В том, что #автомобиль в СССР был роскошью недоступной большинству населения наверное никому доказывать не нужно. Покупка новой или подержанной машины в стране победившего социализма была сопряжена с огромными трудностями. Больше того, в нашу страну поступало не мало оразцов иностранной техники. Причем с самого момента ее создания. Но есть отдельная тема, а именно экспорт легковушек и грузовиков на запад и восток. Причем продавать за границу наши машины страна начала еще до начала Второй мировой войны. Особенным спросом пользовались грузовики ЗИС-5, а так же их трёхосные версии ЗИС-6. Да, их продавали не много, но справедливости ради об этом сказать нужно.
После окончания войны прошедшей катком как по нашей стране, так и по всей Европе денег у людей не было. И потребности населения в основном восполнялись за счет мотоциклов и мотоколясок. Но уже к началу 50-х многие страны оправились от шока и восстановили экономику. У людей появились свободные средства. А значит и спрос на машины вырос.
И наверное самым первым экспортируемым легковым автомобилем из СССР стал #М-20 Победа. Конечно объемы поставок были не велики, найти точные цифры мне не удалось. Но то, что Горьковские машины начали раскатывать по всей Европе это факт. Некоторое количество М-12 ЗИМ так же получило заграничный паспорт.
Не отставал от горьковчан и #МЗМА, даже казалось бы такая неказистая модель как Москвич 400 пользовалась не плохим спросом. Что уж говорить о более продвинутом варианте с индексом 402. Этот автомобиль мало чем уступал своим европейским конкурентам, но у него был еще один существенный плюс, он стоил много дешевле их. И конечно этот фактор не мог не повлиять на спрос. Кстати двери в Европу для наших машин открыли, как ни странно именно в Финляндии. Там, еще в 1958 было создано совместное предприятие которое и занималось поставками машин.
Однако наибольший поток легковушек в Западную Европу начался после того, как 23 апреля 1963 года в Брюсселе было создано акционерное общество "Scaldia-Volga" бельгийцы подошли к делу очень ответственно. В частности они продумали комплектации и модификации машин поставляющихся на запад.
Первым делом взялись за седаны Москвич 408, универсалы и фургоны на его базе . Но тут возникла одна проблема. Французы из компании Peugeot запатентовали цифру "0" в индексации машин. А значит и продаваться в Европе наш 408-й не мог. С аналогичными проблемами столкнулась и компания Porsche пытавшаяся вывести на рынок купе 901. Так что появлению эпохальной машины с индексом 911 мы обязаны французам. А вернее их неуступчивости. Впрочем вернемся к отечественным авто. Итак Москвич 408 стал именоваться "Scaldia 1400 Elita", а экспортные модификации 21-й Волги "М-21 Volga". Чуть позднее появились в Европе и Запорожцы #ЗАЗ-965 получившие приставку "Yalta". Нужно заметить, что бельгийский импортер и правда нацелился на серьезную работу. А чем же еще объяснить тот факт, что они не только составляли спецификации, но и даже получали машинокомплекты, которые уже собирались в Бельгии. Более того, многие машины оснащались другими моторами. В частности дизельными силовыми агрегатами снабжали и Москвичи и появившиеся впоследствии Волги ГАЗ-24.
Забавная деталь, при катастрофической нехватке автомобилей на внутреннем рынке в том же 1969 за кордон ушло 65(!) вы только подумайте 65(!) процентов всех выпущенных заводом Москвичей 408.
Когда же наш #Москвич 412 с успехом прошел два марафона Лондон-Мехико и Лондон-Сидней то это стало дополнительным стимулом для его покупки в Европейских странах. Сеть #Scaldia выросла до 170 дилеров. Которые не только продавали машины, но и занимались их гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Для этого был построен большой склад запасных частей.
С появлением гиганта в Тольятти возможности СССР увеличились. Ведь теперь в перечень поставляемых за рубеж машин вошла вся продукция ВАЗа. А как же конкуренция с клоном "копейки" Fiat-124? Да наша единичка клала итальянца на лопатки в легкую. Ведь стоила она почти на 1000 франков дешевле. Даже после повышения цен, она все равно легко обставляла конкурента.
Еще один, наверное самым популярным в Европе автомобилем можно назвать отечественную Ниву или ВАЗ 2121. Такого не предлагал никто. Да, был конечно же Range Rover, но простите сколько стоил этот высокородный британец. А вот "Нюшу" могли позволить себе практически все.
С появлением переднеприводного семейства #ВАЗ лишь упрочил позиции на западном рынке. Кстати бельгийская компания сильно облагородила "зубило". К примеру у модификации "Carlota" появилась иная оптика от компании Hella, легкосплавные диски и всевозможные обвесы. Были сделаны и сертифицированы кабриолеты на базе восьмерок.
Только через сеть Scaldia было реализовано более 280 тысяч легковушек. Что конечно же может показаться каплей в море. Но тем не менее. Эти машины покупались и эксплуатировались на западе.
Что касается грузовиков, то основным экспортным вариантом стал #КрАЗ. Это машины вроде бы даже использовались при строительстве канала по Ла-Маншем. Пользовался спросом и белорусский #БелАЗ. Правда сколько было отправлено за рубеж я, увы, не нашел. В Азию поставлялись и МАЗ и КАМАЗ.
Как видите #СССР вел активную работу в капстранах, ведь эти продажи давали стране столь нужную валюту. Конечно нефть и газ стоили много дороже, но копейка, как говорится, рубль бережет.