде не было никаких увлечений. Девушка, неопытная в общении с мужчинами, принимала все комплименты и страстные речи нового знакомого за чистую монету, и ему не составило труда увлечь ее. Тамара была влюблена и верила всему, что обещал ей москвич. Мечтала о скорой свадьбе с ним и долгой, счастливой совместной жизни.
Вскоре москвич исчез, а Тамара с ужасом поняла, что натворила недозволенное.
Спустя время она, растерянная от неожиданного поворота судьбы, держала на руках новорожденную девочку. Подавив в себе обиду, страх и гордость, Тамара поехала в столицу и с трудом разыскала своего москвича, да только все зря – дочку он признавать не захотел, а с Тамарой больше не собирался иметь ничего общего. Ни о каких тестах ДНК во времена молодости Тамары никто и не слыхал, и она отступилась.
***
Государственные экзамены проходили в столичном ВУЗе, и после очередной полученной пятерки Тамара бродила по тенистым аллеям парка.
Олег, едва увидев перед собой внезапно возникшую девушку, обомлел, настолько она поразила его своей красотой.
Парень оказался настойчивым, разузнал адрес и вскоре появился на пороге Тамариной квартиры, в которой она жила с дочкой Анечкой. Олег был очарован Тамарой, его не смущало ни наличие дочери, ни переезд из столицы в провинцию к Тамаре, настолько страстно он был влюблен.
Свадьба была скромная, ведь за плечами у Олега уже был один неудавшийся брак, да и сын, о котором он предпочитал не вспоминать. Невеста, у которой уже была дочка, тоже не хотела пышного торжества.
***
Тамаре казалось, что жизнь стала налаживаться и черная полоса миновала навсегда. Одна за одной у пары родились еще две дочери: Светлана и Иришка.
Тамара, привыкшая всего добиваться своим трудом, делала хорошую карьеру и уже работала заместителем директора в крупном универмаге. Ее хвалило начальство, отмечало наградами и премиями.
Она работала с утра и до ночи, чтобы обеспечить всем необходимым свою уже немаленькую семью. В то время как Олег особого рвения к работе не проявлял. Он устроился водителем на одну из продовольственных баз города и не особенно задумывался о нуждах семьи.
Зато все чаще он стал являться домой за полночь, в легком, а потом и не очень легком, подпитии, а дома продолжал выпивать дальше. В таком состоянии Олег мог и руку поднять на жену.
***
- Я так больше не могу! – кричала Тамара в конец распоясавшемуся мужу. – Хватит уже пить и издеваться над семьей. Оставь нас в покое и проваливай хоть куда-нибудь!
Но куда-нибудь Олег уходить не хотел, его все устраивало в собственной беспечной никчемной жизни. Какое-то время Тамара еще делала слабые попытки воззвать мужа к совести душещипательными беседами, доводами, просьбами. И в такой бессмысленной борьбе прошло еще несколько лет.
Девочки повзрослели. Анечка, старшая, закончила медицинское училище и уже работала медсестрой, Тамара ею очень гордилась. У младших, Светы и Иры, рвения к учебе не было, зато им нравилось ничегонеделанье и ежедневные загулы в компаниях таких же бездельников. Тамара слишком поздно поняла, что, пока она всю жизнь пыталась перевоспитать мужа, дочери оказались упущенными. Им не хватило ее внимания, воспитания, поскольку всю жизнь Тамара потратила на то, чтобы безуспешно бороться с вредной привычкой Олега. А дочки тем временем выросли неприученными ни учиться, ни работать.
- Отстань от меня, - огрызалась средняя, Света, когда мать пыталась достучаться до ее совести. Ирочка же вообще ни на что не реагировала, и на любые упреки Тамары просто молча убегала от разговора.
***
Жизнь продолжалась, и в итоге Тамара наконец-то избавилась от мужа-пьяницы. Правда, пришлось при этом обеспечить его жилплощадью, разменяв свою хорошую «трешку» на «двушку» для себя с дочерями и комнату для Олега. Иначе он не желал уходить.
Анюта, старшая дочь, к этому времени уже жила отдельно, Тамара очень постаралась, чтобы приобрести ей квартиру в хорошем районе, потратив на это добрую часть сбережений.
Как оказалось, всем Тамара была что-то должна. «- Ну, как несправедливо получается, - канючила нагулявшаяся вволю Света, - Ане квартиру, а мне что? Вот сестре купила – и мне подай!».
И Тамара выложила последние сбережения, купила средней дочери жилье. Правда, хватило лишь на комнату, но на вполне приличную.
Сама же Тамара осталась жить в «двушке» с младшенькой, Ирочкой.
***
Громкие разговоры и шум, доносившиеся из кухни, застали Тамару врасплох, когда она вернулась с работы.
- Ну-ка, Ирина, борща мне налей, да хлеба подай! – послышался незнакомый мужской голос.
Молодой парень в трусах и майке по-хозяйски развалился на стуле и потягивал пиво. Увидев Тамару, он сказал: «- Давайте знакомиться, я – Алексей».
- Это мой муж, и он будет жить с нами, - подтвердила Ира, кивнув.
Через два дня муж Ирочки говорил Тамаре:
- Сама понимаешь, квартира совсем маленькая, а мы с Иркой пополнения ждем. Так вот, у меня идея есть. Я уже подобрал домик в маленьком районном центре. Тебе понравился, теща: будешь на природе овощи выращивать, хватит вкалывать на государство.
Ира, потупив взгляд, молчала, не глядя матери в глаза. За короткий срок этот Алексей сумел полностью подчинить Ирину своей воле, теперь та боялась и слова молвить без разрешения супруга.
Природу Тамара и вправду любила, и на огороде копаться тоже, всю жизнь по выходным пропадала на своей маленькой старой даче, так что опыт имелся. Но в ее планы вовсе не входило вот так, неожиданно быстро продавать свое единственное жилье.
- Ну так что, долго тебя еще уговаривать? – продолжил новоявленный муж Ирины. – Все у тебя будет, и комнатка своя в большом доме, и природа рядом, ну что тебе еще надо на старости лет?
Ира с немым укором смотрела на мать, боясь, что та посмеет перечить ее Алексею. Всегда спешащая на помощь своим дочерям, Тамара еще какое-то время сомневалась, но природная доброта и доверие к людям сделали свое дело.
Алексей моментально продал квартиру Тамары и приобрел, как и планировал, дом в сельской местности. Имущество Тамары – мебель, бытовую технику, он увез в этот дом. Само собой, в новом доме он стал хозяином, а Тамара оказалась там на птичьих правах.
Спустя полгода, несчастная и обобранная до нитки, Тамара вернулась в город. В голове звучали грубые крики Алексея: «- Пошла отсюда вон! Забирайся в свою комнату и не нуди! – орал пьяный разъяренный зять. – А ты, Ирка, помалкивай! – продолжал он скандалить, загоняя в другую комнату жену».
Хорошо, что вскоре приехала полиция и угомонила буяна. Но в ушах у Тамары еще долго стояли крики Иры и плач ее новорожденной дочки.
***
Уже давно все кругом померкло. В темноте ночи растворились деревья, кусты и строения. Только женщина в каком-то оцепенении продолжала сидеть на ступеньках крыльца, и казалось ей, что нет больше сил, чтобы встать и зайти в дом.
Да и домик-то этот дачный теперь по бумагам уже принадлежал не ей. Месяц назад приехала старшая дочь Анна, и, выслушав рассказ матери об Алексее, заключила:
- Мама, нужно дачу переписать на меня, а то и ее скоро отберет этот Алексей, - говорила Анна твердым голосом, отметая все возможные возражения.
Перед глазами Тамары промелькнули те годы, когда она, молодая и энергичная, практически с нуля строила эту дачу сама, без помощи мужа. Как чуть не падала от усталости, но не прекращала работу, ведь строила дачу она с надеждой, что здесь будет по выходным собираться вся семья, будут они с дочками дружно пить чай на смородиновом листе и до полуночи болтать обо всем на свете.
И вот теперь дачи нет. «- Хоть здесь и лес, и река, и красиво, но продавать буду, наверное, - сказала Анна, когда сегодня днем приезжала на дачу к матери. – Уж очень далеко ездить, столько бензина тратить…».
***
Тамара сидела, не замечая ни холода ночи, ни лая подбежавшей чужой собаки. Она понимала, что сама виновата, что ко всему этому ее привела неуемная любовь к дочерям, желание отдать им все, что у нее есть.
Потеряно здоровье, скоро наступит осень и ей некуда будет пойти. Не было и речи, чтобы поселиться у Анны или Светланы – обе дочери были слишком заняты личной жизнью и не желали предоставить матери даже небольшой угол. Напоминали, что у Тамары есть жилье – в доме у зятя Алексея, так пусть Тамара туда и идет жить.
Но даже это не заставило Тамару хоть на минуту подумать плохо о своих любимых дочерях. Она сидела спокойная и безразличная…
***
(с) Канал «Музыка снов»
Читайте также: