Одна из самых ценных профессий в эпоху промышленного капитализма это коммерческий инженер, специалист, умеющий переложить на язык цифр невысказанные потребности в глазах клиента, воплотить их в чертежах и в металле, а затем продать получившийся продукт и клиенту и его конкурентам.
Компании "Армстронг", поглотившей на своем пути еще несколько интересных фирм, с этими людьми везло. Сам сэр Уильям Армстронг был из таких. Благодаря этим традициям фирма, пусть и в измененном виде существует до сих пор, оставаясь серьезным игроком на рынке вооружений уже почти два века.
Успешный концепт "эльзвикских крейсеров", быстроходных, неплохо защищенных и сильно вооруженных, при этом относительно недорогих кораблей, позволил использовать верфи Эльзвика в режиме конвейера. Простои стапелей были нежелательны. Крейсера закладывались по последнему удачному проекту в инициативном порядке, без заказчика. Такой способ называли также базовым, стоковым или спекулятивным.
Решение о постройке крейсера для свободной продажи было принято в январе 1893 года. 2 февраля 1893 года на освободившемся стапеле Ньюкасл-он-Тайн был заложен крейсер с заводским номером № 612. Аргентинцы почему-то до сих пор считают, что корабль был заказан Королевским флотом, который он него отказался. Увы, Королевский флот никогда не демонстрировал практического интереса к "линкорам для бедных".
Проект крейсера создан главным конструктором фирмы «Армстронг» Ф.Уоттсом, конструкция его была аналогична чилийскому «Бланко Энкалада», заложенному тут же в августе 1892 года. В конструкцию чилийского прототипа были внесены дополнительные усовершенствования. Была улучшена мореходность, улучшено вооружение, для уменьшения верхнего веса была снижена высота боевых марсов. В ходе строительства были также внесены изменения, продиктованные опытом недавней японо-китайской войны 1894-1895 годов.
Золотая жила для эльзвикских кудесников- военно-морская гонка между Чили и Аргентиной, целое десятилетие щедро кормившая британских судостроителей.
23-27 ноября 1893 года строящийся крейсер купила Аргентина, корабль получил имя в честь столицы-«Буэнос-Айрес» (это четырнадцатый корабль этого имени в аргентинском флоте). Аргентину в сделке представлял посол Д. Луис Л. Домингес. Деньги на покупку были собраны с населения по открытой подписке, 383 000 фунтов стерлингов.
Корабль спустили на воду 10 мая 1895 года, его крестной матерью стала жена первого командира корабля коммодора Д. Мартина Ривадавия. Правда вскоре начались переговоры с Италией о приобретении броненосного крейсера «Гарибальди» и коммодор Ривадавия убыл на юг в качестве инспектора строительства. На посту командира «Буэнос-Айреса» его сменил капитан да фрегата Д. Эдельмиро Корреа.
На испытаниях 2 ноября 1895 года крейсер продемонстрировал на естественной тяге среднюю скорость за 6 часов 23.202 узла. На некоторое время он стал самым быстроходным крейсером в мире.
В феврале 1896 года корабль был сдан заказчику, в середине марта он покинул Британию и 29 апреля 1896 года прибыл в Аргентину в Рада-ла-Плата.
Крейсер стал одним из наиболее удачных «эльсвикских» крейсеров и наиболее современным бронепалубным крейсером Аргентины. Но больше Аргентина подобных крейсеров Армстронгу не заказывала, она переключилась на броненосных итальянских "гарибальдийцев". Золотая жила иссякла, через несколько лет Британская империя помирит конфликтующие стороны, прекратив гонку вооружений и оставив обеим странам огромные долги перед английскими банками и несоразмерно мощные для региональных стран военные флоты.
По иронии судьбы война у Аргентины случилась, но почти через столетие, и с...Великобританией.
Сам же «Буэнос-Айрес» аргентинцы оценивали высоко- «Это корабль с самыми стройными и правильными обводами, которые есть и были у нашего флота…» (бывший командир, контр-адмирал Д. Мариано).
«Буэнос-Айрес» ARA «Buenos Aires». Армстронг, Митчелл и Ко , Элсвик, заводской номер 612. Строительство начато февраль 1893 года. Спущен на воду 10 мая 1895 года. Введён в эксплуатацию январь-февраль 1896 года. Списан 17 мая 1932 года. Продан на металлолом 1935 г.
Водоизмещение 4788 длинных тонн (4865 тонн). Длина 120,7/123,10/129 м. Ширина 12,85-13,41-14,17 м. Глубина 9,27 м. Осадка 5,28- 5,61-5,79 м.
Бронирование: Палуба — 37 мм (76…127 мм на скосах), гласис — 127 мм, щиты орудий — 114 мм, боевая рубка — 152 мм
Двигатели: две вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 цилиндрических паровых котлов, 13 292/17000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода максимальная 23,2 узла.Запас угля 1000 тонн. Дальность 5437 миль на 12 узлах, 6210 миль на 10 узлах. Экипаж 350-400-429 человек.
Вооружение 2 × 1 — 203-мм/45 Armstrong S, 4×1 - 152-мм/45 QF Armstrong BB, 6 × 1 — 120-мм/45 QF Armstrong Y,, 16 — 47-мм 3-фунтовых Hotchkiss, 6 × QF 1-фунтовых пушек или 8 пулеметов Максим. Минно-торпедное вооружение 5 × 1 — 457-мм надводных торпедных аппаратов (1 курсовой, 4 траверзных).
Стальной гладкопалубный корпус крейсера имел двойное дно на всю длину (у предыдущих аргентинских эльсвиков его не было под машинными отделениями), в подводной части был обшит тиком и медными листами для защиты от обрастания. Два мостика, носовой и кормовой, соединялись узкой надстройкой. Корабль оставался двухмачтовым, при этом фок-мачта размещалась перед ходовым мостиком. В центре корпуса находились две дымовые трубы. По сравнению с чилийским прототипом высота борта была увеличена на полтора метра. Это значительно улучшило мореходность корабля и возможности пушек вести стрельбу в свежую погоду.
Силовая установка состояла из двух 4-цилиндровых паровых машин тройного расширения с восемью котлами и двумя винтами. Мощность установки 12500 л.с. на естественной и 17000 л.с. на принудительной тяге. На испытаниях машины показали 14000л.с. при естественной тяге.
Основной защитой крейсера служила наклонная бронированная палуба из стали толщиной от 5 дюймов до полутора дюймов, она шла по всей длине корабля, плоская часть от 37 мм увеличивалось до 127 мм над машинами, на скосах толщина была 76-127 мм.
Боевую рубку прикрывали стальные 150 мм плиты, а орудийные щиты имели толщину 114 мм.
Крейсер был вооружен армстронговской скорострельной артиллерией. Два 203 мм орудия длиной 45 калибров ( у чилийского прототипа 40) стояли на носу и в корме в щитовых установках. Снаряды этих орудий весили 95 или 113 кг при скорости 810 м/с и 760 м/с соответственно. Скорострельность орудий-до 4-х выстрелов в минуту.
Батарея среднего калибра, в отличие от «Бланко Энкалада», была смешанной-45-калиберные 152 мм (четыре) и 120 мм(шесть) орудия. Скорострельность составляла 7 и 10 выстрелов в минуту, а вес снаряда 45 и 20 кг соответственно. 152 мм стояли по бортам, в нос и в корму от мостика. 120 мм концентрировались на миделе по бортам.
Противоминное вооружение-шестнадцать трехфунтовых (47-мм) орудий а шесть 1-фунтовых скорострельных пушек QF, установленных на боевых марсах. Боевые марсы находились ниже, чем у чилийца, что позволило снизить верхний вес.
Торпедное вооружение состояло из пяти 457 мм торпедных аппаратов, курсовой и 4 траверзных по бортам.
За время службы практически не модернизировался.
По прибытии в Аргентину крейсер два месяца находился в Рио-Сантьяго. В июне 1896 года определен в состав 1-го дивизиона морского флота, где занимается артиллерийскими и торпедными стрельбами. В июле он совершил поход в Рио-де-Жанейро, где местные дамы преподнесли ему вышитый собственноручно боевой флаг.
В состав 1-го дивизиона кроме «Буэнос-Айрес» в 1897 году входили крейсера «9 июля», «25 мая», «Эспора» и транспорт «Пампа» в качестве угольщика. В 1898 года крейсер участвует в морских маневрах флота с последующим парадом.
Затем крейсер занимается боевой учебой, гидрографическими изысканиями и осуществляет представительские функции (доставляет президента в Рио-де-Жанейро с дружественным визитом).
В 1901 году на крейсере из Пуэрто-Бельграно в столицу привезли президента республики генерала Д. Хулио А. Рока. Средняя скорость перехода составила 21 узел.
После "Майских пактов 1902 года напряженность в боевой готовности флота значительно снизилась. В январе 1903 года командованием флота был создан учебный отряд, состоящий помимо «Буэнос-Айрес» из крейсеров «25 мая», «9 июля» и «Патагония».
В 1906 году крейсер совершил поход в Великобританию для ремонта и обслуживания своей артиллерии. После возвращения, в апреле 1907 года, определен в состав учебного отряда в качестве учебного артиллерийского корабля, вместе с «Сан-Мартин» и «Бельграно».
В 1908 году крейсер стал флагманом 2-й дивизии в составе крейсеров «9 июля», «25 мая», «Патрия» и транспортов «Пампа» (угольщик) и «Азопардо» (авизо). В этом составе дивизия провела обширные маневры в Патагонии, включая высадку десанта и боевые стрельбы. После маневров дивизия расформирована, а крейсер принял на борт учебный центр для новобранцев и занимался боевой учебой.
В 1910 году крейсер принял участие в торжествах в честь столетия Майской революции, в том числе в военно-морском параде 20 мая в Рио-де-ла-Плата. 21 мая на борту «Буэнос-Айреса» под президентским штандартом в столицу вернулись президент Республики Хосе Фигероа Алькорта и испанская инфанта Изабель де Бурбон, вместе с другими иностранными делегациями и местными высокопоставленными чиновниками.
В конце июля 1910 года вместе с крейсером «Патрия» он привез в Аргентину из Бразилии нового избранного президента страны доктора Роке Саенса Пенья. В ноябре из Бразилии крейсер вывез и аргентинского посла доктора Мануэля Монтеса де Ока, а потом доставил нового президента в Ушуайю и обратно. Путешествие, видимо, понравилось доктору Пенья, в марте 1911 года он на крейсере вновь путешествует на отдых на Огненную Землю.
В июне 1912 года, после ремонта в Рио-Сантьяго, крейсеру было доверено представлять страну на коронации короля Георга V и военно-морском параде в Спитхеде по этому поводу.
На обратном пути крейсер посетил Булонь-сюр-Мер, чтобы отдать дань уважения генералу Д. Хосе де Сан-Мартину. В августе он побывал на уругвайских национальных праздниках в Монтевидео, в ноябре на бразильских в Рио-де-Жанейро.
В конце года корабль вновь возглавил 2-ю учебную дивизию («9 июля», «25 мая» и канонерка «Парана»)в водах Рио-де-ла-Плата. На борту корабля за учениями наблюдал президент республики.
В 1913 году Аргентина отметила столетие битвы при Сан-Лоренцо, где полк конных гренадеров Сан-Мартина впервые разгромил испанские войска во время освободительной войны колоний против Испании. Крейсер, уже традиционно, стал президентской яхтой, посетил Сан-Лоренцо, а затем Росарио и Монтевидео. Министр сельского хозяйства тоже оценил крейсерский сервис и в августе посетил на «Буэнос-Айресе» Комодоро Ривадавию. В ноябре корабль вновь на праздниках-теперь у бразильцев.
В 1914 году крейсер исключили из активного состава флота, но он продолжал использоваться для представительских целей, посещая Монтевидео и Рио-де-Жанейро на национальные праздники и на церемонии инаугурации новых президентов.
С началом мировой войны используется также для обучения кадетов ENM, в 1916 году включен в учебный отряд во главе с «Морено». По случаю 100 летия принятия декларации Независимости Объединенных Провинций Серебряной Реки (Аргентины), вся эскадра была собрана в Буэнос-Айресе на торжества.
В декабре 1916 года крейсер доставил в Рио-Гальегос батальон аргентинской армии для подавления забастовки. В 1917 году корабль перевели в резерв на военно-морской базе Рио-Сантьяго, здесь он прошел небольшой ремонт и техобслуживание.
Только в 1922 году крейсер вернули в строй и он совершил два похода в Рио-де-Жанейро. В 1923 году корабль перевели на военно-морскую базу Пуэрто-Бельграно и в ноябре он вновь посетил бразильские торжества.
В 1924 году формируется уже учебная дивизия, в составе которой крейсер вновь активно участвует в боевых стрельбах, возит министров и принимает участие в морском параде.
Погрузка угля с последующей приборкой. Пуэрто-Бельграно, октябрь 1924 г. Рядом «9 Июля» и «Морено».
В августе-сентябре 1925 года «Буэнос-Айрес» сопровождал эскадру Королевского флота из HMS «Repulse», HMS «Curlew» и других кораблей во время визита принца Уэльского в Аргентину. В ноябре традиционно на бразильские праздники. В 1925 году крейсер получил премию газеты «Ла Пренса» по итогам артиллерийских стрельб.
В 1926 году на крейсере вернулся в Испанию экипаж гидросамолета испанских ВВС из четырех человек во главе с майором Д. Рамоном Франко (брат будущего каудильо) после трансатлантического перелета.
С 22 января по 10 февраля 1926 года авиаторы совершили перелет на 6300 миль (10 145 км) с семью пересадками и продолжительностью чуть менее 51 часа из Испании в Буэнос-Айрес на летающей лодке Dornier Do J Wal («Кит») «Плюс Ультра» («Еще дальше»).
В Испании крейсер принял участие в открытии канала Альфонсо XIII в Севилье. На открытии канала крейсеру доверили поднять королевский штандарт.
Осень 1926 года , как всегда, была связана с посещениями торжеств в Бразилии и Уругвае.
В 1928 году назначен флагманом разведывательного отряда в составе эсминцев «Сервантес», «Гарай», «Катамарка» и «Кордова».
К обычным визитам к соседям в представительских целях в 1929 году он совершает рейс на Кубу, где представляет Аргентину на инаугурации президента. Средняя скорость похода составила 14 узлов.
После возвращения, крейсер поставлен в Рио-Сантьяго на разоружение. Некоторое время на нем размещался штаб учебного отряда, но в мае 1932 года он был окончательно списан и в 1935 году закончил свое существование на Военном сталелитейном заводе.
По мнению многих специалистов, «Буэнос-Айрес» стал наиболее удачным из всех экспортных крейсеров компании «Армстронг».
Он оставался самым «современным» крейсером аргентинского флота до 1931года.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам