Найти тему

Бомбардировщик Лебедь XIV "Гранд": несбывшаяся надежда русской авиации

Приветствую вас друзья! Когда речь заходит о русских бомбардировщиках периода первой мировой войны на память приходит в первую очередь "Илья Муромец" конструкции И.И. Сикорского. Однако у этого легендарного аэроплана мог появиться достойный "напарник".

Двухмоторный самолет конструкции инженеров Леонида Дементьевича Колпакова-Мирошниченко и Витольда Ивановича Ярковского был задуман как дальний разведчик, средний бомбардировщик и даже как большой истребитель.

Создатели самолета.Слева Л.Д. Колпаков-Мирошниченко с созданной им турельной установкой для пулемета "Кольт" Спарава - Витольд Иванович Ярковский русский и польский инженер-авиастроитель. Автор многих патентов в области авиастроения, пионер авиации и популяризатор русской и польской авиации
Создатели самолета.Слева Л.Д. Колпаков-Мирошниченко с созданной им турельной установкой для пулемета "Кольт" Спарава - Витольд Иванович Ярковский русский и польский инженер-авиастроитель. Автор многих патентов в области авиастроения, пионер авиации и популяризатор русской и польской авиации

В сентябре 1914 года Л.Д. Колпаков обратился в Военное ведомство с предложением о создании боевого аэроплана, предназначенного для выполнения дальней воздушной разведки, бомбардирования войск и военных объектов противника. Руководство ведомства отнеслось к этой идее положительно и, согласовав с авиационным отделом специфические тонкости, сформулировало задание, согласно которому будущий "Летающий крейсер" должен был бы иметь "скорость полета 150-160 км/ч, высоту порядка 4000-5000 м и при бомбовой нагрузке 550-600 кг..."

Ответ на предложение инженера-изобретателя пришел только к началу следующего года, и он при поддержке специалистов завода Лебедева разработал проект аэроплана, который был представлен и утвержден заказчиком весной 1915 года. Принятые в проекте основные геометрические параметры и расчетные весовые характеристики оказались в такой степени близкими к реальности, что практически не изменились к окончанию постройки аэроплана.

По конструкции самолет представлял собой двухмоторный биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой.

-3

Фюзеляж типа монокок, выклеивался из фанеры и состоял из двух частей. Передняя его часть имела наружные обводы двойной кривизны. В основе лежал каркас из семи шпангоутов и набора стрингеров, четыре из которых были усилены и фактически выполняли функцию лонжеронов. На двух нижних продольных брусьях был настелен пол в кабинах переднего стрелка и летчика. В пределах рабочего места аэрофотографа пол занижен для удобства воздушной съемки через бортовые иллюминаторы. Задняя часть фюзеляжа имела также монококовую конструкцию и соединялась с головной частью фланцевым стыком. Она была набрана из десяти шпангоутов и комплекта разновеликих стрингеров. У самого стыкового фланца была устроена кабина для заднего стрелка. Все члены экипажа занимали свои места, пользуясь открытыми проемами. У фотографа был еще нижний аварийный люк, который мог применяться как окно для ручного бомбометания.

-4

Крылья двухлонжеронной конструкции. Нижнее имело меньший размах относительно верхнего. Конструкция крыльев - деревянная, с полотняной обтяжкой. На верхнем крыле установлены элероны. По рекомендации профессора С.П.Тимошенко, центральная клетка бипланной коробки получила дополнительное усиление набором диагональных растяжек. Все пролеты между стойками также были расчалены по диагоналям стальными лентами. Концевые вылеты верхнего крыла были поддержаны подкосами от нижних заделок крайних вертикальных стоек и дополнительно подкреплены контрподкосами.

Два 9-цилиндровых, 150-сильных двигателя "Сальмсон" жидкостного охлаждения устанавливались в обтекаемых гондолах между верхним и нижним крылом. Каждая мотогондола собиралась из тянущего двухлопастного винта (d=2,9 м), начинаясь с его кока, собственно двигателя "Сальмсон", размещенного в миделевом сечении гондолы и установленного на Y-образных передних стойках бипланной коробки без моторных рам. Далее, в центральном отсеке каждой гондолы был устроен топливный бак на 420 л бензина, отделенный от двигателя противопожарной перегородкой. Внутри хвостового обтекателя размещался бак емкостью 45 л для моторного масла. Хвостовые опоры крепления мотогондол, лежащие в плоскости задних лонжеронных крыльев, имели V-образную форму и были составлены из алюминиевых труб каплевидного сечения, аналогично Y-образным стойкам, на которых висели двигатели.

Шасси двухколесное с амортизацией резиновым шнуром. Опорные стойки, устанавливались под нижним крылом в плоскости каждой мотогондолы на расстоянии 2,15 м от продольной оси самолета.

Хвостовое оперение состояло из киля, стабилизатора и рулей, имевших нарочито округлые формы передних и задних кромок, включая и осевую компенсацию руля поворота. Управление рулями высоты и поворота, а также элеронами - тросовое.В целях улучшения аэродинамики все его элементы прокладывались под обшивкой.

Стрелковое вооружение "Лебедя-Гранда" состояло из трех пулеметов, два из которых были установлены на подвижных турелях и 300 кг бомб на внешней подвеске. Существовал вариант вооружения пушкой калибра 37- мм и двумя пулеметами.

Постройка самолета началась в середине 1916 года на заводе В.А. Лебедева недалеко от Петрограда. Это предприятие было основано в 1914 году и специализировалось, главным образом, на выпуске одномоторных самолетов-разведчиков. В связи с революционными событиями 1917 года строительство ещё более замедлилось. Причем заканчивали мушину уже не в Петрограде, а на заводе фирмы Лебедева в Таганроге. К концу лета 1917 года самолет, получивший заводское обозначение Л-14 (Лебедь XIV) был наконец-то закончен. Во время переезда были утеряны оба мотора "Сальмсон" и вместо них установили V-образные 225-сильные двигатели марки "Рено". Начавшиеся летные испытания выявили существенный и опасный недостаток - неудовлетворительную центровку машины. Вероятно это стало следствием применения новых более тяжелых моторов. Разумеется принимать на вооружение столь сырую машину не стали. Требовалась доработка и её вполне можно было осуществить. Однако Военное ведомство утратило интерес к самолету, точнее сказать, к многомоторным аппаратам. К тому же обстановка революционного хаоса также не способствовала доведению машины до запуска в серию. В итоге самолет бросили и он просто сгнил стоя на краю летного поля заводского аэродрома в Таганроге.

Единственное доступное фото "Гранда" в заводском цеху в процессе постройки
Единственное доступное фото "Гранда" в заводском цеху в процессе постройки

Самолет Лебедь - XIV мог бы стать одним из самых совершенных русских самолетов первой мировой войны. Его конструкция была тщательно продумана и добротно выполнена. "Лебедь-Гранд" обладал хорошей аэродинамикой и полноценным вооружением, позволявшим ему в перспективе успешно выполнять как функции разведчика, так и среднего бомбардировщика. Но, увы, так и остался только опытным образцом.

Источники: М.А. Маслов "Русские самолеты Первой мировой. Крылья Российской империи", А.С. Шепс " Самолеты Первой мировой войны Страны Антанты", И. Султанов. "Лебедь-Гранд" (Л-14)/Журнал "Техника и вооружения" № 05-06 1997

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. Делитесь нашими публикациями в соцсетях - это поможет развитию канала! И до новых встреч на "Историческом броневичке"!

Возможно вам будет интересно:

Истребители Сикорского: в тени "Ильи Муромца"