Найти тему
Navygaming Channel

Линкоры типа «Витторио Венето» – венец итальянского военного кораблестроения/1 -Прелюдия

В настоящее время, когда речь заходит о новинках в области морских вооружений, в первую очередь вспоминают о США, Великобритании и Германии. Действительно, военная промышленность этих государств представила миру много современных образцов вооружения и боевых кораблей, в том числе доказавших свою эффективность и вошедших в историю в годы Второй мировой войны. Такие корабли как «Миссури», «Кливленд», «Эссекс», «Флетчер», «Белфаст», «Нельсон», «Бисмарк» и «Адмирал Хиппер» навсегда останутся в истории как участники известных боев, сражений и событий. Однако другим странам тоже есть чем похвастаться, например, Италия, подарившая миру линкоры типа «Витторио Венето», до сих пор славится своими артиллерийскими системами фирм «Ансальдо» и «ОТО Мелара». И это неудивительно, несмотря на то, что в годы Второй мировой войны флот Италии прославился скорее своими неудачами, чем победами, но давайте обо всем по порядку. Сразу отметим, что линкоры типа «Витторио Венето» вполне заслуженно оцениваются экспертами как одни из самых современных и мощных боевых кораблей к началу Второй мировой войны. Предлагаем вспомнить, как это было достигнуто.

Итальянский барбетный броненосец "Лепанто", удививший мир отсутствием броневого пояса
Итальянский барбетный броненосец "Лепанто", удививший мир отсутствием броневого пояса

Если проанализировать достижения и инновации в области военно-морских вооружений в конце ХIХ века, то на долю Италии и ее ВМС приходится немалая доля. Достаточно вспомнить броненосцы-гиганты «Кайо Дуилио» и «Энрико Дандоло» с гигантскими (на тот момент) 450-мм дульнозарядными нарезными орудиями и 550-мм броневым поясом по ватерлинии, созданные Бендетто Брином. Другим примером, практически шокировавшим военных экспертов, стали два других броненосца проекта Б.Брина: «Италия» и «Лепанто». Эти «монстры» имели по четыре 432-мм нарезных казнозарядных орудия, но совсем не имели бортового бронирования – конструктор ограничился только бронированием барбетов и толстой карапасной палубой (до 101 мм). Разумеется, такие нетрадиционные решения не получили дальнейшего развития, однако показали, что с творческим потенциалом у итальянских конструкторов и военных все в порядке.

Японский броненосный крейсер "Ниссин" в Порт-Саиде - еще один успешный "продукт" итальянского кораблестроения
Японский броненосный крейсер "Ниссин" в Порт-Саиде - еще один успешный "продукт" итальянского кораблестроения

Следующим примером итальянского проектирования боевых кораблей, на наш взгляд, достаточно удачным, можно считать проект броненосного крейсера «Джузеппе Гарибальди», по которому построили 10 боевых единиц для четырех стран мира. Думаю, наши читатели помнят, что японские «Ниссин» и «Кассуга», испанский «Кристобаль Колон» принадлежали именно к этому типу. Отметим, что такие крупные однотипные боевые единицы в таком количестве на начало ХХ века могла строить только Великобритания. Таким образом, можно сделать вывод, что на начало ХХ века в итальянском военном кораблестроении был уже накоплен достаточно богатый теоретический и практический опыт в разработке боевых кораблей, которые могли являться «образцом для подражания». Поэтому, когда в 1901 году итальянский инженер-кораблестроитель Витторио Куниберти предложил новую концепцию линейного корабля, это было замечено и оценено по заслугам.

"Идеальный боевой корабль" В.Куниберти
"Идеальный боевой корабль" В.Куниберти

Парадоксально, но предложения В.Куниберти, которые сводились к постройке крупного, хорошо бронированного и вооруженного большим количеством орудий крупного калибра корабля, не нашли понимания у командования итальянского флота. Он продолжил свои исследования и на этот раз попробовал заинтересовать британцев – по некоторым данным, его статья «Идеальный линейный корабль для британского флота», изданная в авторитетном до сих пор британском ежегоднике «Jane`s Fighting Ships» в 1903 году, послужила толчком для работ над будущим «Дредноутом» (хотя "Джекки" Фишер и его почитатели категорически это отвергают).

Японский эскадренный броненосец "Микаса" - один из лучших представителей своего класса
Японский эскадренный броненосец "Микаса" - один из лучших представителей своего класса

Еще за год до начала русско-японской войны итальянский инженер предложил проект корабля, который при водоизмещении 17000 т (вспомним, что японский «Микаса» имел 15000 т водоизмещения, а русский «Цесаревич» – 13400 т) был вооружен двенадцатью 305-мм орудиями (стандартные броненосцы – 4 орудия), защищен 305-мм броней и имел скорость 24 узла (броненосцы – около 18). Обратим внимание, что, по мнению В.Куниберти, такое вооружение требовалось для нанесения мощного и сокрушительного удара по кораблям противника на действующих дистанциях.

«Если удар снаряда о броню наклонный и расстояние большое, нам следует принять калибр 12-д, если мы хотим быть абсолютно уверенными в потоплении противника, сделав попадание лишь по его ватерлинии. Но заряжаются такие орудия еще очень медленно, хотя в последнее время они усовершенствовались. Кроме того, вероятность попадания в броневой пояс мала. Исходя из этого, в нашем идеальном, чрезвычайно мощном корабле мы должны увеличить число 12-д орудий настолько, чтобы быть способными достичь хотя бы одного фатального для врага попадания в броневой пояс по ватерлинии… Без лишней траты снарядов, будучи уверенным в своей превосходной защите, со своими двенадцатью пушками, такой линкор мог бы без промедления накрыть своего противника сокрушительным перекрестным огнем».

Как мы видим, В.Куинберти предлагал увеличивать число орудий по причине их малой скорострельности и не высокой меткости – возможно, именно этот факт позволил впоследствии британцам настаивать на том, что идея «Дредноута» имела «английские корни». Так, О.Паркс в своем фундаментальном труде «Линкоры Британской империи» (часть 6. «Огневая мощь и скорость») отмечает, что «… «Дредноут» создавался для совершенно иного способа стрельбы в ответ на потребность ведения огня на большие дистанции» (с требуемой меткостью – прим. автора). В то же время, в своих «Воспоминаниях» Дж.Фишер, ставший в 1904 году Первым морским лордом и считающийся одним из разработчиков «Дредноута», утверждает, что идея «Дредноута» впервые пришла ему в голову в 1900 году, когда он командовал Средиземноморским флотом (то есть за год до статей В.Куниберти). Возможно, так и было – сейчас сложно доказать, кто был первым, однако это не умаляет достоинства идей итальянского конструктора, которые в дальнейшем были успешно внедрены в итальянском Королевском флоте.

Кормовая группа 305-мм орудий главного калибра линкора "Дредноут"
Кормовая группа 305-мм орудий главного калибра линкора "Дредноут"

В итоге «Дредноут» был заложен в Великобритании уже в 1905 году, а начало проектирования первого итальянского линкора с единым калибром артиллерии относится к 1907 году. Благодаря сделанному Куниберти заделу и его непосредственной поддержке работы велись быстро, но все равно оказалось, что Италия существенно отстала в этой начавшейся «дредноутной гонке». Итальянские конструкторы понимали, что, пока будет строиться их головной корабль, более развитые страны не будут стоять на месте, и требовалось решение, которое могло бы уравнять шансы. В первую очередь было обращено внимание на бортовой залп первых дредноутов (как правило, 8 орудий на борт) и была сделана попытка «сыграть на опережение», обеспечив новому кораблю превосходство по этому показателю. И найденный проектировщиками выход наглядно показал, что итальянские кораблестроители не потеряли способности к нетрадиционным решениям.

Схема внешнего вида линкора "Данте Алигьери"
Схема внешнего вида линкора "Данте Алигьери"

Все тот же Куниберти предложил разместить двенадцать 305-мм орудий в четырех башнях, равномерно расставленных в диаметральной плоскости. Если быть точнее, то, по данным итальянского историка Дж.Джорджерини, впервые идею трехорудийной башни высказали еще в 1905 году капитан 1-го ранга У.Каньи и полковник Корпуса корабельных инженеров Э.Феррати, а В.Куниберти только в нужный момент ее предложил. Но в любом случае идея была достаточно революционной – получался линкор с максимально мощным бортовым залпом! Более того, 40 % орудий противоминной батареи (ПМК) нового линкора (8 орудий из 20) размещалось в двухорудийных башнях – еще одного нововведение! А если к этому добавить тот факт, что калибр орудий составлял 120 мм (вместо 76 мм у «Дредноута»), а скорость корабля – 23 узла, при том, что стандартом для большинства линкоров Первой мировой считалась скорость в 21 узел, то можно сделать вывод – итальянцы создали уникальный для своего времени корабль Это был «Данте Алигьери».

Дредноут "Данте Алигьери" в Таранто, 1918 год
Дредноут "Данте Алигьери" в Таранто, 1918 год

Отметим, что в годы Первой мировой войны ни Германия, ни Великобритания не имели линкоров с трехорудийными башнями главного калибра (ГК). По такому пути пошли всего несколько стран: Австро-Венгрия (линкоры типа «Вирибус Унитис»), Россия (линкоры типа «Севастополь», «Императрица Мария») и чуть позже США (линкоры типа «Невада» и др.).

Разумеется, первый итальянский дредноут не был совершенным и имел свои недостатки, но при этом на нем были реализованы поистине революционные технические решения, которые оставили позади даже более развитые в вопросах военного судостроения страны. Согласитесь, неплохо для страны, которая за три года до начала Великой войны отметила всего лишь 50-летие со дня основания.

Русский линкор "Севастополь" (1915 год) - один из первых дредноутов с трехорудийными башнями главного калибра
Русский линкор "Севастополь" (1915 год) - один из первых дредноутов с трехорудийными башнями главного калибра

Продолжением развития проекта «Данте Алигьери» стали три корабля типа «Джулио Чезаре», при проектировании которых были учтены недостатки первого итальянского линкора: неудачное размещение башен орудий противоминного калибра, слабый погонный и ретирадный огонь, теснота надстроек.

И опять итальянские кораблестроители смогли правильно рассмотреть общие тенденции развития дредноутов и в металле воплотить передовой зарубежный опыт. В первую очередь этот опыт касался размещения артиллерии – пять башен ГК так и остались в диаметральной плоскости, но в данном случае была реализована линейно-возвышенная схема для носовых и кормовых башен (по две башни в носу и на корме), и одна башня была расположена в средней части корабля. При этом все возвышенные башни (две) были двухорудийными, остальные (три) – трехорудийными, они обеспечили новым линкорам тринадцатиорудийный бортовой залп. Отметим, что в мире в то время был только один дредноут, имевший больше орудий ГК в бортовом залпе – британский «Эджинкорт» (бывший бразильский «Рио-де-Жанейро» / турецкий «Султан Осман I»).

Линкор "Джулио Чезаре" - второй тип линкоров для итальянского флота
Линкор "Джулио Чезаре" - второй тип линкоров для итальянского флота

При проектировании и постройке линкоров «Джулио Чезаре» итальянские инженеры и военные постарались избавиться от недостатков, присущих предыдущему проекту, хотя и частично. Более того, по мнению экспертов, эти корабли считались одними из самых мощных в мире, хотя их бронирование и уступало современникам. Однако к моменту их спуска на воду их уже обошли английские и американские сверхдредноуты с 343-мм и 356-мм орудиями (соответственно).

Но, судя по действиям итальянского командования и с учетом военно-политической обстановки на Средиземном море, строившиеся линкоры («Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур», «Леонардо да Винчи») вполне устраивали руководство итальянского Королевского флота. Причем настолько, что через два года после закладки этой троицы было принято решение построить еще два дредноута практически по такому же проекту.

Новые линкоры – «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» - отличались от предшественников крайне незначительно: противоминный калибр был увеличен до 152 мм, размещение орудий ПМК стало более оптимальным (их перенесли из центрального каземата в оконечности), среднюю трехорудийную башню расположили на палубу ниже для повышения остойчивости, на пол-узла была снижена скорость хода.

Линейный корабль "Кайо Дуилио" - следующий (за "Конте ди Кавур") тип итальянских линкоров
Линейный корабль "Кайо Дуилио" - следующий (за "Конте ди Кавур") тип итальянских линкоров

Таким образом, в ходе Первой мировой войны итальянский флот пополнился шестью дредноутами двух основных типов, что можно считать неплохим результатом для такой молодой и независимой страны. Другое дело, что за всю войну эти корабли не сделали по противнику ни одного выстрела – но это скорее вопрос (или претензия) к руководству флота. Однако на этой «шестерке» дело не закончилось. Уже в октябре 1914 года, буквально после ввода в строй трех линкоров типа «Джулио Чезаре», был заложен головной сверхдредноут новой серии (4 единицы) – «Франческо Караччиоло». Именно эти четыре новых сверхдредноута рассматривались итальянским Главным морским штабом не только как ответ на планы строительства австро-венгерских сверхдредноутов (которые так никогда и не были заложены), но и как основа итальянского флота на ближайшее десятилетие.

Схема внешнего вида линкора "Франческо Караччиоло"
Схема внешнего вида линкора "Франческо Караччиоло"

Эти линкоры создавались при участии английских фирм и соответствовали довольно высоким для своего времени стандартам: нормальное водоизмещение – до 34000 т, наибольшая скорость – 28 узлов (на уровне британского линейного крейсера «Тайгер»), главный броневой пояс – 300 мм. Вооружение нового корабля также планировалось достаточно мощным – 4х2-381-мм/40 орудий образца 1914 года проектировались британским «Армстронгом» и изготавливались итальянскими отделениями «Армстронг», «Виккерс-Терни» и «Шнейдер-Ансальдо», противоминные 152-мм/45 орудия изготовлялись «Виккерс-Терни».

Стоит обратить внимание, что на этих сверхдредноутах уже были запланированы 12-40-мм/39 зенитных автоматов «Виккерс-Терни» – это интересный факт! Особенно, если вспомнить, что зенитное вооружение линкора «Куин Элизабет» ограничивалось двумя 76-мм/40 зенитками, у линейного крейсера «Худ», заложенного в 1916 году (на два года позже итальянца) включало 4-102-мм зенитных орудия (и считалось «усиленным»), у японских линейных крейсеров типа «Конго» имелось 4-76-мм пушки (с 1916 года) для борьбы с воздушной опасностью, а американский «Нью-Йорк» получил свои орудия ПВО (2-76-мм/50) только в 1916 году.

Британский линейный крейсер "Тайгер" (1913 год), один из быстроходных представителей своего класса
Британский линейный крейсер "Тайгер" (1913 год), один из быстроходных представителей своего класса

Так что мы видим, что итальянцы уже на этапе проектирования предусматривали защиту своих перспективных линкоров от нападения с воздуха, но по иронии судьбы именно воздушный противник стал причиной гибели и серьезных повреждений большинства линкоров флота этой страны. В итоге все эти итальянские сверхдредноуты так и остались в мечтах итальянского морского командования – только головной из них был спущен на воду, после чего и был разобран на металл (его систершипы разобрали прямо на стапеле).

Вполне может возникнуть вопрос – к чему этот исторический экскурс в историю, и какое это имеет отношение к теме нашего выпуска – линкорам типа «Витторио Венето». На наш взгляд – самое непосредственное, так как позволяет понять, что все последующие действия, в том числе и создание новых линкоров – это не случайность, обоснованная обстоятельствами, а вполне закономерный эволюционный путь развития.

Вашингтонский договор, ратифицированный в 1922 году, вполне устраивал Италию: во-первых, он устанавливал паритет по тоннажу линейных сил с Францией (1,75 на 1,75), что позволяло итальянской промышленности переключиться на мирное судостроение; во-вторых, сохранял все построенные линкоры в строю (вспомним, что ряд уже построенных линкоров отдельным странам пришлось выводить из строя флота или переводить в учебные корабли); в-третьих, с учетом технического состояния имевшихся линкоров разрешал построить два линкора общим водоизмещением до 70 000 т до срока окончания действия договора. Но состояние экономики страны удержало итальянцев от поспешных решений, и только в конце 20-х годов прошлого века начали подниматься вопросы обновления линейного флота. И первые попытки проектирования нового линкора были сделаны уже в 1928 году....

А как был организован весь процесс и к чему он привел мы узнаем чуть позже....

Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/ Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/ С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.