Найти тему
Кот-ученый

Мониторы для «Голубой ленты» Швеции

Юрий Каторин

Шведская крепость Ваксхольм в Стокгольмском архипелаге, которую иногда называют «Стокгольмский Кронштадт»
Шведская крепость Ваксхольм в Стокгольмском архипелаге, которую иногда называют «Стокгольмский Кронштадт»

В 1865 году министр ВМС Швеции, Бальцар фон Платен (Baltzar Julius Ernst von Platen; 1804–1875), убедил прижимистый Риксдаг в необходимости иметь специальные корабли для действия во внутренних водах с целью артиллерийской поддержки и защиты флангов шведских крепостей. Для этого решили построить несколько небольших мониторов, способных действовать на мелководье, а главное свободно перемещаться в системе каналов связывающей Западное побережье Северного моря с Балтийским морем. Этот водный путь был назван шведской «Голубой лентой» (швед. Sveriges Blå Band). Вопреки распространенному мнению, неправильно рассматривать его как один Гёта-канал. Канал Гёта является лишь частью водного пути длиной 390 км (240 миль), соединяющего ряд озер и рек, чтобы обеспечить маршрут из Гетеборга на западном побережье в Седеркопинг на Балтийском море через канал Тролльхетте и реку Гетаэльв, через большие озера Венерн и Веттерн. При этом каналы Тролльхетте и Гёта являются совершенно отдельными объектами. Длина Гёте-канала составляла 190 км (120 миль), из которых 87 км (54 мили) были прорыты. Канал Трольхетте соединяет реку Гета с озером Венерн и имеет 4 шлюза.

Министр ВМС Швеции Балтазар фон Платен (1804–1875)
Министр ВМС Швеции Балтазар фон Платен (1804–1875)

Эта система, являясь и сейчас самым крупным инженерным сооружением в Швеции, соединяет Балтийское море и пролив Каттегат. Она имеет давнюю историю – еще в середине XVI века епископ города Линчопинг (Linköping) Ханс Брэск (Hans Brask; 1464–1538) предложил соединить каналом поселение Съёторп на озере Вёнерн (Vänern) и поселение Мём на восточном побережье Балтики. Канал позволял избежать больших таможенных сборов, взимаемых Ганзейским союзом за проход судов в Датских проливах, связывающих порты Балтийского моря с мировым океаном. Идея всем пришлась по душе, но строительство канала началось только в мае 1810 года и продолжалось в течение 22 лет.

Схема «Голубой ленты» Швеции
Схема «Голубой ленты» Швеции
Участок Гёте-канала (современное фото)
Участок Гёте-канала (современное фото)

При общей длине системы около 400 километров 103 километра проходят по озерам, а 87 километров русла Гёте-канала было прорыто вручную, деревянными лопатами с металлическими накладками. На этих участках ширина его колеблется от семи до четырнадцати метров, минимальная глубина – порядка трех метров. Для компенсации перепада высот на канале сооружено 58 шлюзов. В строительстве этого грандиозного сооружения принимало участие 58 000 солдат из 16 полков, часть работы выполнялась русскими дезертирами, трудившими по найму. Общие трудозатраты составили 7 000 000 человек-дней при длительности рабочего дня 12 часов, работы обошлись в огромную по тем временам сумму – 24 миллиона шведских риксталеров (талер – 25,6 г серебра). 26 сентября 1832 года канал был торжественно представлен королю Швеции, Карлу XIV (Karl XIV Johan; 1763—1844), и его семье. В XIX веке, до развития железнодорожного сообщения, он был важнейшей транспортной артерией Швеции, поэтому защищался целой системой крепостей, в помощь которым и предназначались мониторы.

Малый речной монитор «Гармер» (гравюра XIX века)
Малый речной монитор «Гармер» (гравюра XIX века)

Первым из этих «помощников» был построен малый речной монитор HSwMS «Garmer» («Гармер»), названный в честь собаки Гармр из скандинавской мифологии (др.-сканд. Garmr — огромный четырехглазый пес, охранявший Хельхейм, мир мертвых). Проект разработан лейтенантом Джоном Кристианом д'Алли (John Christian d'Ailly; 1829–1898). Корабль предназначался для оказания поддержки крепости Карлсбург (Karlsborg), расположенной на озере Вёттерн (швед. Vättern), поэтому первоначально он не вошел в состав ВМС, а был приписан к береговой обороне.

Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"

Карлсбург (Karlsborg) – шведская крепость в Вестерготланде, на скалистом мысе Ванес-удде, на Вёттернском озере, у самого устья Гётского канала. В крепости должен был разместиться гарнизон 6 000 военнослужащих. Крепость – одно из самых больших фортификационных сооружений Северной Европы, построена прежде всего из известняка почти на 100 гектарах земли. Заложена Карлом XIV в 1819 году, но из-за ее большой стоимости и постоянного уменьшения финансирования не была полностью закончена до 1909 года, в настоящее время в ней размещены склады шведской армии.

-6
Схема устройства малого речного монитора «Гармер»
Схема устройства малого речного монитора «Гармер»

Многие исследователи считают, что в разработке проекта принял участие и сам Джон Эриксон (John Ericsson; 1803–1889). Действительно, летом 1862 года шведы командировали в Соединенные Штаты инженер-лейтенанта Джона Кристиана д'Айли (John Christian d'Ailly; 1829–1898). Он не только подробнейшим образом разобрался в проекте Эриксона и посетил кораблестроительные верфи, но и попытался вникнуть в технологию производства, в первую очередь изучить способы изготовления брони. Одним из итогов этой командировки стал проект д'Айли монитора для Швеции, вполне возможно, что в его разработке Эриксон принял какое-то участие, поскольку достоверно известно, что мэтр «приложил руку» к проектированию в 1864 году большого прибрежного монитора HSwMS (His Swedish Majesty's Ship) John Ericsson («Джон Эриксон»). Увы, по «Garmer» однозначного документального подтверждения (или опровержения) этого события нет. С учетом, что форма корпуса «Garmer» коренным образом отличается от «эриксоновской» (отсутствуют широкие свесы верхней части корпуса, подобной плоту, защищающие от таранного удара), все-таки следует признать, если не «первородное» авторство д'Алли, то как минимум серьезную переработку им исходной модели.

Речной монитор «Гармер» в Гёта-канале (гравюра XIX века)
Речной монитор «Гармер» в Гёта-канале (гравюра XIX века)

HSwMS «Garmer» был заложен в июле 1865 года на верфи акционерного общества «Motala Mekaniske Verkstad» (строительный номер 207) в городе Норчёпинг (Norrköping), спущен на воду 19 мая 1867 года, 17 марта 1868 года введен в строй. Водоизмещение 271 т (267 long tons), длина 28,5 м (93 ft 6 in), ширина 6,98 м (22 ft 11 in), осадка 2,21 м (7 ft 6 in), экипаж 20 человек. Машина («Motala ångmaskin») мощностью 90 л.с. (67 kW) обеспечивала скорость под парами до 5,5 узлов, пар вырабатывал один огнетрубный котел.

Вооружение корабля первоначально состояло из 267-мм (10,5 in) гладкоствольного орудия «Модель 1867-го года» – М/67, расположенного в своеобразном башнеподобном овальном, куполообразном каземате. Однако это была временная мера. Вскоре, шведские артиллеристы, ознакомившись с конструкцией новейших французских нарезных казнозарядных пушек, поспешили открыть у себя производство подобных систем. Разработанная ими пушка калибром 240-мм в итоге была принята на вооружение как М/69, что интересно, гораздо раньше аналогичных систем в странах, привыкших считать себя великими морскими государствами. Дульная скорость этого орудия была доведена до 397 м/с, что обеспечивало при угле возвышения 7,5° дальность стрельбы до 3500 м (3800 ярд), вес снаряда составлял 140 кг. В 1877 году «Garmer» дополнительно получил 10-ствольную 12,7-мм митральезу, разработанную шведским инженером Хельге Пальмкрантцем (Carl Helge Julius Palmcrantz; 1842–1880). Установка весила 115 кг (254 фунтов) и имела скорострельность 500 выст./мин, принята на вооружение под индексом М/75.

Шведская пушка М/69 калибром 240-мм
Шведская пушка М/69 калибром 240-мм
Митральеза Пальмкрантца
Митральеза Пальмкрантца

Монитор имел полный броневой пояс по ватерлинии из кованого железа, толщиной 39 мм (1,5 in). Палуба была покрыта железными листами толщиной 20 мм (0,8 in), броня орудийного каземата достигала 149 мм (5,9 in), но устанавливалась только на его передней стенке. Куполообразная боевая рубка, смонтированная на верхней части каземата, была защищена 208-мм (8,2 in) броней. Первоначально корабль, как и приморские крепости, входил в береговую оборону страны (Swedish Royal Skerry Artillery), когда она была распущена в 1875 году, включен в состав шведского флота.

Все без исключения командиры «Garmer» жаловались на крайне неудачную его компоновку. Командир должен был находиться внутри купола рубки, где стоял рулевой, и контролировать движения судна, в то же время в бою, он должен был руководить стрельбой. Так как пушка в горизонтальной плоскости была фиксирована, то наведение осуществлялось поворотом всего корпуса судна. Однако связь между рубкой, поднятой вверх, и орудийным расчетом была очень плохой – командиру приходилось все время то вставать, чтобы оглядеться и оценить обстановку, то чуть ли не ложиться на пол, чтобы дать указания артиллеристам. Иногда возникали трудности с не слишком надежной машиной. Поэтому служба корабля по шведским меркам была недолгой – списан в 1893 году и продан на слом.

Одновременно с «Garmer», в 1867 году, шведы заложили на верфи «Bergsund» в Стокгольме совершенно необычный корабль, спроектированный самим Джоном Эриксоном, малый монитор HSwMS «Skjold» («Скьольд»).

Монитор «Скьольд» боковой вид (реконструкция А. Балакина)
Монитор «Скьольд» боковой вид (реконструкция А. Балакина)

Водоизмещение 250 тонн, основные размерения 31,93 х 6,81 х 2,31 м, мощность паровой машины всего 17 л.с., скорость 4 узла, экипаж 42 человека (после снятия ручного привода – 20). Бронирование: пояс – 64 мм (2,5 in); орудийный башнеподобный каземат – 220 мм (8,5 in) в лобовой части и 93 мм (3,7 in) по бокам и сзади; палуба – 19 мм (0,75 in), рубка – 178 мм (7 in). Неподвижная башня овальной формы длиной 6,25 м, шириной 3,4 м и высотой 2,07 м с одним 267-мм (10,5 in) гладкоствольным орудием M/66 располагалась на верхней палубе. Небольшая рубка устанавливалась на задней части крыши башни. В 1870 году монитор был перевооружен 240-мм (9,4 in) нарезным орудием M/69. Принудительная вентиляция отсутствовала, и чтобы орудийная прислуга не задохнулась от пороховых газов, в железной крыше башни были просверлены многочисленные отверстия, в непогоду закрывавшиеся брезентом.

Корабль по конструкции ничем, кроме размеров и использования неподвижной башни, не отличался от классического эриксоновского монитора (что не удивительно). Он имел глубоко погруженный в воду корпус с плоским днищем, со всеми механизмами и устройствами, недосягаемый для артиллерийского огня и защищенный от таранного удара широкими свесами бронированной верхней части корпуса, подобной плоту. Нижняя часть, закрытая сверху выпуклой водонепроницаемой палубой, полностью находилась под водой и была сделана из железа. А верхняя часть по сути являлась деревянным плотом, в котором были сделаны отверстия к люкам металлической палубы нижней части. Плот был значительно шире и длиннее подводного корпуса и возвышался над водой всего на один фут (30,5 см). Это была весьма остойчивая артиллерийская платформа, поскольку волны могли свободно перекатываться через него, а не разбивались о его борт. Впрочем, называть это сооружение монитором – не совсем корректно. У монитора обязательно должна быть вращающаяся орудийная башня, а вот ее-то у «Skjold» как раз и не было. По сути корабль представлял собой малоподвижную плавучую батарею.

. Схема общего расположения монитора «Скьольд»
. Схема общего расположения монитора «Скьольд»

Необычность корабля состояла в том, что он мог приводиться в движение не только горизонтальной 2-цилиндровой паровой машиной мощностью всего 17 л.с., но и вручную. Для этой цели в кормовой части под палубой сразу за машиной располагался двойной ряд сидений для 24 человек. Хорошо защищенные от неприятельского огня они могли с помощью специальных рукояток вращать гребной винт. Конструкция этого движителя была такова, что движения людей практически совпадали с теми, что приходилось делать при гребле обычным веслом. Скорость при этом достигала 1,5–2 узлов (под парами около 4 узлов). Д. Эриксон, приславший это устройство в дар своей исторической родине, считал, что ручной привод позволит монитору, в случае необходимости, двигаться скрытно, не выдавая себя ни дымом, ни шумом машины. Наконец, привод позволял передвигаться в критических ситуациях, когда израсходуется топливо или выйдет из строя машина.

Схема установки ручного движителя монитора «Скьольд»
Схема установки ручного движителя монитора «Скьольд»

Сидения для «гребцов» ручного привода (модель)
Сидения для «гребцов» ручного привода (модель)

Командование шведского флота вначале весьма своеобразно использовало этот корабль: на него в качестве «гребцов» направляли служить злостных нарушителей дисциплины или просто проштрафившихся матросов. Это наказание немного напоминало ссылку на галеры, практикуемую в Средние века. Чтобы привести разгильдяев в чувство, обычно было достаточно пару-тройку часов пройтись на ручном приводе.

Через три года после заказа «Skjold» была начата постройка практически такого же корабля HSwMS «Fenris» («Фенрис»), но с более толстой лобовой броней башни (до 400 мм) и без ручного привода на винт, зато мощность паровой машины была увеличена до 42 л.с., что обеспечивало максимальную скорость в 4,6 узлов. Водоизмещение 240 т, основные размерения 28,8 х 6,1 х 2,3 м. Броня: пояс 64 мм, башня 400 мм. (лоб) и 93 мм. (бока и сзади), палуба 19-мм, рубка 178-мм. Вооружение 1 240-мм орудие, экипаж 25 человек. С 1898 года + две 25,4-мм картечницы.

Оба монитора предназначались для защиты системы каналов в районе Гётеборга (Göta Canal system). Служба уникальных кораблей была достаточно долгой, но ярких эпизодов в ней не выявлено.

Речной монитор «Skjold»  (модель)
Речной монитор «Skjold» (модель)

HSwMS «Skjold» был заложен 19 мая 1867 года на частной верфи «Bergsunds Mekaniska Verkstads Nya AB» (Бергзундский завод) в Стокгольме, спущен на воду 11 ноября 1868 года, введен в строй 27 февраля 1871 года. Входил в береговую оборону страны, а в 1873 году, был включен в состав шведского флота. Опыт эксплуатации показал, что мускульный привод в эпоху брони и пара – это курьез. Даже при полном штиле монитор перемещался с черепашьей скоростью и почти не слушался руля. При этом ему был необходим довольно многочисленный экипаж, что для крошечного суденышка с невероятно тесными внутренними помещениями – явный перебор. Кроме того, личный состав корабля «не оценил» ручной привод двигательной системы; она не вписывалась в традиции шведского военно-морского флота, да и страны в целом, где никогда не было наказания типа «в рабы на галеры», потому этот механизм вскоре был удален. Служба «Skjold» была долгой и спокойной – с 1890 года он переведен в резерв, списан – 27 февраля 1906 года, потоплен в качестве корабля-цели 21 июня 1907 года. Любопытно, монитор никогда в своей карьере не выходил из системы Гёта канала.

Речной монитор «Fenris»  (модель)
Речной монитор «Fenris» (модель)

HSwMS «Fenris» был заложен 18 июня 1871 года на верфи «Bergsunds Mekaniska Verkstads Nya AB» (стр. № 100), спущен на воду в июле 1872-го, в 1873 году включен в состав шведского флота, еще при закладке сразу вооружен 240-мм нарезным орудием M/69, в 1898 году после капитального ремонта дополнительно поставлены две 25,4-мм картечницы. Корабль списан 24 июля 1903 года и выставлен продажу, он также никогда не выходил из Гёта канала. После отстоя, в 1907 году, перестроен в грузовую однопалубную двухмачтовую моторную шхуну и куплен шведской компанией «Stokholms Transport & Bogserings AB», переименован в «Lisa». Вместимость 134 брт, основные размерения 28,62 х 5,71 х 1,45/3,04 м (94,2 х 18,8 х 4,75/10 фут.), нефтяной двигатель внутреннего сгорания (ДВС) «Оригинал», мощностью 65 л.с., скорость 6 узлов. В 1911 году шхуна куплена русской компанией «А.Ю. Ханко и К.» и переименована в «Хариюма». Придя в русские воды, приписана к Ревельскому порту (№ 359). В годы Первой мировой войн в ВМФ мобилизована не была, зимой 1914–1915 годов находилась в Петрограде. Позднее работала в одном из финских портов. В апреле 1918 года захвачена белофиннами. Затем как «Harjumaa» (записана как 1907 г. п.) у финской фирмы «Turun Rahtilaiva O/Y» (рег. № 741). В 1921 и 1923 годах прошла ремонт. В 1921-м году вместимость 149,05 брт – с 1923 года 142,03 брт, основные размерения 29,63/29,77 х 6,28 х 2,24/3 м, один ДВС мощностью 50 л.с. С 1924 года перешла к частному хозяину M. Kontio (Helsinki). В 1928 году приписана к порту Тurku. В 1933 году из-за плохого технического состояния списана и после сдачи на слом разобрана на металл.

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует новый канал Сергея Мороза, автора, с которым Кота связывают давние тёплые отношения на почве научпопа. Канал посвящён главным образом авиации, но и другим видам техники уделяется внимание. Читайте, не пожалеете.

#история #флот #швеция #мониторы #речной флот

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц