Найти тему
АвТОгус

Какие автомобили экспортировал СССР?

В том, что #автомобиль в СССР был роскошью недоступной большинству населения наверное никому доказывать не нужно. Покупка новой или подержанной машины в стране победившего социализма была сопряжена с огромными трудностями. Больше того, в нашу страну поступало не мало оразцов иностранной техники. Причем с самого момента ее создания. Но есть отдельная тема, а именно экспорт легковушек и грузовиков на запад и восток. Причем продавать за границу наши машины страна начала еще до начала Второй мировой войны. Особенным спросом пользовались грузовики ЗИС-5, а так же их трёхосные версии ЗИС-6. Да, их продавали не много, но справедливости ради об этом сказать нужно.

Фирменный автосалон Scaldia-Volga. Фотография сайта Колеса.ру
Фирменный автосалон Scaldia-Volga. Фотография сайта Колеса.ру

После окончания войны прошедшей катком как по нашей стране, так и по всей Европе денег у людей не было. И потребности населения в основном восполнялись за счет мотоциклов и мотоколясок. Но уже к началу 50-х многие страны оправились от шока и восстановили экономику. У людей появились свободные средства. А значит и спрос на машины вырос.

И наверное самым первым экспортируемым легковым автомобилем из СССР стал #М-20 Победа. Конечно объемы поставок были не велики, найти точные цифры мне не удалось. Но то, что Горьковские машины начали раскатывать по всей Европе это факт. Некоторое количество М-12 ЗИМ так же получило заграничный паспорт.

М-20 Победа в Европе. Фотография сайта Новые известия.
М-20 Победа в Европе. Фотография сайта Новые известия.

Не отставал от горьковчан и #МЗМА, даже казалось бы такая неказистая модель как Москвич 400 пользовалась не плохим спросом. Что уж говорить о более продвинутом варианте с индексом 402. Этот автомобиль мало чем уступал своим европейским конкурентам, но у него был еще один существенный плюс, он стоил много дешевле их. И конечно этот фактор не мог не повлиять на спрос. Кстати двери в Европу для наших машин открыли, как ни странно именно в Финляндии. Там, еще в 1958 было создано совместное предприятие которое и занималось поставками машин.

Финская полиция на автомобилях Москвич. Фотография сайта TAdviser
Финская полиция на автомобилях Москвич. Фотография сайта TAdviser

Однако наибольший поток легковушек в Западную Европу начался после того, как 23 апреля 1963 года в Брюсселе было создано акционерное общество "Scaldia-Volga" бельгийцы подошли к делу очень ответственно. В частности они продумали комплектации и модификации машин поставляющихся на запад.

Москвич 408 или Scaldia 1400 Elita. Фотография сайта Drive2.ru
Москвич 408 или Scaldia 1400 Elita. Фотография сайта Drive2.ru

Первым делом взялись за седаны Москвич 408, универсалы и фургоны на его базе . Но тут возникла одна проблема. Французы из компании Peugeot запатентовали цифру "0" в индексации машин. А значит и продаваться в Европе наш 408-й не мог. С аналогичными проблемами столкнулась и компания Porsche пытавшаяся вывести на рынок купе 901. Так что появлению эпохальной машины с индексом 911 мы обязаны французам. А вернее их неуступчивости. Впрочем вернемся к отечественным авто. Итак Москвич 408 стал именоваться "Scaldia 1400 Elita", а экспортные модификации 21-й Волги "М-21 Volga". Чуть позднее появились в Европе и Запорожцы #ЗАЗ-965 получившие приставку "Yalta". Нужно заметить, что бельгийский импортер и правда нацелился на серьезную работу. А чем же еще объяснить тот факт, что они не только составляли спецификации, но и даже получали машинокомплекты, которые уже собирались в Бельгии. Более того, многие машины оснащались другими моторами. В частности дизельными силовыми агрегатами снабжали и Москвичи и появившиеся впоследствии Волги ГАЗ-24.

ГАЗ-24-02 или GAZ-24  Scaldia. Фотография сайта Drive2.ru
ГАЗ-24-02 или GAZ-24 Scaldia. Фотография сайта Drive2.ru

Забавная деталь, при катастрофической нехватке автомобилей на внутреннем рынке в том же 1969 за кордон ушло 65(!) вы только подумайте 65(!) процентов всех выпущенных заводом Москвичей 408.

Когда же наш #Москвич 412 с успехом прошел два марафона Лондон-Мехико и Лондон-Сидней то это стало дополнительным стимулом для его покупки в Европейских странах. Сеть #Scaldia выросла до 170 дилеров. Которые не только продавали машины, но и занимались их гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Для этого был построен большой склад запасных частей.

Moskwich 1500SL Scaldia-Volga. Фотография сайта Autonews.
Moskwich 1500SL Scaldia-Volga. Фотография сайта Autonews.

С появлением гиганта в Тольятти возможности СССР увеличились. Ведь теперь в перечень поставляемых за рубеж машин вошла вся продукция ВАЗа. А как же конкуренция с клоном "копейки" Fiat-124? Да наша единичка клала итальянца на лопатки в легкую. Ведь стоила она почти на 1000 франков дешевле. Даже после повышения цен, она все равно легко обставляла конкурента.

Lada 1200 Scaldia-Volga. фотография производителя.
Lada 1200 Scaldia-Volga. фотография производителя.

Еще один, наверное самым популярным в Европе автомобилем можно назвать отечественную Ниву или ВАЗ 2121. Такого не предлагал никто. Да, был конечно же Range Rover, но простите сколько стоил этот высокородный британец. А вот "Нюшу" могли позволить себе практически все.

Lada Niva Scaldia-Volga. Фотография сайта Drive2.ru
Lada Niva Scaldia-Volga. Фотография сайта Drive2.ru

С появлением переднеприводного семейства #ВАЗ лишь упрочил позиции на западном рынке. Кстати бельгийская компания сильно облагородила "зубило". К примеру у модификации "Carlota" появилась иная оптика от компании Hella, легкосплавные диски и всевозможные обвесы. Были сделаны и сертифицированы кабриолеты на базе восьмерок.

Lada Samara Carlota "Scaldia-Volga" фотография сайта Auto Vercity
Lada Samara Carlota "Scaldia-Volga" фотография сайта Auto Vercity

Только через сеть Scaldia было реализовано более 280 тысяч легковушек. Что конечно же может показаться каплей в море. Но тем не менее. Эти машины покупались и эксплуатировались на западе.

Что касается грузовиков, то основным экспортным вариантом стал #КрАЗ. Это машины вроде бы даже использовались при строительстве канала по Ла-Маншем. Пользовался спросом и белорусский #БелАЗ. Правда сколько было отправлено за рубеж я, увы, не нашел. В Азию поставлялись и МАЗ и КАМАЗ.

БелАЗ. Фотография производителя.
БелАЗ. Фотография производителя.

Как видите #СССР вел активную работу в капстранах, ведь эти продажи давали стране столь нужную валюту. Конечно нефть и газ стоили много дороже, но копейка, как говорится, рубль бережет.

Авто
5,66 млн интересуются