Найти тему

Начало начал

Недавно в уфимской прессе прошла информация о том, что знаменитая развязка на Центральном рынке будет реконструирована. Хорошо ли это для разгрузки транспортных потоков? Наверное. Хорошо ли это для истории, городской атмосферы и ее неповторимости? Вряд ли. Мы помним эту небольшую круглую площадку в разные времена: когда-то именно там по изначальной задумке башкирских властей должен был быть установлен конный памятник Салавату Юлаеву. Если бы не долгое противостояние автора, осетинского скульптора Сосланбека Тавасиева, который мечтал поставить своего героя на круче, взмывающего над бельскими просторами, то вполне возможно, что эта небольшая площадка приобрела бы еще большую эпичность. В любом случае, с районом Центрального Рынка, как и с улицей Ленина, у каждого уфимца связано множество воспоминаний и эмоций.

Власти Уфы намерены реконструировать улицу Революционную и переорганизовать автомобильное движение на кольце Центрального рынка. Соответствующее постановление за подписью мэра Сергея Грекова опубликовали сегодня, 24 декабря. По задумке властей, кольцо превратится в П-образный перекресток, в центре которого появится общественное пространство — сквер с малой архитектурной формой. Площадь этой зоны составит 4,4 тысячи квадратных метров. (ufa1)

Участники Уфа - город-многоцентровка, если спросить у уфимца, где находится центр Уфы, то он назовет примерно пять мест, которые у него с центром ассоциируются. И одно из них, несомненно, будет Центральный рынок: начало всех начал.

У участников группы "Старая Уфа" в фб сохранились совершенно разные, но очень подробные и интересные воспоминания об этом районе в разные десятилетия его жизни, не могу ими не поделиться.

Рафаэль Галин:

"У каждого из нас есть нелюбимые места Уфы, с которыми связаны неприятные воспоминания. Центральный рынок для меня - одно из таких мест, может, виной этому безумные 90-е, на которые пришлось моё детство, а ведь детские воспитания самые яркие и незабываемые.

Даже сейчас я хорошо помню эти всевозможные запахи рынка, мусор и серую массу людей, безумно снующих между прилавками; торговые палатки с продавцами, бойко продающие одежду, привезенную челноками из Турции в клетчатых сумках; искалеченных попрошаек, разбавленных цыганами с золотыми улыбками и людьми с табличками о продаже и покупке ваучеров; наблюдающих за всем этим людей непонятной национальности в адидасах всех цветов. Я понимаю, сейчас Центральный рынок другой, но в моей памяти он останется навсегда серым и вонючим. Какие у вас воспоминания о Центральном рынке?"

Фото из группы "Старая Уфа"
Фото из группы "Старая Уфа"

Наиль Нагаев:

"Раз в две недели с Бехтерева ездил на трамвае №16 за мясом. На посещение рынка, не считая дороги, уходило не меньше двух часов - очередь! Да и навестить ряды с сухо- и свежефруктами, понюхать специи и пообщаться с аквариумистами - это требовало неспешного фланирования и доставляло некоторую радость. Обманывали, конечно, всегда. Помню, вместо черного перца в бумажном, многим памятном пакетике цыганка угольную пыль продала. Среди аквариумистов всегда можно было повстречать парня из соседнего дома и из нашей школы по кличке Михась. Добрый, большой человек, который всю доставшуюся ему короткую жизнь продавал рыбок и мотыля. Думаю, его не стало вместе со старым ЦР. Еще там в будочке сидел "Шурик Золотой", подпольный миллионер, который жил на Ленина 72 и воспитал прекрасных сыновей (один из них теперь академик). Он был ассириец, езид, следовательно- был сапожником! Будочка стояла у забора, слева от рынка. А за рынком, в оранжевом доме ( где позднее появился первый в городе "Интим-магазин"), жил великий башкирский писатель Анвер Бикчентаев".

Фото Р. Гареева
Фото Р. Гареева
Фото Р. Гареева
Фото Р. Гареева

Veronika Minaeva:

"А еще помню возле павильона, где картоху продавали, сидела бабка-гадалка и как-то раз она мне нагадала дальнюю поездку и что жить я буду далеко. Я мысленно у виска покрутила, всю жизнь была мамина и папина дочка, куда вдруг я от них уеду далеко? На сегодняшний день уже почти 15 лет живу в Испании..."

Елена Оренбуркина:

На рынок ходили часто и о нем самые приятные воспоминания детства. Приятно пахло, продавались вкусности. Грузины в огромных кепках, цыганка-гадалка, семечки такие вкусные были, рыбки-птички.. С мамой даже как-то раз решили продать излишек малины. Она меня оставила, а сама смылась якобы по делу. А на самом деле ей было стыдно продавать так как она рядом работала в "Башкиргражданпроекте". Там была суета и много народу, но тогда были живы мои любимые близкие..."

1960-е. Фото из группы "Старая Уфа"
1960-е. Фото из группы "Старая Уфа"

Алексей Барабанщиков:

Для меня Центральный рынок - это цыгане со жвачкой, только у них был "Donald"; тётка с попугаем "Борис гадает, гадает, Борис гадает"; нищенка с синдромом Дауна и ещё Радик с тем же синдромом, который любил выскакивать из-за угла, пугая девушек; кассеты и звучавшие отовсюду Буланова и Шуфутинский. Вспоминаю этот ЦР с лёгким чувством ностальгии. И да, забыл - со стороны Якутова рядком стояли стесняющиеся интеллигентные люди, держа в руках трусы и лифчики на продажу".

Эльвира Ишмуратова

А меня удивляло маленькую, почему женщины (помню тетю свою) рассчитываясь на Центральном рынке за товар, как-то скромно отворачивалась и из-за закромов декольте доставали платочек и разворачивая расплачивалась! Я тогда думала, что всегда все деньги так носят!"

Фото из группы "Старая Уфа"
Фото из группы "Старая Уфа"

Альбина Сайфутдинова:

"Мое детство пришлось на душевные 70-е... В середине 70-х у нас появился сад недалеко от Уфы, в сторону Затона. Земля на участке была плодородной, сплошной чернозем... Всё росло без особого ухода, укроп рос, как сорняк. Как-то в 1978 году мы с бабушкой по просьбе зятя (моего папы) приехали из сада на 30-м автобусе на Центральный рынок с огромным рюкзаком свежего укропа. Хотели быстро продать его по 15-20 коп. за пучок. Но укропа было так много, а покупатели жадничали, потом скинули до 10 коп., но все равно быстро продать не удавалось. Я по-ребячьи (мне было лет 10-11) радовалась, что стою за прилавком, как настоящий продавец. А потом, как увидела то одну учительницу, то другую из своей школы, стала прятаться под прилавок. Прилавки были высокими и каменными, как в бане. Нэнэй сначала не понимала, в чём дело, а потом когда смекнула, сказала: всё, хватит, пошли домой... Никакие мы не спекулянты, и бояться нам нечего. С какими-то рублями-копейками пришли домой. Папа посмеялся над нами. Нэнэй сказала, что это было в первый и в последний раз. Не умеем торговать, не наше это дело. Будем ходить на базар и только покупать".

Из фотоальбома "Старая Уфа", 2016
Из фотоальбома "Старая Уфа", 2016

Гульнара Гарифуллина:

"У меня теплые воспоминания детства о Центральном рынке. Каждый поход мы покупали нечищеный арахис или грецкие орехи. В моем детстве палаток не было! Были чистые мясные, овощные, молочные ряды, ряды с вкуснейшими солёными огурцами и грибами, хрустящей квашенной капустой. А мраморные ступеньки в подземном переход мне до сих пор напоминают замороженное мясо, которое мы покупали.

Дина Гумерова:

"В свое время все самое нужное можно было купить только там. Два раза в неделю я покупала вкуснейший творог и сметану у женщины из Булгаково. У нее были постоянные покупатели, мы приходил со своими банками, и она давала нам то, что она приготовила дома. Все было чисто и вкусно. Жаль, что теперь прежнего рынка нет".

Фото из группы "Старая Уфа"
Фото из группы "Старая Уфа"

Виктория Шабалина:

"В конце 70-х с Центрального рынка уезжали автобусы на дачи в сторону аэропорта, и когда начинались школьные каникулы, мы с бабушкой постоянно ездили на них. Нужно было заранее встать в огромную очередь по своему направлению и успеть быстренько вбежать в подошедший длинный, вонючий от масла и бензина, желтый Икарус, чтобы занять место, иначе приходилось ехать стоя в страшной давке и тесноте… Дачи находились далеко от Уфы – за 30 с лишним километров, и когда в конце пути мы выходили из уже почти пустого автобуса и шли до своего участка по старому лесу или по краю поля со спелой рожью, я чувствовала себя абсолютно счастливой…

Иногда по пути набирались грузди на целую сковородку. Дальше неделю или две была свобода, тишина, свежий воздух, прогулки по лесам, игры на огромных стогах сена в поле, чтение книг запоем… А потом снова ужасные автобусы, причем в Уфу дачники везли с собой выращенное в огородах корзинами и ведрами… А потом мой папа купил машину, и этот ад на колесах закончился. Бабушка продавала ягоды и специально выращенные для продажи цветы, в том числе и на Центральном рынке.

Тогда это осуждалось, и я, будучи еще 10-летней девочкой, очень этого стеснялась. Бабушке моей было плевать на такие мнения – продавать она умела (что угодно и кому угодно) и всегда делала это добросовестно, без обмана. Все правильно: стыдиться нужно дурного, но такое вот дикое было время… Вот со всем этим и ассоциируется у меня уфимский Центральный рынок".

Фото Павла Новикова, 2006
Фото Павла Новикова, 2006

Еще про старые торговые центры Уфы:

Два этажа детского счастья ("Детский мир")

Аптека Дворжеца

Универмаг Валеева (Калининский)

Уфимский Дом книги (на бульваре Славы)

Уфимские ярмарки (Гостиный двор)

ТЦ "Башкирия"