Найти в Дзене

ЗАЗ-965 – один из самых миниатюрных автомобилей СССР

Всем привет! Первым советским автомобилем, созданным для простых людей, принято считать Москвич-400, о котором я писал здесь. Но позже за место него на конвейер встали более дорогие модели – Москвич-402 и 407, которые многим людям были уже не по карману. И тогда в конце 50х гг. советское руководство постановило создать простой и малогабаритный автомобиль, который могли позволить многие граждане. Таковым стал первый Запорожец ЗАЗ-965. Первые автомобили этой серии появились в 1960 г. Внешне они мало чем отличались от появившегося ранее экспериментального Москвич-444, о котором я писал здесь. Техническая документация на новый автомобиль была передана на запорожский завод «Коммунар» из Москвы, так что создателем машины заморачиваться не пришлось: они лишь немного изменили передок и установили новую решетку радиатора, в просторечии – «терки Вассермана». В задней же части первое время стоял двигатель мощностью всего 23 л. с., позднее его заменили новым мотором объемом 887 куб. см и мощностью

Всем привет!

Первым советским автомобилем, созданным для простых людей, принято считать Москвич-400, о котором я писал здесь. Но позже за место него на конвейер встали более дорогие модели – Москвич-402 и 407, которые многим людям были уже не по карману. И тогда в конце 50х гг. советское руководство постановило создать простой и малогабаритный автомобиль, который могли позволить многие граждане. Таковым стал первый Запорожец ЗАЗ-965.

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

Первые автомобили этой серии появились в 1960 г. Внешне они мало чем отличались от появившегося ранее экспериментального Москвич-444, о котором я писал здесь. Техническая документация на новый автомобиль была передана на запорожский завод «Коммунар» из Москвы, так что создателем машины заморачиваться не пришлось: они лишь немного изменили передок и установили новую решетку радиатора, в просторечии – «терки Вассермана».

В задней же части первое время стоял двигатель мощностью всего 23 л. с., позднее его заменили новым мотором объемом 887 куб. см и мощностью 27 лошадок. Расположение мотора вынудило создателей сделать сзади характерный изгиб, из-за которого автомобиль получил главное прозвище «Горбатый». Однако сохранилась главная проблема – из-за нестандартного расположения двигатель первого Запорожца часто перегревался, а зимой и вовсе иногда отказывался работать.

ЗАЗ-965 сзади. Источник фото: drive2.ru
ЗАЗ-965 сзади. Источник фото: drive2.ru

Багажник ЗАЗ-965 тоже не радовал автомобилистов: почти весь объем занимали бензобак и запасное колесо. Можно было загрузить лишь один чемодан. Грузы же иногда приходилось возить на крыше автомобиля. Наверно, именно поэтому эти решетки на крышах стали такими популярными в нашей стране.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Салон автомобиля очень скромный. Двери в него открывались против движения, а в распоряжении водителя лишь необходимый минимум приборов, тонкий руль и 4-ступенчатая коробка передач, причем рычаг был уже на полу. К слову, звукоизоляции в салоне практически не было, так что разговаривать людям во время езды было сложно.

Салон ЗАЗ-965. Источник фото: drive2.ru
Салон ЗАЗ-965. Источник фото: drive2.ru

Всего до 1969 г. было выпущено 322 166 ЗАЗ-965. Но надо сказать, что первое время советские граждане не считали эту модель полноценным автомобилем, во многом из-за миниатюрных размеров. Насмешки вызывали криво стоящие задние колеса и необычный «взгляд» фар.

Зато благодаря небольшим размерам и легкому рулю автомобиль получился очень маневренным, а в случае буксовки благодаря небольшой массе (965 кг) вытащить «горбатого» на дорогу можно было вдвоем.

Ко всему прочему, первому Запорожцу удалось сняться в кино:

Кадр из к/ф «Три плюс два», реж. Г. Оганесян, 1963 г.
Кадр из к/ф «Три плюс два», реж. Г. Оганесян, 1963 г.

Не могли эту машину упустить из виду и мультипликаторы:

Кадр из м/с «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1972 г.
Кадр из м/с «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1972 г.

Все же по прошествии лет автомобиль стал выглядеть архаично, и когда появился новый, более мощный и вместительный ЗАЗ-966, наш герой стал постепенно сдавать позиции. Сегодня ЗАЗ-965 на дорогах встречается редко, однако находятся такие мастера, которые мало того что восстанавливают первых Запорожцев, еще и умудряются тюнинговать их:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Все же большинство доживших до наших дней «горбатых» содержатся или в частных коллекциях, или в музеях. Одного из уцелевших ЗАЗ-965 мне удалось снять в 2018 г.:

В траве сидел Горбатый)
В траве сидел Горбатый)

ЗАЗ-965 – советский автомобиль, первое время не вызывавший у людей доверие, но вскоре ставший «народным» и в очередной раз показавшим, что автомобиль – не предмет роскоши, а средство передвижения. Впоследствии этот постулат советским машиностроителям удавалось доказывать все чаще.

Остались ли такие машины в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!